Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Ноя-25, 19:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » ХХ в.

Анисимова В.Н. М.И.Бриллиантов (К 150-летию со дня рождения)

Михаил Иванович Бриллиантов родился 1(14) января 1858 г. в деревне Какузевой Бронницкого уезда Чулковской волости Московской губернии (сведения из следственного дела, хранящегося в Центральном архиве ФСБ РФ).

«Не забудьте вы о мне в молитвах ко Господу ваших воссылаемых», а также « …и поминовения творите в молитвах ваших» - именно так писали наши предки на надгробиях усопших. Но мы забыли о тех, которые достойны незабвенной памяти и почитания за их дела во Славу Божию. И не знаем, к стыду нашему, когда и где окончилась земная жизнь многих борцов за веру Христову. Михаил Иванович Бриллиантов – один из них.

Обратимся к началу ХХ века. Выдающийся старообрядческий деятель Федор Евфимьевич Мельников в своей книге «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» так пишет о людях, творивших историю нашей Церкви в те годы: « По благословению и внушению Уральского епископа Арсения за дело защиты старообрядчества и добывания ему прав и свободы взялся нижегородский купец-пароходчик Дмитрий Васильевич Сироткин. Молодой, полный энергии, смелый, настойчивый и предприимчивый, с умной головой, он взялся за это дело с сердечной преданностью, отдался ему с душой, не жалея ни времени, ни трудов, ни средств.
 
Помощником ему в этом трудном, сложном и, по тому времени, даже опасном деле, стал москвич Михаил Иванович Бриллиантов – не из тех «именитых» купцов, которые миллионами ворочали. А из начетнической среды, из тех «торговых» старообрядцев, которые и дела торговые вели, и хозяйством занимались, и в то же время божественные книги не выпускали из рук; были поэтому и жизненными практиками, и глубокими знатоками церковных вопросов, выступали на собеседованиях с миссионерами, с докладами на Соборах, с проповедями в церкви…
 
М.И.Бриллиантов был талантливым собеседником и не менее талантливым писателем. Он создал в Москве старообрядческое Братство имени Честнаго и Животворящего Креста Господня и более 40 лет стоял во главе как руководитель и вдохновитель его. Такой деятель был ценным и незаменимым помощником у Д.В.Сироткина по взятому на себя подвигу защиты старообрядчества перед правительством». И далее: «Прежде всего эта двоица во главе с епископом Арсением решила созвать старообрядческий съезд…Съезд состоялся 14 сентября 1900 года в Москве …и вошел в историю старообрядчества как Первый Всероссийский Съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии.

На съезде было решено обратиться к государю с всеподданнейшим прошением от имени всего старообрядчества, пояснив в нем истинное положение старообрядчества в стране, воздвигнутые против них гонения, старообрядческие церковные и религиозные нужды и потребности…Старообрядческие общества не признавались правительством за таковые … Решено было поэтому собрать под прошением как можно больше подписей рядовых старообрядцев по приходам – и в самый короткий срок. Это дело тоже было опасным, так как коллективные прошения были воспрещены и, кроме того, трудно было сохранить в секрете затеянное дело, которому могли помешать враги. Но исторически веками сложившаяся в старообрядчестве осторожность и умение хранить тайны дали возможность в самый короткий срок собрать по приходам среди верных членов Церкви 49753 подписи. Это было своего рода чудесным и небывалым в истории подвигом. Подписавшиеся уполномочивали трех лиц: Д.В.Сироткина, М.И.Бриллиантова и Д.А.Вышегородского (попечителя Громовского старообрядческого общества в Петрограде) подать прошение государю. 15 декабря того же , 1900 г., оно было вручено в личной аудиенции великому князю Михаилу Александровичу для передачи императору».

Именно подвигом защиты старообрядчества называет Ф.Е.Мельников деятельность этих людей, которая привела к принятию 17 апреля 1905 г. Высочайшего Указа о религиозной веротерпимости, а затем и законопроекта о старообрядческих общинах.

Как сложилась судьба Михаила Ивановича Бриллиантова, «ценного и незаменимого человека» в истории старообрядчества? На этот вопрос никто не мог дать мне ответа. Разыскать его потомков в Москве я не смогла. И даже поездка в деревню Какузево, на его Родину, не помогла мне. Не нашла я и захоронений Бриллиантовых на старообрядческих кладбищах Бронницкого района.

В конце концов, мои усилия узнать о судьбе Михаила Ивановича заставили меня обратиться в Управление ФСБ РФ. «Учитывая Вашу настойчивую просьбу и тот факт, что на протяжении 70-ти лет никто из родственников интересующего Вас лица не обращался к данным архивным материалам, направляем копию анкеты, заполненной собственноручно арестованным, и копию с фотографии, сделанной во время ареста», - такой ответ я получила. Кроме того, мне была предоставлена архивная справка, составленная по материалам дела.

