Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Мар-29, 04:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » XIX в.

Анисим Михайлович Мальцев: штрихи к портрету

Наш сайт уже рассказывал о балаковском купце, старообрядце белокриницкого согласия Анисиме Михайловиче Мальцеве. "Хлебный король", крупнейший землевладелец Поволжья, активный деятель Церкви, благотворитель и храмоздатель оказался незаслуженно забыт. С помощью архивных материалов, старообрядческой,  синодальной и светской прессы второй половины XIX - начала ХХ в. нам удалось восстановить историю жизни Анисима Михайловича, а также его отца Михаила Трофимовича, родоначальника династии Мальцевых, и брата Паисия Михайловича - благотворителя, книжника, одного из образованнейших людей того времени.

Позднее мы получили замечательный подарок от работников Балаковского краеведческого музея: диск с фотографиями Анисима и Паисия Мальцевых, фотографиями их домов, а также серией фотографий, сделанных во время строительства храма Святой Живоначальной Троицы в Балаково. Этот храм, возведенный по проекту архитектора Ф.Шехтеля, один из красивейших старообрядческих храмов России, был построен на средства братьев Мальцевых. В настоящее время он находится в собственности РПЦ (МП).  Фотографии со строительства храма также были размещены на нашем сайте.

И вот еще один подарок - от настоятеля Никольского храма Тверской общины в Москве иерея Алексея Лопатина. Он прислал нам  некролог из газеты "Слово Церкви" за 1914 год. Каждая такая публикация добавляет новые штрихи к портрету замечательного человека. 

Брат  Анисима Михайловича Паисий был убит в 1919 г. чекистами, могила Анисима Михайловича была осквернена в 30-е годы. Но забвение - не их удел. Помнить таких людей - наш долг. Вечная им память!

Анисим Михайлович Мальцев.

В г. Балакове, Самарской губ., рано утром 10 февраля 1914 г. скончался один из крупнейших землевладельцев России, старообрядец, приемлющий священство Белокриницкой Иерархии, Анисим Михайлович Мальцев, оставив все свое огромное состояние единственной дочери своей Екатерине Анисимовне, вышедшей замуж за А. И. Меркульева.

 

Трудно найти теперь в наш век, век власти капитала над трудом людей, капиталистов, подобных почившему Анисиму Михайловичу.

 

Кому неизвестна недоступность, кичливость, надменность „богача"? Оно и понятно: деньги дают возможность пользоваться всеми удовольствиями мира сего, что недоступно неимущему; деньги найдут тысячи людей, которые будут курить фимиам перед богатым, превозносить его имя и сносить его прихоти и капризы. И как бы ни был умен, просвещен „богач", та среда, в которой он находится, то раболепство которое его окружает, тот почет, с которым его встречают, все это кружит его голову, все это затуманивает его ум и он поневоле делается надменным, недоступным, совершенно переставая ценить достоинства других людей, уважать чужую личность.

 

И недаром появились названия: „финансовый туз", „нефтяной", „железнодорожный", „стальной" и т. п. „король". Эти названия показывают, что действительно эти лица - владетели царств, королевств, да и каких? В своих руках они сосредоточивают громаднейшую власть, над огромным числом людей на огромном пространстве. Средневекому князю, герцогу и не снилась такая власть, такая сила, такое могущество. И Спаситель мира сказал: „Трудно богатому войти в царствие небесное".

 

Но вот бывают исключения, редко, но бывают.

 

Исключением был и Анисим Михайлович. Несмотря на состояние, несмотря на то преклонение, которое его окружало, он отличался особенной доступностью, был в обращениях одинаков со всеми, и ни в частных разговорах и ни в общественных собраниях нигде не стремился показать свою власть, свою силу, свое денежное могущество.

 

Указанные отрицательные качества, которыми наделяет богатство, отсутствовали у незабвенного Анисима Михайловича. Не получив казенного образования, А. М. Мальцев был наделен от природы умом, и большим умом. Несмотря на огромную массу дел, он отлично справлялся с ними. Стоит только сказать, что одного посева А. М. производил ежегодно до 20 тысяч десятин, а это требовало особого умения, чтобы справиться со всем этим. Кроме посева Мальцевым делались огромные закупки хлеба, на его имениях, заключавших в себе до 150 тысяч десятин, работало до 20 тысяч человек; миллионы голов лошадей, быков, верблюдов, овец - все это надо было распределить, знать, где все находится. И во главе всего дела стоял один Анисим Михайлович Мальцев. И справлялся со всем этим умело, что заурядному уму, конечно, не под силу.

 

Во всех сложных финансовых и земельных вопросах Самарской губернии правительство всегда приглашало А. М. в качестве сведущего лица.

