Насъ посетила новая скорбь. Глубоко заронит она тоску не только въ сердца старообрядцевъ въ Вильне и въ Польшъ, но и разольется печалью по всему старообрядчеству. 15 марта сего года, после продолжительной смертельной болезни, на 84 году своей жизни отошелъ въ „путь всей земли" духовный наставник Виленскаго Свято - Покровскаго храма, членъ Президиума Высшаго Старообрядческого Совета и членъ Духовнаго Суда - отецъ Симеонъ Федоровичъ Егупенокъ.
Отецъ Симеонъ Федоровичъ Егупенокъ, уроженецъ Виленской земли, родился въ городе Видзахъ, въ 1850 г. 17 апреля. Чувствуя призвание къ богослужежю и церковной деятельности, покойный съ дътства былъ близокъ къ храму и службе Божией. На 20-мъ году онъ поступаетъ певцомъ въ храмъ Виленской старообрядческой общины, а въ 1878 году - состоитъ головщикомъ въ Бобруйскомъ храме. Получивъ благословение въ дух. наставники, отецъ Симеонъ въ 1896 г. приглашается известнымъ старообрядческимъ деятелемъ Хмелевскимъ вь Псковъ духовнымъ наставникомъ.
Въ 1906 г. отецъ Симеонъ возвращается къ месту своего первоначальннаго служения Богу - въ Вильно – в звании второго духовнаго наставника. Переживъ невзгоды беженства, вызванныя немецкой оккупацией г. Вильно въ 1915 году, вместе со многими своими духовными детьми, онъ при первой возможности, въ 1918 г., опять возвращается въ свой приходъ и уже не разстается съ нимъ до конца дней своихъ. Неустанно проповедуя слово Бoжиe, ревностно занимаясь делами общины, благоустройствомъ храма, искренне заботясь о своей любимой пастве, пользуется ея заслуженнымъ уважениемъ и любовью. Ревностный служитель Бога, строгий съ виду, суровый въ проповедяхъ, горячий въ обличенияхъ, стойкий въ въре отцовъ, крепкий блюститель древлеправославныхъ устоевъ, благочестия и обычаевъ, - въ повседневной жизни онъ былъ простъ, любвеобиленъ, прямого, тихаго и добраго характера, съ доброй отзывчивой душой, горящей верою и християнской любовью къ ближнему.
Прослуживъ въ Вильне духовнымъ отцомъ около 27 летъ, всехъ своихъ прихожанъ отецъ Симеонъ зналъ и всехъ одинаково любилъ. Въ свою очередь и прихожане питали къ нему глубокую симпатию и довepie, все его любили, уважали и шли къ нему за советомъ, утешениемъ и помощью. И онъ каждаго приходящего утешалъ, больного ободрялъ, враждующихъ мирилъ, нередко помогая существенно беднымъ, часто нуждаясь самъ Всюду онъ вникалъ, обо всехъ заботился, мало заботясь о себе. Заслуги покойнаго не ограничиваются трудами среди своей виленской многочисленной паствы. Покойный принимали деятельное участие въ церковномъ строительстве всего старообрядчества. Обладая исключительными богословскими познаниями, начитанностью и ясностью ума, покойный отецъ Симеонъ занимал неизменно одно изъ виднейшихъ и ответственныхъ местъ на наиболее замечательныхъ многочисленныхъ старообрядческихъ соборахъ и съездахъ, въ которыхъ онъ въ течение почти полвека принималъ yчacтие. Авторитетность отца Симеона въ церковньхъ делахъ была общепризнанной и труды его въ Духовномъ Суде и Высшемъ Старообрядческомъ Совете, которыхъ онъ былъ до конца дней своихъ деятельнейшимъ членомъ, были украшениемъ и опорой этихъ учреждений. Не мало трудовъ своихъ посвятилъ покойный лекторской работе на курсахъ для вероучителей старообрядцевъ, организованныхъ Высшимъ Старообрядческимъ Советомъ въ 1930 и 1932 годахъ, на которыхъ онъ читалъ лекции по литургике.
Лекцию по литургике на курсах для вероучителей читает о.С.Ф.Егупенок. Одна из последних фотографий о.Симеона.
Будучи блестящимъ проповедникомъ, покойный, понимая значение религиозно-просветительной работы среди молодежи, принималъ самое деятельное и частое участие въ беседахъ, которыя устраивались Религиозно - Просветительнымъ Кружкомъ Молодежи при Виленской Общине. Слышавшие проповеди и беседы покойнаго помнятъ ихъ особое тепло, неотразимую силу, искреннюю простоту и убедительность. Тонкий знатокъ, любитель церковнаго солевого пения и древней церковной песни, почивший оставилъ о себе еще и незабвенную память, какъ даровитый и глубокий духовный писатель и поэтъ.
Изъ многочисленныхъ произведений отца Симеона, его статьи по вопросамъ т. н. «единоверия", Белокриницкой иерархии, „О Власти Духовной", «0 духовныхъ наставниках" и по брачнымъ вопросамъ, несомненно займутъ почетное место среди трудовъ духовныхъ старообрядческихъ авторовъ. Обширный архивъ рукописей и заметокъ покойнаго заслуживаетъ самаго внимательнаго изучения и публикации. Особо могли бы составить обширный томъ послания и ответы покойнаго, съ тщаниемъ и любовью имъ составленныя и посланный въ течение его болee полувековой деятельности на многочисленные запросы отдельныхъ христианъ-старообрядцевъ и целыхъ общинъ, искавшихъ у отца Симеона авторитетнаго решения и удовлетворения своихъ живыхъ духовныхъ вопросовъ и нуждъ.
Вотъ почему съ кончиной отца Симеона Федоровича старообрядчество утратило виднаго, стойкаго и ученаго духовнаго деятеля, авторитетнаго знатока каноническихъ правилъ, священнаго писания, Истории Церкви и старообрядчества.
Спи, дорогой отецъ Симеонъ, и молись о насъ, какъ и мы грешные будемъ непрестанно поминать Тебя в своих слабыхъ молитвахъ. Велико горе осиротевшей старообрядческой семьи, велика печаль преданныхъ ему прихожанъ, горько оплакиваютъ все близко знавшие дорогого и горячо любимаго отца. Вечная тебе память, отецъ Симеонъ.
Вечная память! Вечная память! Вечная память!
Борисъ Пимоновъ
Вестник ВСС в Польше, 1923, № 1-2
|