Я не могу опубликовать фотографию из архивного следственного дела в отношении М.И.Бриллиантова. Видишь глубокое страдание человека, его бессилие перед происходящим. Взгляд глаз одновременно обращен внутрь его самого и в то же время он пристально смотрит на Вас. Губы плотно сомкнуты…

Сколько длится оцепенение, не замечаешь. Но приходишь в себя и вспоминаешь совсем другую фотографию обаятельного, улыбающегося, с искорками в глазах человека, внимательно вглядывающегося в Вас. На обороте надпись: «Уважаимейшему брату о Христе и другу и защитнику святой Христовой церкви Феодору Евфимовичу Мельникову Михаил Иванович Бриллиантов на память», Москва, 29 января 1902 г.». Вот таким я его помню всегда.

М.И.Бриллиантов задерживался органами ВЧК в сентябре 1918 г., как мелкий фабрикант и домовладелец. Из оставшихся записей того события известно, что у него была большая семья. Жена – Александра Федотьевна и десять детей. О семи детях сказано: Дмитрий работал в Новинской мануфактуре, Василий – служащий военного учреждения, Николай и Алексей работали в обществе «Нива», Александр - на фирме Агафонова, Валентин учился в Старообрядческом институте, Иосиф закончил городское училище. Имена дочерей не названы.

23 марта 1932 г. М.И.Бриллиантов  был арестован (в поезде Казанской железной дороги), ему было предъявлено обвинение в принадлежности к контрреволюционной организации старообрядцев. Основанием к этому, как следует из материалов дела, послужили собрания руководителей старообрядцев на частных квартирах и критика ими политики советской власти на закрытие церквей и высылку духовенства. О трудовой деятельности М.И.Бриллиантовым предоставлены такие сведения: до 1905 г. служил в старообрядческом попечительстве;

с 1905 г. по 1918 г. – в Совете Всероссийских съездов старообрядцев…В 1927 г. комиссией врачей признан неспособным к труду. М.И.Бриллиантов характеризуется как видный старообрядческий деятель, монархист. После высылки председателя Совета старообрядческих съездов Конюшкова В.Ф. вся деятельность и руководство по делам старообрядчества в Москве и не периферии перешли к нему. В предъявленных обвинениях виновным себя не признал. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от14 июля 1932 г. по ст.58 п.11 УК РСФСР за контрреволюционную деятельность сослан в Казахстан (г. Алма-Ату) сроком на 3 года. С октября по декабрь 1932 г. работал в Казахском педагогическом институте. Решением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 28 февраля 1933 г. досрочно освобожден. 1 июня 1989 г. признан незаконно пострадавшим в период репрессий.

М.И.Бриллиантов вернулся в Москву, но 13 января 1933 г. был вновь арестован в г. Горьком. Как следует из предоставленной архивной справки фонда УКГБ по Горьковской области, он обвинялся в связях с заграницей, в частности с Д.В.Сироткиным, переправе старообрядческой литературы («Белокриницкой епархии»). 17 января 1933 г. был освобожден под подписку о невыезде. Уголовное дело прекращено 7 апреля 1933 г., а подписка о невыезде аннулирована.

Состав семьи на момент ареста: жена – Бриллиантова Е.А., 40 лет; сыновья – Д.М., 52 лет; В.М., 50 лет; Н.М., 48 лет; А.М., 42 лет; А.М., 34 лет; В.М., 31 года и И.М., 29 лет (полные имена и отчества в деле не указаны). Но имена сыновей Михаила Ивановича известны из дела 1918 г.

Из метрических книг старообрядческих общин г. Москвы, хранящихся в ЦИАМе, я смогла установить имена дочерей М.И.Бриллиантова: Анастасия, Капитолина и Ксения. В деле 1932г. упоминаются жена второго брака М.И.Бриллиантова Елизавета Алексеевна и сын – Виктор, 10 лет, ученик. Его судьбу удалось узнать. В книге Памяти Московской области, т.12 на стр.79 имеется запись:

Бриллиантов Виктор Михайлович 1921 г.р., красноармеец, был призван на фронт Ленинским РВК Московской области в 1941 г.

В декабре 1941 г. пропал без вести.

Из архива Военного комиссариата г. Видное с большим трудом предоставили информацию о том, что в деле призывника Бриллиантова В.М. есть сведения только о его матери Бриллиантовой Елизавете Алексеевне. Сведений об отце нет.

Вероятно, земная жизнь Михаила Ивановича Бриллиантова окончилась до 1941 г.

Думаю, что эту статью надо закончить словами самого Михаила Ивановича Бриллиантова из письма Павлу Павловичу Рябушинскому от 24 сентября 1905 г.: «… высшая и можно сказать окончательная цель человека – духовная жизнь. Сколько ни будь у него других пожеланий, сколько он не увлекайся ими, но духовная цель поглотит все остальное и станет выше всех других целей».


Анисимова В.Н.

 
Категория: ХХ в. | Добавил: samstar-biblio (2008-Янв-24)
Просмотров: 2114

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz