Соседний с Латвией Зарасайский район Литвы, как и близкий к нему Даугавпилс, известен давним и значительным присутствием староверов. В XVIII веке, начиная с 1735 года, в нынешних границах района существовали несколько староверческих храмов(1). Устройство моленной в дер. Самани благословил древлеправослав-ный пастырь Федор Никифорович Саманский, чьим радением позже был основан Рижский Гребенщиковский храм (2).
Огромный путь, пройденный ревнителями Старой Веры, вместил и столетия жесточайших гонений, и долгожданные годы возрождения (первая треть XX в.). Сегодняшнее положение староверчества не простое. Сократилось число сельских общин, закрываются храмы. Вместе с тем, при всех потерях, вызванных социальными переменами и прочими обстоятельствами, староверы по-прежнему составляют некоторую часть населения Зарасайского района. Во время переписи 2001 г. свыше одиннадцати процентов жителей района отнесли себя к староверам (3).
Во многих домах хранятся семейные святыни, соблюдаются отеческие заветы и обычаи. На двадцати шести староверческих кладбищах, находящихся на территории района, воздается дань памяти умершим. Фамильное древо не одной семьи уходит своими корнями в глубь времен. Среди древних староверческих родов - род Михайловых.
В семье Ивана Михайловича и Матрены Федоровны Михайловых - потомков первых переселенцев - в 1866 г. родился Антип. Супруги владели в уездном городе Ковенской губерн Новоалександровске (тогдашнее название Зарасая) обширным земельным участком, который отец Ивана Михайловича купил у католического монастыря. На участке, ныне застроенном десятком домов, был разбит большой сад, спускавшийся к озеру, стоял просторный дом. Антип рано избрал самостоятельный путь. В молодые годы, освоив профессию строителя, он начал брать подряды, обзавелся в г. Гриве собственным домом. Прочно став на ноги, вступил в брачный союз с Ефросинией Васильевной Столяровой - дочерью зажиточного землевладельца из Лауцесской волости Илукстского уезда Курляндской губернии.
В первом десятилетии XX века Антип Иванович - подрядчик на строительстве Либавского (Лиепайского) военно-морского порта. Он застал в этом приморском городе порядочное число староверов, нуждавшихся в объединении, духовном окормлении, обретении молитвенного прибежища, поскольку для богослужений имелось всего лишь помещение в частном доме. Стараниями Антипа Ивановича была создана община, которая насчитывала почти 80 членов (4). Председателем общины, естественно, избрали А. Михайлова.
Внучатая племянница А. Михайлова Наталия Борисовна Ларикова сохранила ряд документов, относящихся к периоду становления Либавской общины. Среди них - следующее уведомление: «От Курляндского губернского правления объявляется председателю совета Либавской старообрядческой общины поморского согласия Антипу Михайлову, что губернатор, руководствуясь ст. ст. 29 и 33 отд. I Именного Высочайшего Указа 17 октября 1906 г. изъявил согласие на избрание Савелия Дмитриевича Зуева наставником Либавской старообрядческой общины поморского согласия и распорядился о внесении его в установленный реестр старообрядческих духовных лиц, настоятелей и наставников по Курляндской губернии. Гор. Митава, 22 августа 1907 г.».(5)
Необходимо добавить, что Савелий Зуев в качестве наставника представлял Либавскую общину на съезде старообрядцев Северо-Западного края России, прошедшем в г. Вильне (Вильнюсе) 25-27 января 1906 г.(6) Стало быть, он служил в общине, по меньшей мере, с конца 1905 г. и председателю общины, видимо, пришлось долго добиваться правового признания наставника.
Протокол общего собрания членов общины, состоявшегося 9 декабря 1907 г., дает представление о времени строительства храма, указывает на привлечение для оплаты строительно-отделочных работ от личных средств общинников. Собрание рассмотрело, гласит документ, «приход и расход: по сооружению Св. Троицкого старообрядческого молитвенного храма, по содержанию молитвенного дома, бывшего в доме Ивана Клубникова и содержанию настоящего храма в течение 1906 и 1907 гг.» Собрание также приняло постановление о погашении долга поставщикам лесоматериалов, мастерам рам и возврате наличных ссуд, предоставленных членами общины Марком Колосовым, Петром Евсеевым, Кириллом Лисицыным, Савелием Абрамовым, Василием Волковым, Онисифором Колосовым, Антоном Забурдаевым, Никитой Фоминым, Иваном Ветловым (7). Наряду со строительством храма в бытность А. Михайлова председателем общины было по существу заведено и узаконено староверческое кладбище.
