Отец Евгений Бобков (6 июля 1939 года, пос. Кучино Московской области — 25 ноября 1985 года) - протоиерей Русской Православной Старообрядческой церкви (белокриницкой иерархии) происходил из потомственной семьи старообрядцев. Отец его А. Д. Бобков (по профессии юрист) в 60-е гг. XX в. являлся председателем Московской Рогожской общины, пользовался большим авторитетом среди старообрядческих священнослужителей.
В 1956 году Евгений окончил школу и поступил на юридический факультет Московского университета. Учился на «отлично», принимал участие в поднятии целины и имел за это государственную награду. Во время учебы, на 3-м курсе, выяснилось, что Евгений является верующим-старообрядцем, стихарным Московского Покровского собора. От юноши потребовали отречься от религиозных убеждений, но Евгений категорически отказался это сделать. Началась травля.
На факультете (в здании бывшего Синодального училища) был устроен диспут на тему «Есть ли Бог?». Юноша твердо отстаивал свои взгляды и, подняв перед всеми Евангелие, твердо заявил: «Я верю в Его могущество!» Эти события совпали с хрущевскими гонениями на церковь. Е. Бобков был отчислен из университета, на страницах многих газет появились злостные публикации: Р. Карпель, Ю. Некрасов: «Хамелеон», «Еще раз о хамелеоне» (газета «Московский комсомолец», 1959. 11 апр., 13 окт.) и др. Реакция же на них последовала прямо противоположная: в деканат юридического факультета посыпались письма от читателей с поддержкой и восхищением взглядов и поведения Евгения. Руководство факультета вынуждено было их конфисковывать. В определенной степени это приостановило выход новых статей в прессе.
Отец Евгений Бобков в сане диакона
После отчисления из МГУ Евгений работал в разных учреждениях, в том числе в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. Ленина. Изгнанному студенту оказывали поддержку священнослужители, ученые, друзья. В Москву на Рогожское стали специально приезжать люди из разных уголков страны, чтобы познакомиться с ревностным христианином, не побоявшимся бросить вызов господствовавшей в стране атеистической идеологии.
В 1960 г. Евгений окончил юридический факультет Всесоюзного заочного юридического института. В декабре 1963 г. он поступил в очную аспирантуру Юридического института. В 1964 г. был отчислен по доносу одного из бывших однокурсников юрфака МГУ. За три месяца учебы в аспирантуре он успел сдать два кандидатских экзамена. С сентября 1964 г. Евгений Бобков заведовал книгохранилищем Московского Рогожского Покровского собора.
Рогожский собор Покрова Божией Матери являлся первым храмом, куда Евгения водили молиться родители. Здесь же епископ Геронтий (Лакомкин) в 1948 г. в 9-летнем возрасте поставил его в чтецы. Мальчик сам ходил к нему с этой просьбой, родители узнали об этом позже. А 7 июля 1966 г. архиепископ Иосиф (Моржаков) хиротонисал его во диаконы для служения в московском храме. Энергичность, эрудиция молодого диакона способствовали активизации жизни Старообрядческой Церкви, увеличению числа верующей молодежи. В этом его поддерживали отец и архиепископ. Однако 1 января 1968 г. отец скончался. 3 ноября 1970 г. скончался и архиепископ Иосиф. Освященным Собором новым главой Церкви был избран епископ Никодим (Латышев), который не обладал многими качествами своего предшественника. Активная же позиция диакона Евгения в Церкви, его общение со многими представителями столичной интеллигенции вызвали недовольство со стороны Совета по делам религий и особенно уполномоченного по делам религий по г. Москве А. С Плеханова. Они потребовали перевести Бобкова в сане диакона в отдаленный деревенский приход. Однако епископ Анастасий, без согласования с Советом по делам религий, 11 июня 1975 г. рукоположил Бобкова во священника и назначил служить в г. Гомель. В конце 1970-х гг. он стал секретарем епископа Анастасия, благочинным Донской и Кавказской, Клинцовской и Новозыбковской епархий. 28 мая 1983 г. еп. Анастасий возвел его в протоиереи. Являясь фактически секретарем и архиепископа Никодима, отец Евгений решал все важные вопросы в жизни Старообрядческой Церкви. Начав свое служение в Гомеле, о. Евгений продолжал привлекать молодежь к церкви. Престольный праздник в честь Св. Пророка Илии в Гомельской общине превращался в своего рода молодежный слет, на который ехали верующие из разных приходов России, Украины, Молдовы, Сибири.
Отец Евгений Бобков с диаконом из прихода г.Ржева о.Александром Свистуновым
Отец Евгений поддерживал тесные контакты с представителями духовно-административных руководств всех старообрядческих согласий. Особенно следует выделить дружбу с Председателем Московской Старообрядческой Федосеевской Преображенской общины М. И. Чувановым, духовным наставником и председателем Рижской Поморской Гребенщиковской общины Л. С. Михайловым. Был он в контакте и со многими священниками и иерархами Патриаршей Церкви. В их числе были: архиепископ Питирим (Нечаев), архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевский), митрополит Минский Филарет (Вахромеев). Кроме этого о. Евгений занимался изучением истории старообрядчества, творчества протопопа Аввакума, вел хронику Старообрядческой Церкви, собирал рукописи и старопечатные книги. На основании его собрания в 1984 году в Пушкинском Доме (г. Ленинград) был образован фонд Е. Бобкова. Но особенно он интересовался певческой культурой. Именно ему принадлежат первые научные статьи: о «гуслицких» певческих рукописях и «ветковском» роспеве. Кроме этого он помогал музыковедам вести научную работу по собиранию рукописей, делать записи церковного пения в старообрядческих общинах.
Вся активная духовная, научная и общественная деятельность о. Евгения проводилась им вопреки препятствиям и разным методам давления со стороны представителей гражданской власти. Он поражал своей несгибаемостью всех, знавших его.
Отец Евгений Бобков погиб в автокатастрофе. Погребение, которое состоялось в родном для него Московском Рогожском храме, возглавил епископ Анастасий в сослужении 19 священников. Похоронен о. Евгений на Рогожском кладбище рядом с отцом.
Н.Г.Денисов
Опубликовано: Н.Г.Денисов. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения - М.: Прогресс-Традиция, 2005
|