Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-26, 04:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » ХХ в.

Половинкин П.В. Трофим Сергеевич Тулупов

В 2004 году Самарская Старообрядческая Поморская община выпустила книгу Т.С. Тулупова «О разделении Русской Церкви». Она оказалась весьма востребованной не только среди поморцев, но и среди старообрядцев других согласий.

 

В сборник «Путь жизни» по многочисленным просьбам вновь вошел очерк «О разделении Русской Церкви», а также статьи, стихи, доклады, обращения и письма Т.С. Тулупова.

 

Имя Т.С. Тулупова долгое время оставалось в забытьи. Сегодня открыты практически все страницы его биографии, отрабатываются все возможные пути поиска уцелевших его трудов.

 

Трофим Сергеевич Тулупов (1879 - 1938) - один из замечательных деятелей Поморского староверия начала XX века, церковный писатель, публицист, поэт, полемист.

 

Трофим Сергеевич родился 2 октября 1879 года (по данным УНКВД в 1880 г.) в г. Бузулуке, Самарской губернии, в большой христианской семье. Переехав на постоянное место жительства в г. Самару, Трофим Сергеевич работал на телеграфе железной дороги, начальником отдела радио и телефонного обслуживания водного транспорта. Одновременно с этим он являлся одним из руководителей местной феодосеевской общины, ведущим начетчиком феодосеевского согласия в целом. Уча­ствовал во многих Соборах и публичных собеседованиях со старооб­рядцами других согласий. Вел обширную переписку со староверческими деятелями того времени.

 

В 1917 году Т.С. Тулупов раскрывается как общественный деятель. Он выдвигается кандидатом в депутаты городской думы. Как товарищ  (член) старообрядческого комитета, он обратился к старообрядцам через газету «Волжский день». В своем обращении он призвал старообряд­цев придти на выборы и проголосовать за кандидатов - старообряд­цев, вошедших в блок с партией «Народной Свободы». Он также дает краткое разъяснение о других политических партиях, весьма жестко высказываясь в адрес социалистов. Фамилия Тулупова Т.С. встречается в списках кандидатов 1918 года в Учредительное собрание г. Самары при белочехах, как уполномоченного от общества Старообрядцев- без-поповцев Поморского согласия.

 

В конце 1929 г. Трофим Сергеевич со всей семьей присоединился к Церкви поморцев брачного согласия. Одним из его последних собеседников и ближайшим другом можно назвать П.В. Ершова, председателя НВОДС. Именно с ним он делился своими мыслями о переходе в брачное согласие, обсуждал вопросы устройства церковнаго управления и присоединения безбрачников. Павел Васильевич, в свою очередь, несомненно, признавал авторитет Т.С. Тулупова, уважал за его образованность и советовался по некоторым ответам на письма, более того, давал их на проверку.

 

В начале 30-х годов Трофим Сергеевич Тулупов становится ак­тивным участником по подготовке 3-го Всероссийского Собора, на котором предполагал поднять вопрос о воссоединении феодосеевцев и брачных. По этому вопросу он поддерживал тесную связь с извест­ным феодосеевским наставником Иваном Ивановичем Волковым из Д. Кулебяки Горьковской обл.

 

30 ноября 1937 г. Трофим Сергеевич был арестован органами НКВД как «старообрядческий проповедник». На письменный запрос близких ответов о его судьбе не было. Через некоторое время родственникам удалось узнать, что Трофим Сергеевич был осужден «с попами», а не­сколько позже, что он «умер в феврале 1940 г. в дальних лагерях от упадка сердечной деятельности».

 

По вновь опубликованным данным о репрессированных оказалось, что 21 декабря он был осужден Тройкой при УНКВД по Куйбышевской  области по ст. 58-10 (контрреволюционная пропаганда или агитация) ст. 58-Ц (контрреволюционная организационная деятельность) и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 8 февраля 1938 г., место захоронения неизвестно. 14 января 1956 г. Трофим Сергеевич был реабилитирован Военным трибуналом ПриВО.

 

Опасаясь за судьбу своей семьи, Трофим Сергеевич не делился с ее членами своими переживаниями о церковных делах и не говорил о своих сочинениях. У него была большая библиотека, множество вы­писок и обширная переписка - все после ареста было сожжено. То, что удалось сберечь, хранилось в личном архиве И.И. Волкова.

