Книжница Самарского староверия Четверг, 2021-Май-13, 05:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » ХХ в.

Боченков В.В. Владимир Карлович: к вопросу об изучении апологетического и эпистолярного наследия (Приложения)
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
1. АРХИЕПИСКОПУ АНТОНИЮ
 
Его Высокопреосвященству Церкви Староверческой Архиепископу Московскому и Владимирскому турецкоподданного еврейского вероисповедания Нафтали Карловича покорнейшее прошение.
 
Происходя из евреев от рождения до сего времени, из чтения Библии и святого Евангелия и других христианских книг познавши ложность своей религии, убедился в истинности пришедшего в мир Мессии, Господа нашего Исуса Христа Сына Божия для спасения рода человеческого, и испытуя различные христианские исповедания, обрел богоучрежденную им Церковь, <со>зданную на основании Апостолы и Пророки, и вратами адовыми не одолеваемой в том христианском староверческом вероисповедании, к которому изволите принадлежать, Ваше Высокопреосвященство, а потому отрекаюсь от ложной своей еврейской религии, не привлекаемый никем.
 
Посему покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство исподобить меня св. крещения и тем приобщить словесному стаду пастыреначальника Христа Спасителя, ввести в недру святой соборной апостольской староверческой церкви.
 
К сему прошению турецкоподданный еврейского вероисповедания Нафтали Карлович руку приложил.
 

Декабря 23 дня, 1867 года. ОР РГБ. Ф.246. Карт.208.  Ед.хр.1. Л.217-217об. Автограф.

 

2. А.В. ШВЕЦОВУ
 
Добрейший Анисим Васильевич.
 
Прибыл благополучно в Владимир и передал письмо ваше господину Жиголову, который благосклонно принял его и обещался обращать на меня свое внимание, однако ж притом он сказал, что, как во Владимире не большое общество, то поэтому особенных надежд нет для поддержки меня.
 
Итак, я покоряюсь судьбе Божией. Он лучше нас знает, что с нами делать нужно. Он промышляет о нашем благе и спасении. Что далее будет, я вам скажу. Прошу вас, другое письмо потрудитесь передать преосвяшеннейшему владыке Антонию2.
 
Вам преданный
Владимир М. Карлович.
 
5 октября 1877 года.
 
ОР РГБ. Ф.246. Карт. 181.  Ед.хр.1. Л.135-135об. Автограф.
 
Примечания
 
1.         Владимирский купец, авторитетный старообрядец. В его доме после освобождения из тюрьмы суздальского Спасо-Евфимиева монастыря жил епископ Конон.
 
2.         См. письмо №3.
 
3. АРХИЕПИСКОПУ АНТОНИЮ
 
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко.
 
После моего исправления прошло уже, благодаря Бога, четыре года1. В течение сего времени я проживал в разных местах, а именно: в Астрахани, на Дону, в Аксае и в Балакове. А если Вам угодно исправиться о моем поведении и ревности о церкви старообрядческой, то я вполне уверен, что в этих отношениях все тамошние христиане Вам подадут обо мне хорошие отзывы и превосходные ручательства. Я надеюсь на милость Господа нашего Исуса Христа, что Он простил мне мою ошибку. Как человек немощный и притом грешный, я споткнулся, но не совсем пал, а напротив, постоянно имел в виду восстановить мое падение, на которое я положил, или лучше сказать, пожертвовал последних моих 350 руб. для поездки за границу в Белую Криницу. Находясь в великороссийской церкви, за мои дарования и заслуги я имел возможность приобретать любовь и привязанность ко мне высокопоставленных особ, которые постоянно и поддерж<ив>а-ли материальными средствами. Но при всем том я постоянно имел антипатию против этой церкви и сильным рвением стремился к старообрядческой церкви и к староотечественному обряду. В доказательство всему этому служит, что я оставил круг людей, которые уважали и помогали мне во всех отношениях.
 
Теперь же не имею пристанища и живу беднее церковной мыши, но терплю ради христианства, ибо ап<остол> Павел говорит: «Зная, братия, что вера ваша проверяется терпением»2. Во-вторых, тружусь в пользу старообрядчества, апология которо<го> уже написана на 350 листах, и которая должна еще много помещать в себе. Я надеюсь с помощию Божией до весны решительно окончить этот труд и опять надеюсь, что в России он будет пропечатан. Но <чтобы> совершать этот драгоценный труд, мне необходимо нужно несколько месяцев проживать в Москве для отыскания некоторых исторических материалов, коих в провинциях совершенно достать невозможно. Мне решительно непонятно, почему Москва кормит столько людей и, пожалуй, много бесполезных, а я, полезный, в этом числе должен быть лишний. Если я Вас оскорбил, то Вы как архипастырь должны мне прощать, потому что это выражение было с моей стороны решительно детское3, ибо кто имеет в виду делать зло, тот предварительно ничего не скажет, а почему я пред Вами в то время так глупо выразился, то на это я имел основательные причины, которых со вре¬менем я Вам скажу. Итак, Преосвященнейший Владыко, я уверен на Ваше доброе сердце и на Ваше архипастырское достоинство4, что Вы мне простили, и надеюсь, что Вы примите участие в моем положении и дадите мне ход к исполнению моих стремлений в пользу ближних церкви старообрядческой, за что Отец Небесный вознаградит Вас своим милосердием. В продолжение этого времени я также написал в трех больших томах — полемика против евреев, из коих первый том пропущен Московским цензурным комитетом с дозволением печатать онаго 5.
 
Поручая себя и семейство мое святым молитвам Вашего высокопреосвященства и благословения милостивого отца и архипастыря, остаюсь Ваш покорный слуга
 
Владимир М. Карлович
 

Октября 5-го

1877 года.
 
ОР РГБ. Ф.246.  Карт. 181. Ед.хр.1. Л.136-136об. Автограф.
 
Примечания
 
1.         Имеется в виду повторное присоединение к старообрядчеству.
 
2.         В.М. Карлович ошибается. Высказывание принадлежит апостолу Иакову. К тому же цитируется оно неточно, очевидно по памяти. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак.: 1:2, 3). Карлович сохраняет деепричастный оборот (зная), который, будучи вырван из текста, нарушает грамматическую логику построения высказывания в публикуемом письме.
 
3.         То есть по-детски откровенное, чистое, искреннее.
 
4.         В подлиннике — «уверен на Вашего архипастырского достоинства». Сохранены стилистические особенности подлинника. В.М. Карлович имеет ввиду книгу «Критический разбор талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа». Однако эта книга — однотомник. Либо замыслы Карловича изменились и он ограничился одной книгой, либо смог объединить в один том весь материал, планируемый на 3 тома, либо он по каким-либо причинам не смог издать другие тома.
 
4. АРХИЕПИСКОПУ АНТОНИЮ
 
Ваше Высокопреосвященство!
 

Нет возможности иметь с Вами личное свидание, то поэтому я нахожу удобным для меня, насколько здесь место дозволит, побеседовать с Вами письменно, чрез которого только и имею единственное средство выразить пред Вами мое душевное желание, с полною уверенностью на Ваше архипастырское достоинство и на любовь Вашу ко всем православным христианам, что не оставите меня без Вашего внимания.

