Первый раз в жизни я встретил о. Леонида в Москве на Рогожском в 1980 году. Это был праздник Св. Жен-Мироносиц. Тогда я был студентом 3-го курса Государственного Музыкально-Педагогического Института им. Гнесиных и, как выражаются, «обивал пороги» Старообрядческой Архиепископии для того, чтобы добиться благословения Архиепископа Никодима на право проведения магнитофонных записей богослужений в старообрядческих храмах. Владыка Никодим проживал большей частью в своем родном селе Старая Добруджа в Молдавии. В 1979 году его наместником в Москве являлся епископ Анастасий. С ним мы подружились, и он являлся, своего рода, моим ходатаем перед Никодимом.
На праздник Св. Жен-Мироносиц я попал впервые. О. Евгений Бобков, с которым мы уже были знакомы, предупредил и посоветовал прийти на службу. Богослужение проходило очень чинно, торжественно. После сложных событий в жизни Старообрядческой Церкви в 1979 году Никодим созвал на праздник всех архиереев: Анастасия - епископа Донского и Кавказского, Клинцовского и Новозыбковского и Евтихия - епископа Киевского и Винницкого. Впервые я видел пасхальный молебен и крестный ход. Кроме архиереев, в нем принимало участие несколько священников, кажется, их было шесть человек. Во время шествия, старые прихожане Рогожского перешептываясь, говорили: «Давно не было такого торжества». Наверное, в настоящее время трудно поверить, что крестный ход с тремя архиереями и шестью священниками является большим торжеством, но в те, советские годы, подобное положение вещей было вполне оправдано. Я же, с нетерпением ждал встречи с епископом Анастасием. За неделю до этого, он пообещал мне поговорить с Никодимом и устроить аудиенцию.
Наконец я дождался владыку у дверей храма. Он, с некоторым виноватым видом стал объяснять мне: «Ну вот, ничего я пока не смог для Вас сделать». Несмотря на огромную разницу в возрасте, он меня всегда называл на «Вы». Мы шли вместе по двору Рогожской общины и стали решать вопрос следующей встречи. В это время к Анастасию подошел один батюшка и сказал: «Владыко, пойдемте, Вас ждут». Я не знал - кто этот человек, но хорошо запомнил его лицо. Бывая и впредь на Рогожском, мне не приходилось видеть больше этого священника.
Спустя много лет, когда последовали трагическая гибель о. Евгения, кончина владыки Анастасия, и на Рогожском было много священнослужителей, я вновь увидел того самого священника, который в праздник Св. Жен-Мироносиц 1980 года увел от меня епископа Анастасия. Кто-то мне и сказал, что это отец Леонид Гусев, который служит в очень глухом месте, в деревне Рытово Владимирской области. Рассказали мне и то, что он является духовным отцом епископа Анастасия. Факт, можно сказать, заставивший меня, как бы автоматически его уважать.
Первая же встреча, с которой началось мое общение с о. Леонидом, произошла в 1989 году. Это было уже в Костроме. Проходили торжества по случаю освящения храма, открытого стараниями Ивана Алексеевича Сергеева. Я был приглашен на этот праздник. Всей службой руководил о. Леонид. После богослужений был обед, на котором мне дали слово. Я поздравил костромичей с праздником, открытием храма и пожелал, чтобы в нем возобновила свою деятельность певческая школа, подобная той, которая функционировала в селе Стрельниково в начале XX века. Как сейчас помню, с каким интересом слушал мои слова о. Леонид. Но я не предполагал, что они произведут на него большое впечатление.
Через несколько лет о. Леонид стал служить на Рогожском. Приходя на службу, я стал замечать и немного удивляться тому, какое внимание он мне оказывал. Сам батюшка, и его матушка Александра, всегда первыми мне кланялись. Если же мы встречались вне службы, о. Леонид останавливался, участливо беседовал, даже делился своими проблемами.
В 1999 году Творческое объединение «Музыкальный фольклор» предложило мне провести вечер старообрядческих песнопений. В Костроме, к этому времени, скончались все опытные певцы. Я решил обратиться к о. Леониду за советом. Спросил его мнение о Нижегородском хоре. Он ответил, что не возражает против приглашения в Москву нижегородцев, хотя, по ряду причин не может оказать содействие. При этом добавил, что если я соберусь туда ехать, и нужно будет решать вопрос с ночлегом, то он позволит остановиться у него дома. Но сам о. Леонид предложил вызвать хор Новосибирской общины. «Мы служили там на престольный праздник с владыкой Алимпием. Нас очень порадовал своим пением хор под управлением Володи Долгова. Николай Григорьевич, как они пели! Я советую Вам вызвать их».
Так началась наша совместная работа на научном поприще. О. Леонид сам звонил в Новосибирск, устроил хору ночлег на Рогожском, даже помог с питанием в дороге. Этот концерт состоялся 8 марта в концертном зале Российской Академии Музыки им. Гнесиных. Тот, кто присутствовал на нем, помнят успех новосибирцев. Сам о. Леонид был на концерте в качестве почетного гостя. Его пригласили на сцену после выступления хора, вручили ему цветы. Он поприветствовал всех гостей вечера. Отрадно, что все это записано на видеокамеру.
Следующее научное, своего рода единственное и уникальное мероприятие за всю историю старообрядчества, мы провели с о. Леонидом в 2000 году. Шел год 2000-летия Рождества Христова. Все цивилизованное человечество отмечало эту дату. Московская консерватория проводила международную конференцию. Фактически, это был ведущий музыкальный форум мира, на который съехались ученые из России, стран СНГ, США, Англии, Австрии, Италии, Швеции, занимающиеся вопросами церковного пения. Оргкомитет решил свозить всех участников конференции на Рогожское. Все мероприятие, от начала до конца, организовывал о. Леонид. Ради этого митрополит Алимпий облачился в соборную архиерейскую мантию и вместе с хором духовенства приветствовал ученых пением пасхальных песнопений.
Для большинства гостей это была первая встреча со старообрядчеством, старообрядческим священноначалием, живым старообрядческим пением. В 2005 году профессор Милош Велимирович (США), приехав на очередную конференцию в Москву, сказал мне: «Николай Григорьевич, у меня дома, на самом видном месте, стоит фотография в память о посещении старообрядческого храма. Я до сих пор с волнением вспоминаю это событие». Академик Академии наук Украины Нина Александровна Герасимова-Персидская на международном конгрессе в г. Быдгощ (в Польше), представляя меня всем участникам, также воспоминала нашу встречу на Рогожском. «Этого забыть никогда нельзя», - заявила она всем.
Осенью 2000 года я повез Новосибирский хор под управлением В. Долгова в Польшу на вышеупомянутый конгресс. Концерты старообрядческого хора покорили поляков. В нашу честь был устроен прием в Быдгоще. Но этим не ограничилась благодарность польской стороны. Посольство Польши в России прислало благодарственное письмо митрополиту Алимпию. Я об этом не знал. Прихожу однажды на службу, меня встречает о. Леонид и со слезами радости говорит: «Как я рад Вас видеть! Как я рад Вас видеть! Какое письмо прислали владыке поляки! Какое письмо!» Он радовался от души, прямо по-детски, каждой хорошей вести, каждому ласковому слову о старообрядчестве. Вот как он любил свою Церковь и свою веру!
Самое большое научное и духовное дело мы совершили с ним в 2002 году. Приближалась дата - 40 лет возвращения на Родину казаков-некрасовцев из Турции. Министерство культуры Ставропольского края решило отметить праздник. Тогда я и подключил митрополию к этому мероприятию. О. Леонид попросил меня пойти самому к митрополиту Алимпию просить благословения. Как сейчас помню, июль месяц, на улице 30 градусов жары, мы, вместе с ученым из МГУ Е.А. Агеевой и о. Леонидом пошли к Алимпию просить благословения. Я, со страхом и трепетом, рассказывал и убеждал владыку принять участие в этом празднике митрополию и благословить туда поехать о. Леонида с диаконом. Владыка согласился. О. Леонид сиял от радости. В это время Елена Александровна обратилась ко мне шепотом: «Можно ли сфотографировать владыку»? Я, опять же, со страхом спросил Алимпия: «Можно ли Вас сфотографировать»? Реакция последовала прямо противоположная. «Дак мне же нужно переодеться. Подожди». Как потом, выяснилось, Алимпий очень любил фотографироваться. Вскоре он вышел с красивой панагией и разрешил снимать его одного, фотографироваться вместе с ним. При этом строго добавил, чтобы обязательно принесли ему снимки. Так я оказался запечатленным с митрополитом Алимпием и отцом Леонидом вместе.
Осенью 2002 года на Ставрополь¬ской земле, в п. Новокумский состоялся, как теперь можно однозначно сказать, исторический праздник - 40 лет возвращения казаков-некрасовцев на Родину - в Россию. Бесспорно, праздник был духовным. Его главным лицом являлся отец Леонид. Принимали его как самого дорогого гостя. Гла¬ва местной администрации дал свою машину «Волгу» для встречи с поезда и провожая на поезд. Был даже выделен милиционер для охраны.