 

В журнале «Щит Веры» за 1913-1916 гг. напечатано более пят­надцати его стихов и следующие статьи (по имеющимся в наличии номерам издания):

 

1. О 500 червонцах.

 

2.     Противообщинники в феодосеевском согласии.

 

3.     Об Австрийской или Белокриницкой иерархии.

 

4.     Путь жизни (слова и речи).

 

5.     К полемике с австрийцами.

 

6.     Жизнь первых христиан.

 

7.     Обязанность исполнять данные обеты.

 

8.     О разделении Русской Церкви.

 

9.     Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.

 

10. О баптистах.

 

11.0 почитании Св. Креста Христова и о крестном знамении.

 

12.      О падении Греко-восточной Церкви.

 

13.      О клятве Собора 1667 г.

 

14.      Полемика с австрийцами.

 

15.      Слово на праздник Входа Господня во Иеросалим.

 

16.      Община по гражданскому закону от 17 октября 1906 года.

 

17.      Самокресты и их крещение.

 

18.      Спасовцы. Историко-догматический очерк о происхождении старообрядческаго Спасовскаго или Нетовскаго согласия.

 

19.      О необходимости знания Священного Писания.

 

20.      Спаситель, грешники и покаяние.

 

21.   При  болезнях следует обращаться за помощью к Господу

 

Темы статей Трофима Сергеевича разнообразны. В своих трудах, наполненных выдержками из Священного Писания, он, проповедник Слова Божия, дает разъяснения и наставления верующим по духовным вопросам. Во всех его словах прослеживается призыв к сохранению мира и любви в христианских обществах.

 

ТС. Тулупов, будучи феодосеевским начетчиком, неоднократно участвовал в полемических беседах с поморцами брачного согласия, в коих защищал феодосеевское учение о браке. Эти беседы состави­ли весьма впечатляющую книжицу «Беседа о таинстве брака» (изд. С. Тушка, 1912 г.), которая стала одним из основополагающих трудов по учению феодосеевцев на долгие годы.

 

В1923 г. книгоиздательством В.З. Яксанова в Саратове по материалам этих статей была выпущена книга «Об Австрийской или Белокриниц­кой иерархии», которая переиздана в Москве в 1999 году. Она должна была послужить христианам - поморцам своего рода руководством в противостоянии натиска австрийцев.

 

Статьи «О баптистах» и «О почитании Св. Креста Христова...», на­равне с предыдущим изданием, являются кратким пособием по ведению бесед с сектантами - баптистами и молоканами. При использовании этих работ защитники Веры могли четко, основываясь на Священном Писании, отстаивать свою правоту в последовании учению апостолов и истинно Право­славной Церкви, обличая своих оппонентов в явном заблуждении.

 

Еще более открывают глубину внутреннего мира Трофима Сергеевича его стихи. Некоторые из них имеют одинаковое название «Молитва», и они действительно написаны как молитвы, с просьбой о даровании святой любви, о надежде на помощь в освобождении от всегубительного грехопадения, о вере на возрождение и новую жизнь.

 

«Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы», в сочетании со стихами «К Божией Матери» - своеобразное восхваление и обращение к Заступнице рода человеческого:

 

«Мира Заступница, Матерь Всепетая,

 

Я пред Тобою с мольбой: Беднаго грешника, мраком одетаго,

 

Ты благодатью прикрой».

 

«Из тенета греха приведи нас к Твоему Сыну и попроси за нас, чтобы Он Милосердый Владыка не лишал и нас заблуждьших Своего Божественнаго Царства».

 

«Ты будь мне Отрада, Ты будь мне Защита.

 

Душа благодатью Твоею повита».

 

Стих «Молитва к Божией Матери» (Мира Заступница...) многие христиане знали напамять и как молитву твердили в дни тяжких ис­пытаний.

 

Как наш почтенный автор переживал за судьбу этого суетного мира и молился о благоволении Божием к нам, недостойным, так и мы будем просить Господа и Пречистую Матерь не оставить душу Своего вернаго раба Трофима, труженика и страдальца, как не оставляли Они его в дни душевных томлений и в мучениях, выпавших на его долю в этой жизни.

 

В издании сохранены особенности стиля, обороты, архаизмы, а в некоторых случаях и орфография, использовавшиеся автором.

 

П.В. Половинкин,

 

Председатель Самарской Старообрядческой Поморской общины

 

 

 

 

Категория: ХХ в. | Добавил: samstar-biblio (2008-Мар-04)
Просмотров: 1439

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz