Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Ноя-24, 21:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » ХХ в.

Анисимова В.Н. Священноиерей Иоанн Васильевич Власов

«Все, что так или иначе соприкасалось с древностью и стариной, все глубоко интересовало и привлекало о. Иоанна. Древняя иконопись, нетронутыя веками книги и древнее церковное знаменное пение» (Я. Богатенко)

 
 
Священник Рогожского кладбища в Москве о.Иоанн Васильевич Власов (ж. «Церковь», М., №29, с. 739, 1910)

Иоанн Васильевич Власов родился в 1860 году в семье крестьянина деревни Нореевой Богородского уезда Московской губ. Вскоре его отец Василий Яковлевич переехал с семейством в г. Иваново-Вознесенск Владимирской губ., где стал служить уставщиком при старообрядческом молитвенном храме. Как хороший знаток и любитель церковной уставной службы, отец сумел воспитать эти качества и в своих сыновьях Иоанне и Семене. Старший Иоанн уже в семилетнем возрасте читал псалмы и пел на клиросе. Кроме домашнего, в строго христианском духе воспитания, он получил образование и в частной школе.

После окончания школы Иоанн всецело посвятил себя церковной службе, помогая своему родителю отправлять вседневное богослужение. Блаженной памяти архиепископ Антоний рукоположил его в сан диакона (27 марта 1881 года) к домовой церкви пользовавшегося большим уважением и влиянием на епархиальные дела священника Петра Феодоровича Драгунова. Это дало возможность молодому диакону близко стать к делам старообрядческой церковно-общественной жизни и подготовиться к более широкой деятельности и служению. И вот, когда по милости Божией и по воле Государя Александра III было дозволено старообрядческому духовенству войти в знаменитые Рогожские храмы (в мае 1881 года), диакон Иоанн был зачислен в штат священнослужителей этих храмов и начались годы его двадцати девятилетнего церковно-общественного служения. Высокая нравственность, знания, искусство чтения и пения отличали благолепное служение о. Иоанна.

Служа при Рогожских храмах, имеющих богатейшее собрание редких по своему искусству и древности икон, и обладая выдающимися природными способностями, любознательностью, Иоанн Васильевич стал одним из лучших знатоков древнего иконописания. Богатейшее же книгохранилище древних старописьменных и старопечатных книг, частью собранных обществом, а частью завещанных архиепископом Антонием, дало возможность даровитому диакону сделаться очень хорошим знатоком древних рукописей и старопечатных книг. Благодаря усердию, увлеченности и глубокому познанию церковной археологии, о. Иоанн совершил громаднейший труд описания богатейшего книгохранилища и составления каталога редких старопечатных книг и рукописей Рогожского кладбища.

В отделе рукописей Российской Государственной библиотеки хранятся следующие работы Ивана Васильевича Власова:

«Описание славяно-российских рукописей и книг церковной печати с прибавлением каталога греческих книг собрания старообрядческого Рогожского Богаделенного дома и кладбища, в двух частях», 1890 г. – в нескольких вариантах (например, Ф.246, карт. 153,ед.хр. 3; 436 л.);

«Первое прибавление к описанию славяно-российских рукописей и книг церковной печати собрания старообрядческого Рогожского Богаделенного дома и кладбища», 1891 г., 55 л. (Ф.246, карт. 155, ед.хр. 4);

«Описание полемических, исторических и других сочинений, в интересах старообрядчества составленных». – «Особое прибавление, не входящее в состав официального описания. Рукописи и печатные книги в 2-х частях», 1890 г., полуустав, 32 л. (Ф.246, карт. 155, ед.хр. 1).
 

Книги эти рукописные, в единственном экземпляре! Составленные с большой любовью, не побоюсь сказать, со страстью, и посему испытываешь душевный трепет и благоговение.

Приведу два примера из текста в орфографии оригинала (Ф.246, карт. 155, ед.хр. 4).

№1. УСТАВЪ ЦЕРКОВНЫЙ, архиерейскаго служения, въ Великомъ Новеграде и въ Большомъ Успенскомъ Соборе въ Москве, писанъ древнимъ почеркомъ, въ полов. ХIХ века.

Списокъ настоящий, съ древней рукописи, ХVII века… пожертвованъ архиепископомъ Моск. и Владимирскимъ Антониемъ въ лето отъ мироздания 7385-е, месяца июня 12 дня на память преподобнаго отца Онуфрия Великаго. Собственно ручно подписано: Смиренный Антоний Архиепископъ Моск. и Владимирский.

№16. ОКТАЙ певчий съ обиходомъ, на крюкахъ,съ уставомъ, первой полов. ХIХ века, въ листе, 236 листовъ, помета по тетрадямъ, коихъ 31, съ нарисованными, красками съ золотомъ, заставками, инициалами, несколькими различными изображениями, заглавными и прописными буквами.

Рукопись замечательная по письму, съ 19–ю изображениями, беливскаго письма одной руки съ екземпляромъ, см. описание рукописей Р.К., подъ №243-мъ; прекрасный образецъ гуслицкаго крюкового письма и орнамента.

Примечание: ГУСЛИЦА, местечко Московской губернии, Богородскаго уезда, населена преимущественно старообрядцами. Велика есть деревня находящаяся въ этой местности, где многие изъ старообрядцевъ известны еще изъ прошлаго столетия по изложению съ древнихъ крюковыхъ нотъ и калиграфии.

В этой же книге л.43- 50:

Приложение къ первому прибавлению.

ОПИСАНИЕ, ИКОНЪ, КРЕСТОВЪ, ПЕЛЕНЪ
и другихъ археологическихъ вещей.

Иоанн Васильевич был посвящен в священники 30 марта 1902 года архиепископом Иоанном.

6 мая 1907 года на Совете МСОРК было принято решение о создании Комиссии «по охранению древностей и редкостей общины и книгохранилища» (Ф.246, карт.156, ед.хр. 2, л.13). Первым председателем комиссии был С.П. Рябушинский, членами избраны: о. Иоанн Власов, М.И. Бриллиантов и К.А. Птицын. Именно о. Иоанном было составлено несомненно бесценное «описание знаменитых Рогожских храмов с находящимися в них редкостными по древности и искусству свв. иконами и церковной утварью (ж. «Церковь», М., №30, 1910, с. 758).

Старообрядцы при постройке храмов, иконостасов, при выборе стиля и написания икон обращались к о.Иоанну за советом и по присущей ему любезности он всегда охотно делился своими многосторонними знаниями и давал полезные указания. Как к знатоку памятников старины, к нему обращались за сведениями и многие ученые, историки древнерусского искусства, в том числе проф. Николай Петрович Лихачев и академик Никодим Павлович Кондаков (Ф.246, карт. 216, ед.хр. 35, л.59).

Кроме своих прямых обязанностей о. Иоанн участвовал во многих церковно-общественных делах. С 1891 года состоял членом московского духовного совета и почти на всех освященных соборах был представителем московского духовенства, членом совета благотворительного общества. Состоял членом учительской комиссии при училищах Рогожского кладбища, членом совета благотворительного общества, членом совета Рогожской общины и др.

После распечатания алтарей о. Иоанн много положил сил на воссоздание древней святыни Рогожских храмов, наблюдая за их ремонтом после полувекового мрака и разрушения. Последнее время о. Иоанн был занят постройкою колокольни и при ней храма во имя Воскресения Христова и древлехранилища. «Лежа уже на смертном одре он нередко говорил, что желал хоть бы годок еще пожить, чтобы окончить это любимое дело… Но неумолимая смерть прервала эту дорогую для старообрядцев жизнь, не дав докончить многого, к чему стремился этот труженик» (ж. «Церковь», М., №30, 1910, с. 759).

Заупокойную литургию 20 июля в Покровском соборе совершал преосвященный епископ рязанский Александр с 29 священниками и 9 диаконами. «Погребение любимого пастыря на Рогожском кладбище отличалось большой торжественностью при громадном стечении народа» (Ф.246, карт. 216, ед.хр. 35, л.59. Вырезки из газет, присланных епископу Александру. Рукой епископа Александра сделана подпись: Гиляровский).

 
Могила о. Иоанна на архиерейском участке. Надпись на саркофаге:
 
здесь погребено тело священноиерея ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВЛАСОВА
родившагося 1860 г. представившагося 16 июля 1910 г.
жития его было 50 летъ, день Ангела 21 июля.
рукоположен въ санъ диакона, архиеписк.АНТОНИЕМЪ 27 марта 1881 г.
въ санъ же священника, архиеписк. Иоанномъ, въ граде Туле 30 марта 1902 г.
прослужилъ при храмахъ рогожскаго кладбища въ священномъ сане 29 л.
 

«Вечный покой тебе и царствие небесное, бескорыстный труженик и честный почитатель седой древности!» (Я.Богатенко)

 
Анисимова В.Н. (Москва)
 
Фото автора
Категория: ХХ в. | Добавил: samstar2 (2009-Июл-29)
Просмотров: 3386

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz