Епископ Анастасий (в миру - Антон Федорович Кононов (17/30 января 1896 г. - 9 апреля 1986 г.) - архиерей Русской Православной Старообрядческой Церкви (белокриницкой иерархии) Донской и Кавказский, Клинцовский и Новозыбковский, являлся одной из самых ярких фигур в истории старообрядчества XX столетия и особенно его второй половины.
Владыка Анастасий в день епископской хиротонии 27 мая 1973 г.
Родился он в деревне Нарезка Бехтевского сельсовета Сычевского района Смоленской области в потомственной старообрядческой крестьянской семье. Деревня Нарезка, наряду с большим числом сел и деревень в округе, которые располагались по р. Лосмина, впадающей в р. Вазузу, а та, в свою очередь, в Волгу, были чисто старообрядческими. Храмы находились во многих селах — Шаниха, Липки, Гаврилово, Корытовка и других.
Вся семья, в которой было шесть детей (три сына и три дочери), ходила молиться в Потесовский храм. Будучи еще ребенком, Антон принимал участие в богослужениях, хорошо знал крюки и пел на клиросе. В Нарезке он окончил школу, освоил многие специальности и занимался кустарным промыслом. В 1915 году был призван в армию и воевал на фронтах Первой мировой войны. 'Гам он заболел тифом и был возвращен домой как безнадежный, однако молодой организм справился с болезнью. После выздоровления Антон был призван в ряды Красной Армии (1918-1922). По окончании войны возвратился в деревню, обзавелся семьей. Его отец имел крупное хозяйство, однако не подвергался преследованиям, так как Антон сохранил документы, доказывающие его участие в гражданской войне на стороне красных.
В 1937 году Антон с женой уехал в Москву и устроился на работу старшим механиком в Главное военно-строительное управление. С началом Великой Отечественной войны его, как специалиста по сельскому хозяйству, послали в Горьковскую область (станция Шаманиха на р. Ветлуге) организовывать подсобное хозяйство для Московского военного округа. Когда он добрался до места назначения, то увидел трагическую картину: пустая земля, пленные, нетрудоспособное население. Он потребовал у московских чиновни¬ков прислать ему партию соли (ее практически не было в тех местах), чтобы закупить у местного населения скот и семена для посева. Из Москвы немедленно был отправлен вагон соли. Таким образом, Антон Федорович организовал подсобное хозяйство.
В течение всех лет, начиная с работы в Москве, он никогда и ни перед кем не скрывал своих религиозных убеждений. Отправляясь в Горьковскую область, он взял с собой икону. Уполномоченные из Москвы, не один раз являвшиеся с проверкой, видя в его доме икону, удивлялись и возмущались. На это он всегда отвечал следующим образом: «Нужен я вам - держите. Не нужен - я пойду работать простым рабочим. А икону я не сниму».
После окончания войны Антон Федорович возвратился в Москву и в 1947 году поселился на даче в Валентиновке (северное Подмосковье). С этого времени он стал постоянным и ревностным прихожанином Рогожской общины, певцом левого клироса. Возглавлявший Церковь архиепископ Иосиф (1961-1970) обратил на него внимание, стал приезжать в гости и уговаривать принять священство. Уговоры продолжались в течение четырех лет. Будущий владыка отказывался, ссылаясь на возраст и свою, как он считал, неподготовленность. Но главным препятствием в данном вопросе явилась его супруга, Агафья Федотовна, которая категорически возражала против священства своего мужа. По прошествии некоторого времени ей приснился сон, в котором она сама произнесла слова: «Антоний, благословляю тебя». Агафья Федотовна расценила это как Промысел Божий и дала согласие на то, чтобы Антон Федорович стал священником.
4/17 апреля 1966 года состоялось рукоположение Антония во пресвитера для служения в Московском Покровском Рогожском соборе. Отец Антоний быстро приобрел любовь паствы. К нему шли за помощью и советом. Особую ревность он проявлял о молодежи, о юношах, возвращавшихся из армии. Он был способен на терпимость и снисхождение, так как понимал, что от молодежи зависит будущее Церкви.
В 1968 году скончалась его супруга. В 1973 году на Освященном Соборе Старообрядческой Церкви отца Антония, как вдовствующего священника, выдвинули кандидатом в епископы. Он решительно отверг предложение, ссылаясь вновь на свою, как он считал, неподготовленность. И только после того, как ему выдвинули ультиматум: или служение епископом, или отлучение от Церкви - отец Антоний со смирением принял волю Собора.
Он был пострижен в иночество с именем Анастасий и 14/27 мая 1973 года, в 77-летнем возрасте рукоположен в епископы на Донскую и Кавказскую епархию. Вскоре после этого скончался епископ Иоасаф Клинцовский и Новозыбковский. Овдовевшую епархию также поручили возглавить епископу Анастасию.
Владыка Анастасий. Крестный ход на Рогожском в Неделю св. Жен-мироносиц, 1980 г.
Как показало время, именно в годы епископства проявились все лучшие черты владыки Анастасия, его незаурядные способности. Они как будто накапливались в нем, чтобы в полной мере реализоваться на благо Богу, Церкви, людям. Владыка Анастасий имел дар от Бога быть архиереем. Профессиональный администратор, организатор, он регулярно объезжал все приходы своих епархий, несмотря на разбросанность общин на большой территории юго-западной, центральной, южной части России, Северного Кавказа. Как правило, епископ в каждом храме служил на престольный праздник, а кроме этого являлся, порой неожиданно, с ревизией. Он быстро решал кадровые вопросы, начиная от поиска кандидатов в священники до уставщиков, председателей общин и членов приходского совета.
Годы его архиерейства пришлись на период застойного времени. Тогда гражданская власть грубо вмешивалась в жизнь Церкви и приходов. Владыка Анастасий стал преградой этому давлению. В решении и отстаивании всех вопросов он был человеком принципиальным и непреклонным. Ту степень резкости и несговорчивости, которую он допускал, не мог себе позволить ни один архиерей Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Не случайно уполномоченные по делам религий, секретари горисполкомов, курирующие религиозные вопросы, говорили про него: «Самый непреклонный, самый несговорчивый, самый непослушный». Священники же и паства сравнивали его с протопопом Аввакумом.
За годы служения Анастасий возвел в сан четырех протоиереев, пятнадцать иереев, тринадцать диаконов, десятки чтецов. Порой он совершал хиротонии вопреки запретам со стороны Совета по делам религий.
Неординарные способности и личностные качества явились причиной того, что именно на него возлагалось осуществление и решение самых ответственных вопросов в жизни Старообрядческой Церкви. Этим объясняется назначение владыки Анастасия в Москву в 1979 году в качестве наместника архиепископа Никодима (1971-1986). Именно тогда, в короткий срок пребывания в столице, он добился разрешения от Совета по делам религий на учреждение в Москве Старообрядческой митрополии (что и осуществилось в 1988 году).
Но если административным и организаторским способностям епископа есть объяснение (большой жизненный опыт работы с людьми), то его знания и профессионализм в богослужебных и канонических вопросах поражают. Как просто прихожанин он всегда был вполне грамотным человеком в церковных делах, но все, что связано со священническим служением, пастырским окормлением, ему пришлось постигать в преклонном возрасте, став иереем, а затем архиереем. В управлении епархиями и приходами, в случае возникновения конфликтных ситуаций с уполномоченными по делам религий, принципиально отстаивая свою позицию (защищая человека или наказывая), епископ всегда руководствовался Священным Писанием, правилами Вселенских Соборов и историческим опытом Старообрядческой Церкви, цитируя все необходимые изречения и тексты наизусть.
Став архиереем, имея большую административную нагрузку, владыка Анастасий продолжал свое духовническое служение. Он регулярно принимал людей на исповедь, так как многие не желали переходить от него к другому священнику. В этом качестве Анастасий проявлял себя как мудрый наставник, врачеватель духовных недугов, любящий отец. Кроме этого, владыка был большим молитвенником: часто к нему приходили телеграммы, являлись ходоки - с просьбой о молитвенной помощи.
Владыка Анастасий очень любил богослужение, совершал его чинно и вдохновенно. Посещая приход в престольный праздник, он созывал священников из других мест для совершения соборного богослужения, несмотря на то, что и в этом отношении ему нередко чинили препятствия.
После служб владыка произносил проповеди, которые никогда не носили отвлеченный характер. Он беседовал с людьми о вещах простых, житейских и одновременно мудрых. Но красной нитью всех его выступлений были проблемы современной жизни старообрядчества и его будущего. Он говорил с амвона, а сам плакал; он стыдил стоявших в храме и слушающих его за то, что рядом с ними нет их детей. Он всегда приводил в пример протопопа Аввакума и поэтому постоянно повторял перифраз его знаменитого изречения: «зима наступает». Осознавая свой возраст, владыка Анастасий особенно сильно переживал то обстоятельство, что не видел подъема религиозной жизни в общинах. Вот почему молодежь всегда была под его пристальным вниманием. Он примечал каждого молодого человека, которого видел в храме и стремился, чтобы тот внес свою лепту в жизнь Церкви.
Епископ Анастасий прекрасно разбирался в людях, его секретарем был отец Евгений Бобков, самый грамотный и энергичный священник Старообрядческой Церкви в то время; в близком окружении были люди (священники и миряне), ему беззаветно преданные. Сам отец Евгений Бобков незадолго до своей кончины сказал о владыке такие слова: «Такого епископа в Старообрядческой Церкви не будет больше никогда».
Владыка Анастасий был настоящим гражданином и патриотом своей страны. Он осознанно, а не по указанию «сверху» принимал участие в миротворческой деятельности, за что в 1983 году был награжден нагрудным знаком Советского фонда мира. В 1985 году он добился разрешения на проведение в Клинцах собрания духовенства и мирян — ветеранов Великой Отечественной войны, посвященное 40-летию победы над фашистской Германией, в то время как большинству епархий Русской Православной Церкви в этом было отказано. В своих наставлениях владыка всегда призывал паству честно трудиться.
Епископ Анастасий приветствовал научное изучение истории, культуры старообрядчества. Каждый из исследователей, общавшихся с ним, поражались его мудрости, оптимизму, умению смотреть в будущее. Он первый дал разрешение на осуществление магнитофонных записей церковного пения во вре¬мя богослужений для научного изучения, что в корне противоречило обычаям старообрядцев. Он внимательно следил за трудами, посвященными творчеству протопопа Аввакума, таких ученых, как В. И. Малышев, Д. С. Лихачев, Н. К. Гудзий и др.
В 1985 году трагически погиб его секретарь, отец Евгений Бобков. Но и этот удар не сокрушил владыку. 5 января 1986 года именно он, по благословению архиепископа Никодима, в сослужении с епископом Евтихием (Кузьминым) возглавил хиротонию нового епископа Алимпия, будущего предстоятеля Старообрядческой Церкви.
14 февраля 1986 года на совещании духовенства, прибывшего в село Старая Добруджа (на территории Молдовы) в связи с кончиной архиепископа Московского и всея Руси Никодима, Анастасий был избран Местоблюстителем архиепископа Московского и всея Руси. Находясь на этом посту, владыка трудился каждый день. Церковь как бы ожила. Ежедневно он принимал людей со всех концов страны, каждое воскресенье совершал хиротонии, развернул обширную работу по подготовке Собора Старообрядческой Церкви, на котором планировалось принятие и решение огромного числа вопросов кадрового, финансового и административного порядка и обозначение перспектив жизни Церкви в будущем. Он трудился до последнего дня - 9 апреля 1986 года, когда неожиданно и скоропостижно скончался.
Отпевание состоялось в Покровском кафедральном соборе. Епископ Анастасий погребен в склепе старообрядческих архиереев на Рогожском кладбище в Москве.
Свидетельством скорби и осознания потери, которая постигла Старообрядческую Церковь в лице владыки Анастасия, явилось многочисленное собрание духовенства и паствы на его похоронах. В надгробном слове его преемник, епископ Алимпий сравнивал почившего с лучшими людьми отечества: Сергием Радонежским, Александром Невским, Димитрием Донским, Патриархом Гермогеном, протопопом Аввакумом.
Авторитет епископа Анастасия среди старообрядцев белокриницкого согласия до настоящего времени чрезвычайно высок.
Н.Г.Денисов
Опубликовано: Н.Г.Денисов. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения - М.: Прогресс-Традиция, 2005
|