В 2004 году Самарская Старообрядческая Поморская община выпустила книгу Т.С. Тулупова «О разделении Русской Церкви». Она оказалась весьма востребованной не только среди поморцев, но и среди старообрядцев других согласий.
В сборник «Путь жизни» по многочисленным просьбам вновь вошел очерк «О разделении Русской Церкви», а также статьи, стихи, доклады, обращения и письма Т.С. Тулупова.
Имя Т.С. Тулупова долгое время оставалось в забытьи. Сегодня открыты практически все страницы его биографии, отрабатываются все возможные пути поиска уцелевших его трудов.
Трофим Сергеевич Тулупов (1879 - 1938) - один из замечательных деятелей Поморского староверия начала XX века, церковный писатель, публицист, поэт, полемист.
Трофим Сергеевич родился 2 октября 1879 года (по данным УНКВД в 1880 г.) в г. Бузулуке, Самарской губернии, в большой христианской семье. Переехав на постоянное место жительства в г. Самару, Трофим Сергеевич работал на телеграфе железной дороги, начальником отдела радио и телефонного обслуживания водного транспорта. Одновременно с этим он являлся одним из руководителей местной феодосеевской общины, ведущим начетчиком феодосеевского согласия в целом. Участвовал во многих Соборах и публичных собеседованиях со старообрядцами других согласий. Вел обширную переписку со староверческими деятелями того времени.
В 1917 году Т.С. Тулупов раскрывается как общественный деятель. Он выдвигается кандидатом в депутаты городской думы. Как товарищ (член) старообрядческого комитета, он обратился к старообрядцам через газету «Волжский день». В своем обращении он призвал старообрядцев придти на выборы и проголосовать за кандидатов - старообрядцев, вошедших в блок с партией «Народной Свободы». Он также дает краткое разъяснение о других политических партиях, весьма жестко высказываясь в адрес социалистов. Фамилия Тулупова Т.С. встречается в списках кандидатов 1918 года в Учредительное собрание г. Самары при белочехах, как уполномоченного от общества Старообрядцев- без-поповцев Поморского согласия.
В конце 1929 г. Трофим Сергеевич со всей семьей присоединился к Церкви поморцев брачного согласия. Одним из его последних собеседников и ближайшим другом можно назвать П.В. Ершова, председателя НВОДС. Именно с ним он делился своими мыслями о переходе в брачное согласие, обсуждал вопросы устройства церковнаго управления и присоединения безбрачников. Павел Васильевич, в свою очередь, несомненно, признавал авторитет Т.С. Тулупова, уважал за его образованность и советовался по некоторым ответам на письма, более того, давал их на проверку.
В начале 30-х годов Трофим Сергеевич Тулупов становится активным участником по подготовке 3-го Всероссийского Собора, на котором предполагал поднять вопрос о воссоединении феодосеевцев и брачных. По этому вопросу он поддерживал тесную связь с известным феодосеевским наставником Иваном Ивановичем Волковым из Д. Кулебяки Горьковской обл.
30 ноября 1937 г. Трофим Сергеевич был арестован органами НКВД как «старообрядческий проповедник». На письменный запрос близких ответов о его судьбе не было. Через некоторое время родственникам удалось узнать, что Трофим Сергеевич был осужден «с попами», а несколько позже, что он «умер в феврале 1940 г. в дальних лагерях от упадка сердечной деятельности».
По вновь опубликованным данным о репрессированных оказалось, что 21 декабря он был осужден Тройкой при УНКВД по Куйбышевской области по ст. 58-10 (контрреволюционная пропаганда или агитация) ст. 58-Ц (контрреволюционная организационная деятельность) и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 8 февраля 1938 г., место захоронения неизвестно. 14 января 1956 г. Трофим Сергеевич был реабилитирован Военным трибуналом ПриВО.
Опасаясь за судьбу своей семьи, Трофим Сергеевич не делился с ее членами своими переживаниями о церковных делах и не говорил о своих сочинениях. У него была большая библиотека, множество выписок и обширная переписка - все после ареста было сожжено. То, что удалось сберечь, хранилось в личном архиве И.И. Волкова.
