Книжница Самарского староверия Понедельник, 2021-Ноя-29, 05:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » ХХ в.

Панкратов Александр, иерей РПСЦ. Святитель Арсений Уральский как епархиальный епископ
1997 год был ознаменован 100-летием возведения в архиерейский сан преосвященного Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского (1840-1908). В 1998 году исполнилось 90 лет со дня преставления этого выдающегося духовного и церковно-обшественного деятеля старообрядчества.
 
Его жизненный путь: рождение в семье безпоповцев Вязниковского уезда Владимирской губернии, напряженные поиски истинной Церкви Христовой, обретение этой Церкви в сообществе старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, и понесенные затем великие труды во имя Истины, — все это не раз описывалось на страницах "Старообрядческого церковного календаря", например, в 1968 и 1988 годах. В связи же с юбилеем епископской хиротонии представляется уместным особо рассказать об архиерейских трудах епископа Арсения, о которых ранее говорилось немного.

 

Знакомство  с   историческими   источниками   позволяет убедиться в том, что при крайней загруженности трудом и церковными делами всероссийского значения, владыка Арсений неизменно уделял большое внимание своим  прямым  епископским  обязанностям.   Свидетель  и участник этих трудов, протоиерей Алексий Старков так писал об этом   в  журнале   "Церковь"   (№   42,   1908   г.):

 

"Епископ Арсений всё время своего епископства не увлекался никакими посторонними делами.  У него не  было свободного времени выезжать на покой на дачи или в монастыри. У него зиму и лето, день и ночь были церковные и епархиальные дела. Даже в последнее лето своей жизни, несмотря на крайне слабое здоровье, он не оставил свою паству без посещения.

 

Как только проводили Святую Пасху, на Фоминой же неделе, он выехал в приход Саратовской епархии (которой временно управлял. — А.П.); возвратился в Уральск на Троицкой неделе, в пятницу. Проведя праздник св. Троицы, во вторник же, он выехал посещать приходы по Уральской епархии и, проехав более 1000 вёрст на лошадях, возвратился в Уральск 19 июля, а 22-го июля выехал в Москву на Собор. С Собора упросили его поехать во Ржев для умиротворения прихожан, оттуда он проехал в Нижний Новгород. В праздник Преображения Господня служил здесь. Из Нижнего выехал опять в Саратовскую епархию посетить некоторые приходы, домой прибыл 24 августа".

 

Многочисленные поездки епископа Арсения были связаны не только с совершением богослужений на приходах, но и с активной проповедью истинности и спасительности Старообрядческой Церкви, обучением на местах проповедников-начётчиков для распространения Христовой Истины.

 

Вот как вспоминал это наставничество один из учеников епископа: "Я думал тогда, глядя на владыку: "Такие-то вот видно в древней Церкви и были архиереи, как Арсений, который действительно вселенский учитель. Ведь у него не одно лишь учение было, а многое и другое было. Учителем он был примерным. Мне пришлось 3-4 урока взять у него для бесед с миссионером. Его наставления как-то особо прививались, чувствовалось, что он что-то вливает в сердце. И всегда в моих мыслях носились его образ, слова и наставления. Он мне подарил в одно время 14 экземпляров разных брошюр и сказал, шутя: "А 15-ю сам напиши""*.

 

Талант служителя, проповедника и наставника, которым Господь щедро одарил Своего святителя, явился источником большого авторитета епископа Арсения во всём старообрядчестве. По поручению Освященных Соборов он временно управлял епархиями Московской, потом Нижегородской и Саратовской. И каждая вдовствующая епархия просила его остаться подольше, а лучше - насовсем, потому что знали его бдительность и заботливость о порученной ему пастве.

 

Но всероссийский светильник предпочитал жить в отдалении от центра страны, в "пыльном, а во время дождей грязном"   Уральске,   занимая   очень   скромную   квартиру, какую занимают только чернорабочие"**. На все предложения о переходе на иную, более "видную" епархию владыка неизменно давал один ответ: "Признаю несправедливым перед Богом оставлять доставшуюся по первому жребию мне епархию".

 

И Уральско-Оренбургская епархия при таком святителе довольно быстро стала одной из крупных  по старообрядческим меркам, каковой она и оставалась после кончины епископа Арсения, вплоть до начала советских гонений на веру рубежа 1920-1930-х годов. По имеющимся в Митрополии данным 1924 года, Уральская епархия состояла тогда из 17 приходов, в каждом из которых был свой священник, а в храме г. Уральска имелся и диакон. Из числа этих служителей пятеро были поставлены во священство самим владыкой Арсением, а ещё двое - присоединены им же от раздора "неокружников". Таким образом, даже в середине 1920-х годов, спустя 16 лет после кончины епископа Арсения, после тяжелейших испытаний революции и гражданской войны, когда число действующих старообрядчески приходов Уральско-Оренбургского края, безусловно, сократилось,   более  трети   из   оставшихся   священнослужителей епархии  были ставленниками  святителя Арсения,  иными словами, плодом его духовной деятельности. Общее же число прихожан-старообрядцев Уральской епархии составляв приблизительно 6100 человек (данные 1924 года).

 

Приведённые   сведения   ярко  характеризуют   епископа Арсения как выдающегося иерарха Церкви Христовой», в точном соответствии с учением евангельским не щадившего себя в трудах по духовному окормлению и просвещению вверенной ему Богом паствы.

 

* "После жизни Арсения", статья священника А.М.Соколова, "Церковь", .№42, с. 1425-1426.

 

** Там же, с. 1423.

 

("Старообрядческий церковный календарь " на 1998 г.)

Rambler's Top100
Категория: ХХ в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-11)
Просмотров: 1298

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2021Бесплатный хостинг uCoz