В начале 1908 г. в связи с отъездом из Либавы Антип Иванович сдал дела общины, о чем свидетельствует соответствующая «Опись» (8). К Пасхе в общину пришло от А. Михайлова послание. Ответ был составлен в самых теплых выражениях. После троекратного «Воистину воскресе!» говорилось: «Многоуважаемый Антип Иванович! В настоящий высокоторжественный праздник Светлого Христова Воскресения мы имели счастие получить от Вас письмо с поздравлением, которое было прочитано в молитвенном храме в первый день праздника после вечерни всему обществу, собравшемуся на вечерню. По прочтении письма все члены общины единогласно просили передать Вам сердечную благодарность и душевное пожелание о получении Вами от Господа Бога всего хорошего за Ваше усердие и попечение о молитвенном храме, который Вы не забываете. Кроме того, все общество единогласно просит написать и передать Вам благодарность за Ваши труды по постройке молитвенного храма, устройству и организации общины, которая благодаря Бога существует по настоящее время и заведенный Вами порядок во всем останется навсегда памятным и дорогим руководством в будущем как для нас, так и для потомков наших, у которых, как и у нас останется вечное воспоминание и признательность Вам как первому председателю общины, неутомимому деятелю и устроителю молитвенного храма и общины на окраине нашего обширного Отечества. Благодарные Вам - наставник С. Зуев и члены общины... Следует 14 подписей» (9).
Племянник Антипа Ивановича Михей Митрофанович Михайлов (1905-1984) - экономист, знаток отечественной истории оставил пространные воспоминания. Записи сделаны в 1978-1980 гг. Об Антипе Ивановиче в них, в частности, сказано: «В 1914-1918 гг. он проживал в Гатчине, имел большой участок земли, дачу, которую купил у министра путей сообщения России. Он был состоятельным человеком, и мой отец еще в Либаве служил у него десятником. Революция 1917 г. положила конец деятельности дяди как подрядчика. Приблизительно в 1919 г., когда армия генерала Юденича наступала на Петроград, дядя со своим семейством уехал в Двинск и, вступив во владение землей жены (усадьба Боханы), занялся сельским хозяйством»(10).
Обремененный заботами сельского хозяина, Антип Иванович не устранился от общественных дел. Он помогал депутату Сейма С. Р. Кириллову в учреждении старообрядческих ссудо-сберегательных товариществ, в их числе - Горно-Калкунского товарищества, Гривского товарищества сельскохозяйственных заготовок «Огородник», способствовал развитию движения кооператоров. Близки ему были нужды Нидеркунской староверческой общины.
9 мая 1929 г. на предсоборном совещании в Даугавпилсе А. Михайлов был избран членом Совета старообрядческих соборов и съездов в Латвии(11). Одним из свершений Совета явилось проведение в конце 1930 г. религиозно-просветительных курсов. Существенную финансовую помощь оказало Совету правительство.
Программа курсов состояла из следующих предметов: апология и история христианства (лектор И. Н. Заволоко), Катехизис (Л. Мурников), устав, теория и практика церковного пения (П. Фадеев), священная история (А. Смолякова), церковнославянский язык и вопросы церковного воспитания (К. Ершова), теория и практика иконописи (И. Н. Заволоко), латышский язык (Р. Макарова), история и география Латвии, начальная педагогика (А. Формаков).
«Вестник Совета ССиС в Латвии» писал об итогах курсов: «Вся сложная и ответственная административно-хозяйственная часть была блестяще осуществлена президиумом Совета в лице С. Р. Кириллова, А. И. Михайлова, Л. Т. Колесникова» (12). Курсы, продолжавшиеся месяц, до 4 января 1931 г., закончили 30 человек. Почти все выпускники в течение Великого поста 1931 г. вели в 26 общинах Даугавпилсского и Илукстского уездов обучение молодежи церковной грамоте и пению(13). Ряд выпускников служил впоследствии наставниками и головщиками.