В журнале «Щит Веры» за 1913-1916 гг. напечатано более пятнадцати его стихов и следующие статьи (по имеющимся в наличии номерам издания):
1. О 500 червонцах.
2. Противообщинники в феодосеевском согласии.
3. Об Австрийской или Белокриницкой иерархии.
4. Путь жизни (слова и речи).
5. К полемике с австрийцами.
6. Жизнь первых христиан.
7. Обязанность исполнять данные обеты.
8. О разделении Русской Церкви.
9. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.
10. О баптистах.
11.0 почитании Св. Креста Христова и о крестном знамении.
12. О падении Греко-восточной Церкви.
13. О клятве Собора 1667 г.
14. Полемика с австрийцами.
15. Слово на праздник Входа Господня во Иеросалим.
16. Община по гражданскому закону от 17 октября 1906 года.
17. Самокресты и их крещение.
18. Спасовцы. Историко-догматический очерк о происхождении старообрядческаго Спасовскаго или Нетовскаго согласия.
19. О необходимости знания Священного Писания.
20. Спаситель, грешники и покаяние.
21. При болезнях следует обращаться за помощью к Господу
Темы статей Трофима Сергеевича разнообразны. В своих трудах, наполненных выдержками из Священного Писания, он, проповедник Слова Божия, дает разъяснения и наставления верующим по духовным вопросам. Во всех его словах прослеживается призыв к сохранению мира и любви в христианских обществах.
ТС. Тулупов, будучи феодосеевским начетчиком, неоднократно участвовал в полемических беседах с поморцами брачного согласия, в коих защищал феодосеевское учение о браке. Эти беседы составили весьма впечатляющую книжицу «Беседа о таинстве брака» (изд. С. Тушка, 1912 г.), которая стала одним из основополагающих трудов по учению феодосеевцев на долгие годы.
В1923 г. книгоиздательством В.З. Яксанова в Саратове по материалам этих статей была выпущена книга «Об Австрийской или Белокриницкой иерархии», которая переиздана в Москве в 1999 году. Она должна была послужить христианам - поморцам своего рода руководством в противостоянии натиска австрийцев.
Статьи «О баптистах» и «О почитании Св. Креста Христова...», наравне с предыдущим изданием, являются кратким пособием по ведению бесед с сектантами - баптистами и молоканами. При использовании этих работ защитники Веры могли четко, основываясь на Священном Писании, отстаивать свою правоту в последовании учению апостолов и истинно Православной Церкви, обличая своих оппонентов в явном заблуждении.
Еще более открывают глубину внутреннего мира Трофима Сергеевича его стихи. Некоторые из них имеют одинаковое название «Молитва», и они действительно написаны как молитвы, с просьбой о даровании святой любви, о надежде на помощь в освобождении от всегубительного грехопадения, о вере на возрождение и новую жизнь.
«Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы», в сочетании со стихами «К Божией Матери» - своеобразное восхваление и обращение к Заступнице рода человеческого:
«Мира Заступница, Матерь Всепетая,
Я пред Тобою с мольбой: Беднаго грешника, мраком одетаго,
Ты благодатью прикрой».
«Из тенета греха приведи нас к Твоему Сыну и попроси за нас, чтобы Он Милосердый Владыка не лишал и нас заблуждьших Своего Божественнаго Царства».
«Ты будь мне Отрада, Ты будь мне Защита.
Душа благодатью Твоею повита».
Стих «Молитва к Божией Матери» (Мира Заступница...) многие христиане знали напамять и как молитву твердили в дни тяжких испытаний.
Как наш почтенный автор переживал за судьбу этого суетного мира и молился о благоволении Божием к нам, недостойным, так и мы будем просить Господа и Пречистую Матерь не оставить душу Своего вернаго раба Трофима, труженика и страдальца, как не оставляли Они его в дни душевных томлений и в мучениях, выпавших на его долю в этой жизни.
В издании сохранены особенности стиля, обороты, архаизмы, а в некоторых случаях и орфография, использовавшиеся автором.
П.В. Половинкин,
Председатель Самарской Старообрядческой Поморской общины
|