Казаки преподнесли ему хлеб с солью, а дети устилали дорогу цветами. Верующие Новокумского прихода отремонтировали храм, покрасили полы. Они две недели молились на улице Всенощную и Часы, так как хотели, чтобы первым после ремонта в церковь вошел о. Леонид - посланник митрополита Алимпия, главы Старообрядческой Церкви. Все, кто присутствовал на этом празднике, видели, как торжественно он вел службу, и, конечно, отмечали красивое золотое облачение, которое он привез из Москвы. А как приветствовали его в местном Доме культуры! Глава Администрации Николай Алексеевич Щербина наградил о. Леонида грамотой, подарил большую красивую картину. Когда он входил и выходил из зала Дома культуры, все присутствующие вставали, а дети казаков пели ему духовные песнопения. Никогда не забуду, как кланялся ему казачий атаман Ставропольского края, когда выходил на сцену приветствовать некрасовцев, с каким уважением обращался к нему Зам. Министра культуры Ставропольского края В. М. Лычагин, произнося слова «Ваше Высокопреподобие»! Как благодарили его местные священнослужители после службы, на праздничном обеде, в Доме культуры за то, что он прибыл на их торжество. И простые местные жители, молодежь, которые встречали его на улице, после возвращения из Дома культуры на отдых, подходили и говорили: «Можно с Вами фотографироваться»? Весть о прибытии такого высокого гостя из Москвы облетела всю Левокумскую землю, и потом долго не смолкали об этом разговоры.
После этого праздника в жизни Старообрядческой Церкви произошло много событий. В 2004 году о. Леонид снова вернулся на служение в родной храм - в Рытово. Мы долго не виделись. В пятницу страстной седмицы 2005 года я возвращался из МГУ. Думал ехать на службу, на Рогожское. В метро почувствовал сильную усталость. Какая то сила заставила меня выйти из поезда. Отдохнув на лавочке, я решил пойти в храм на Остоженке. На службе увидел матушку о. Леонида. Она подошла ко мне и сказала, что батюшка болен и находится здесь, при церкви. Я осмелился попросить, чтобы он меня принял. Так состоялась моя последняя встреча с о. Леонидом - в страстную пятницу.
Нельзя передать ту радость, с какой он меня увидел, благословил, посадил рядом с собой на кровать. Я понимал, и не понимал, что это последнее наше свидание. Он говорил не переставая. За короткое время о. Леонид ответил на все мои вопросы. Я услышал напрямую его точку зрения о конкретных людях. Он, как прозорливый старец, предвидел многие события, которые в скором времени произошли, предсказал судьбу многих людей, наконец, дал наказ - что я должен сделать для старообрядчества. Меня поразила сила духа, которая была в нем, и о которой я раньше даже не подозревал. Он не озлоблялся, никого не бранил, не тужил о себе, о своих близких. Его беспокоило только одно - судьба старообрядческой Церкви. Он буквально рвался к себе в Рытово, «Николай Григорьевич! Ведь это мой родной храм. Если я не смогу в нем еше послужить, то пусть Господь сподобит меня, хотя бы Пасху встретить в нем»! Обратясь к Богородичной иконе, перекрестившись, со слезами продолжал: «Вся надежда у меня на Богородицу и на молитвы моих духовных чад»! Вспомнили мы с ним и праздник у казаков-некрасовцев. По этому случаю, он произнес: «Николай Григорьевич! Если будешь еще раз в этих землях, то, пожалуйста, передай от меня поклон и представителям местной администрации, и руководству Ставропольского края, и всем ученым, которые были там, и священникам, и всем казакам-некрасовцам. Передай им от меня мою искреннюю благодарность! Я только сейчас осознаю - какое это было важное событие»!
Больше я с ним не виделся. 13 мая мне сообщили о его кончине. К сожалению, не удалось побывать на похоронах о. Леонида, так как была срочная работа по заказу Союза Композиторов России. Благодарность о. Леонида казакам-некрасовцам я передал 14 мая, позвонив в Левокумское: священникам, представителям администрации и работникам культуры, в Министерство культуры Ставрополья. 15 мая, в праздник Св. Жен-Мироносиц были похороны о. Леонида в Рытово. У некрасовцев же, в п. Новокумский в этот день - престольный праздник. После богослужения, на общинном обеде, о. Феофан Бандеровский объявил всем присутствующим о том, что скончался о. Леонид. Все казаки встали и помолились о нем.
Можно еще много вспомнить о встречах с о. Леонидом. Может быть, существует неоднозначное к нему отношение у разных людей, в разных местах. Но есть место в России, где его всегда будут вспоминать с любовью и радостью - это общины казаков-некрасовцев, расположенные вблизи Чечни. Именно он внес в жизнь некрасовцев, непростую и сложную, в связи проходящими рядом военными событиями, духовный подъем, осчастливил своим присутствием, возглавил их праздник - 40 лет проживания на родной русской земле.
Светлая ему память!
Н. Денисов, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории, член Союза композиторов России, Начальник Отдела филологии и искусствознания Российского Гуманитарного Научного Фонда
"Общий Дом", 2007, № 9
|