Вам хорошо известно слово самого Спасителя нашего, Который говорит: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себя и по Мне грядет». Так именно и действовал я с первого дня вступления моего в христианство. Конечно, житейское и духовное мое устройство я необходимо должен был искать не между евреями и не между другими народами, а именно между теми христианами, которые при¬няли меня в свое христово стадо, и в той церкви, которая приняла в лону свою. Но попущением Божиим к великому моему прискорбию оно сделалось не так, как по духу христианской любви следовало бы делать; а напротив, вместо того, чтобы укрепиться и утвердиться в духе и учении истинно христовой церкви, мне предстояло и предстоит иметь внутреннюю борьбу с самими нашими христианами и защищать свое ученое достоинство и чистоту моих религиозных чувств. Например выдумывали, что будто бы я хотел из старообрядчества в великороссийскую церковь второй раз креститься. Вот какая нелепость и бессмыслица могла выйти из уст некоторых недоброжелательных христиан! Но это наглая и оскорбительная для меня ложь. Ведь великороссийская церковь и без вторительного крещения, а одним миропомазанием только обратила на меня, как на полезного человека, особенное внимание. Я был комиссионер в Библейском обществе, и таким образом мог бы прожить до последней минуты моей жизни. Но я никак не мог ужиться с понятиями и правилами этой церкви, и оставаться в ней казалось для меня громовым ударом, ударом на смерть и вечную погибель, и вот оставил все житейское, искал духовное и уехал в Белую Криницу для исправления себя и моего семейства. Поездка, которая стоила мне 350 руб. взад и вперед, и вместе с тем решился на полное страдание, так что переезжаю постоянно с места на место, не имею, где главу приклонить, терплю разные недостатки; но что делать, надобно носить крест Христов. Конечно, Бог милостив, и промыслом Своим он меня не оставляет, а я по возможности по целым ночам  просиживаю и приготовляю драгоценный предмет в пользу старообрядчества. Итак, преосвященный вла-дыко, теперь уже третий месяц проживаю во Владимире, где находится только четыре дома наших христиан, которые кое-как и меня поддерживают. Однако общим согласием было решено, чтобы я уехал в Москву, но оставили меня еще до после праздника1. Между этими христианами есть один, и вероятно Вам извесный наш христианин Михайло Евфимович Никитин2. Он бездетный и очень богатый, но при том очень, очень скупой, так что он никогда не делал помощи ближним своим (прошу Вас, эти слова должны остаться между нами). Но здесь виден промысл Господа, что этот Михайло Евфимович меня полюбил лучше как родного и вся почти поддержка для меня, хотя со скупостию, но все-таки идет от него, так что на это все удивляются. Он вместе с Жаровым3 клонил к единоверию, но моим приездом во Владимир с помощию Божией я много ему читал, и он, слава Богу, получил даже отвращение от единоверия. Однако он Вас уважает, поэтому покорнейше Вас прошу, потрудитесь писать к нему письмо и попросите его, чтобы он обратил на меня его внимание4. Он Вас верно послушает и напечатает мое сочинение. Можете писать на имя Осипа Васильевича Жиголова с передачею ему, за что Отец Небесный вознаградит Вас Своим милосердием.

Поручаю себя и семейство мое святым молитвам Вашего высокопреосвященства.
 
Ваш покорнейший слуга Владимир Карлович.
 
Декабря 15, 1877 года.
 
ОР РГБ. Ф.246. Карт.181. Ед.хр.1 Л.241-242об. Автограф.
 
Примечания
 
1.         Ближайший праздник - Рожество Христово.
 
2.         Эта фамилия упомянута А.С. Пругавиным в книге «Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости»: «Конон был так слаб, что не имел сил выйти без посторонней помощи из тюрьмы и потому был вынесен на руках. С большим трудом доехал он до Владимира, где и поселился, найдя самый радушный приют у тамошних старообрядцев Жогалевых (так у Пругавина, в письмах №2 и 4 Карловича - Жиголов. - В.Б.) и Никитиных».
 
3.         Неустановленное лицо. Карлович начал было писать правильно: «свое внимание», но местоимение   «свое» потом зачеркнул
 
В.В.Боченков
 
Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 12 - М.: 2007
Категория: ХХ в. | Добавил: samstar-biblio (2008-Мар-21)
Просмотров: 981

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2021Бесплатный хостинг uCoz