У Антипа и Ефросиний Михайловых родилось пятеро детей: Феофания, Ирина, Феоктиста, Пелагия, Иван. Совсем юными ушли из жизни Ирина и Пелагия. Феофания окончила гимназию, жила с родителями, давала частные уроки по русскому языку и литературе. Позже вышла замуж: за жителя Даугавпилса Смолякова. Дочь Феоктисту и сына Ивана Антип Иванович отправил в Чехословакию. Оба закончили Пражский Карлов университет. Феоктиста - философский факультет, Иван - инженерный. Вернувшись в Латвию, Иван нес воинскую службу, затем поступил в полицию на офицерскую должность. В 1940 г. он был арестован и бесследно исчез. Феофания со своим семейством в 1944 г. эмигрировала на Запад (14).
Сохранилась копия извещения или приглашения со следующим текстом: «Феоктиста Михайлова имеет честь сообщить, что в пятницу 25 дня марта месяца 1930 г. в 11 час. в малом зале Старославного Карлова университета будет удостоена степени доктора философии» (15).
Исследование, принесшее Феоктисте почетную степень, было посвящено вопросам Староверия. По возвращении в Даугавпилс Феоктиста Антиповна преподавала в гимназии, очень скоро стала известным человеком. Ее называли другом и воспитателем молодежи. Широкий отклик получил доклад Феоктисты на Даугавпилсском староверческом съезде в декабре 1935 г. В расцвете лет и сил ее постигла коварная болезнь. 5 октября 1936 года Феоктиста Михайдова умерла. Рижская «Газета для всех» писала, что староверчество, русская общественность Латвии потеряли редкую работницу на духовно-просветительной ниве(16).
Антип Иванович пережил горькие утраты и несчастья. Он скончался в 1956 г. 90-летним старцем. Похоронен на Гривском кладбище Даугавпилса рядом с дочерью Феоктистой, женой Ефросинией, близкими и дальними родичами.
В 2006 г. исполняется 100 лет со времени основания Лиепайской староверческой общины, 140 лет со дня рождения Антипа Ивановича Михайлова, 100 лет со дня рождения Феоктисты Антиповны Михайловой - ярко вспыхнувшей и безвременно угасшей звездочки на небосклоне Староверия.
1 Дегуцкий летописец. // Древлехранилище Пушкинского Дома:Материалы и исследования. Ленинград: Наука, 1990. С. 195, 197.
2 Заволоко И. Н. О старообрядцах г. Риги. Рига, 1933. С. 5-6.
3 «Перепись населения Литовской Республики по полу, возрасту и вероисповеданию» (на лит, яз.). Вильнюс, 2001. С. 202.
4 Протокол общего собрания членов Либавской старообрядческой общины от 9 декабря 1907. Семейный архив Н. Б. Лариковой.
5 Объявление Курляндского губернского правления Министерства внутренних дел России. Митава, 22 августа 1907. Семейный архив Н.Б. Лариковой.
6 Труды съезда старообрядцев всего Северо-Западного, Привислянского и Прибалтийского краев... Вильна, 1906. Список участников съезда.
7 Указ. протокол от 9 дек. 1907.
8 Опись дел, сданных пред. совета Либавской старообр. Общины А. Михайловым. Составлена 2 февр. 1908. Семейный архив Н. Б. Лариковой.
9 Послание совета Либавской общины от 19 апр. 1908. Указ. архив.
10 Записи М. М. Михайлова. Указ. архив.
11 Вестник Совета старообрядческих соборов и съездов в Латвии.1931. № 1. С. 6.
12 Там же. С. 8.
13 Там же. С. 10-11.
14 Записи М. М. Михайлова. Указ. архив.
15 Извещение от Ф. Михайловой. Указ. архив.
16 «Газета для всех». 11 октября 1936.
Василий Барановский
Опубликовано в сборнике материалов Международной конференции 29-30 апреля 2004 г. в Риге "Староверие Латвии" - Рига, 2005
|