 

Кроме своих дел А. М. очень много уделял внимания делу благотворительности, причем поступал по евангельскому завету: что творила десница, не знала о сем шуйца. Громаднейшие суммы расходовались на дела благотворительности. В г. Николаевск, Самарской губ., им устроен прекрасный богадельный дом; в Ессентуках, совместно с Н. А. Бугровым, устроен огромный санаторий на 200 человек; в г. Балакове построен дивный храм, стоящий 600 тысяч рублей.

 

Умер А. М. на 56 году своей жизни. Происходил он из купеческой, семьи; отец его Михаил Трофимович переехал из центральной губернии Российской Империи в 40 годах прошлого столетия в Самарскую губернию с небольшими средствами и в короткий сравнительно промежуток времени успел нажить огромное состояние.

 

В 80 году прошлого столетия М. Тр. умер. После его смерти остались два сына Паисий и Анисим и дочь Сгефанида Михайловна, вышедшая замуж еще при жизни отца за И. Д. Меркульева, Вольского купца. Большую часть своего состояния отец оставил Анисиму Михайловичу.

 

Про Анисима Михайловича за его прекрасное отношение к народу   среди крестьян создавались целые легенды.   Одна из них до сих пор распространяется в народ, которую и приводим на страницах нашего журнала.

 

Призвал царь, говорят крестьяне, трех самых богатых людей в Рассеи: Аржанова, Шихобалова *) и Мальцева и говорит им: „Что вы сделали для моих крестьян? Что вы делаете с вашей землей? Шихобалов с Аржановым отвечают, что они свою землю сдают под пашни, покос крестьянам, а получаемые деньги кладут в банки. А я, сказал Мальцев, землю не сдаю, я пашу сам, нанимаю безземельных крестьян работать на моих участках. А работают у меня десятки тысяч народу. Деньги в банки не кладу, а раздаю их нуждающимся людям".

 

Обнял его тогда царь и сказал Шихобалову с Аржановым: „Вот вам пример, вот у кого учитесь, как пользоваться богатством; таких сыновей, как Анисим Мальцев надо бы по больше иметь Рассеи".

 

Снял царь с гвоздя свой царский халат и сказал Мальцеву: „На, носи и делай так, как делал раньше..."

 

Хоронить А. М. собрался весь город Балаков; из Вольска, Николаевска, Самары, Саратова, Москвы приехали видные представители финансового мира, чтобы отдать последний долг усопшему.

 

Погребали почившего Московский архиепископ Иоанн, Рязанский епископ Александр, Саратовский епископ Мелетий, 22 священника, из коих двое были с Рогожского кладбища, 5 диаконов и несколько стихарных.
 
Во время отпевания, которое совершалось в новом храме, архиепископом Иоанном, епископами Александром и Мелетием и священником г. Балакова о. Георгием Макаровым были произнесены надгробные речи.

 

Печальная процессия из храма потянулась на место последнего упокоения. Огромные волны народа сопровождали печальную процессию. Сотни венков медленно колыхались над тысячами голов народа.

 

За гробом хор певчих из 60 человек печально пел погребальные умилительные песнопения.

 

На  могиле,  перед  опусканием  гроба   в склеп,   были произнесены речи И. К. Перетрухиным   и   представителем от местной интеллигенции, редактором Вольской газеты Корневым. Вечная   память   и   царство   небесное тебе,  глубокочтимый Анисим Михайлович!

 

-----------------------------------------------------------------------

*)  Аржанов   и   Шихобалов   обладатели   крупных   земельных участков в Самарской губернии.

 

Наша справка:

 

Самарские купцы Аржанов, Шихобалов, Челышев - единоверцы. Сегодня их имена на слуху, известны каждому самарцу.  И это - во многом благодаря Самарской епархии РПЦ (МП). Нисколько ни умаляя заслуг этих купцов перед Самарой, хочется заметить: восстанавливать историю надо, но без перекосов. Эти люди, безусловно, достойны того, чтобы из имена помнили. Но в то же самое время в Самаре и Самарской губернии жили, трудились, занимались благотворительностью и другие люди. Имена балаковца Мальцева и самарца Санина в свое время были гораздо более известны и авторитетны в Самарской губернии. А ведь были еще белокриницкие старообрядцы Иван Пензин и Артемий Темрязанцев, беглопоповец Павел Гудков, федосеевец Федор Любимов и другие. Их имена несправедливо забыты. Надеемся, что наши публикации об этих людях станут первым шагом к возрождению памяти о них.  

Категория: XIX в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-12)
Просмотров: 2545

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz