Книжница Самарского староверия Понедельник, 2020-Мар-30, 01:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » XIX в.

Панкратов Александр, иерей РПСЦ. Жизнь преосвященнейшего Антония, архиепископа Московского и всея России

В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится

Псалом 111

 

Блаженной памяти архиепископ Антоний (в миру Андрей Иларионович Шутов) родился в 1812 г. в с. Анастасьино Коломенского у. Московской губ., в семье крестьян-старообрядцев. Родители его, Иларион и Анастасия, и простыми, "некнижными" селянами, по встретившимся обстоятельствам крестили сына в новообрядческой приходской церкви.

Архиепископ Московский и всея России Антоний (Шутов). 1870-е гг.

Уже в раннем возрасте Андрей был обучен грамоте, а десяти лет был принят на работу "на послугу" в контору мануфактурной фабрики в родном селе. Три года спустя его отдают "в науку рисования" в Москву. Проучившись два года, Андрей возвращается на фабрику в должности "мастера рисования". В 1828 г. он по настоянию матери вступает в брак, но через пять лет оставляет родительский дом и жену, и, влекомый ревностью к душевному спасению, тайно уходит в безпоповский Норский мона¬стырь при посаде Злынка в Стародубье (ныне - Брянская обл.). К этому времени он уже был членом федосеевского согласия, крестившись на Преображенском кладбище в Москве.

Однако из-за существовавшего в то время правительственного запрета старообрядческим обителям принимать на жительство пришлых насельников, Андрей не смог остаться в монастыре навсегда. Он вынужден был возвратиться на родину и через некоторое время стал работать в Москве, в конторе мануфактурной фабрики Гучкова, где спустя несколько лет дослужился до должности старшего приказчика, а затем по настоянию общины федосеевцев Преображенского кладбища он переходит в названную общину казначеем и работает им в течение восьми лет.

Но душа Андрея Шутова постоянно стремилась к уединенному иноческому пребыванию. Он несколько раз безуспешно пытался удалиться из Москвы в один из монастырей, но всякий раз оставлял своё намерение из-за уговоросвоих одноверцев. В 1849 г. он всё-таки уезжает в знакомую со дней юности Норскую обитель, где постригается в иночество с именем Антоний. 

В 1850 г. инок Антоний переселяется за пределы Российской империи - сначала в Войновский безпоповскимонастырь в Пруссии (ныне - территория Польши), затем - в скит при селении Климоуцы (село Климоуцы находится в двух верстах от Белой Криницы, тогда - в Aвстрии,  теперь же - в Румынии - прим. автора). Здесь и происходит знакомство безпоповского инока со священством белокриницкой иерархии.    

Огромное впечатление на Антония произвело общение с выдающимся духовным деятелем старообрядчества иноком Белокриницкого монастыря Павлом (Великодворским). Собеседования с этим воистину богопросвещенным мужем привели Антония к выводу о неосновательности безпоповских убеждений. Несмотря на жёсткое противодействие своих климоуцких собратий (узнав о настроениях Антния, они пять недель держали его взаперти в одной рубашке), в феврале 1852 г. он присоединился к Церкви Христовой.   

Показав добродетельное житие в Белокриницком монастыре, инок Антоний вскоре избирается кандидатом на архиерейскую степень. Епископская хиротония была совершена 3 февраля 1853 г. Владыка Антоний был поставлен преосвященнейшим Кирилом, митрополитом Белокриницким, для России на Владимирскую (а фактически - на всероссийскую) кафедру.

Архиепископ Владимирский Антоний (Шутов). Неизвестный художник.1858 г. Холст, масло. Происходит из собрания Рогожского кладбища, ныне - в Государственном историческом музее

Годы служения архиепископа Антония были временами резкого ужесточения преследований старообрядцев со стороны Синода и правительства Российской империи. За поимку "раскольничьего лжеепископа" полиция назначила весьма крупное денежное вознаграждение, а число ищущих архиепископа тайных агентов в одной Московской губернии достигало 900 (!) человек. Но десница всемогущего Бога неоднократно сохраняла архипастыря: он ни разу не был схвачен.

Тяжелейшие условия внешнего бытия, постоянная опасность ареста, казалось бы, должны были заставить архиепископа отойти от активной церковной деятельности и скрыться где-нибудь в глуши в ожидании лучших времён. Но не такова была душа владыки Антония! Возложив все упование на помощь Божию, он неустанно путешествовал по просторам центральной России, тайно, часто по ночам, совершал богослужения, освящая домовые храмы и походные (переносные) антимисы, рукополагая иереев, диаконов и чтецов, участвуя и в поставлении епископов (Лишь в 1858 г. по указу Александра II преследования были несколько смягчены - прим.автора).

Плодом этих неустанных трудов явилось благоустроен Христовой Церкви. Лишь за два первых года своего архиепископства владыка Антоний поставил 54 священника впоследствии совершал хиротонии "немного в меньшей сего пропорциональности". Архиепископом Антонием бы учреждено 12 старообрядческих епархий по всей России, и на все кафедры были рукоположены архиереи. Немало способствовал архиепископ и сооружению новых храмов, оказывая строившимся церквам помощь как материальными средствами, так и иконами, книгами, предметами церковной утвари.

Архиепископ Московский и всея России Антоний (Шутов) с диаконом Варлаамом. 1870-е гг.

Большой заботой владыки Антония было также ограждение Церкви Христовой от нападок её недоброжелателе Для этой цели издавалась и распространялась духовная литература. Владыка содержал несколько "нарочитых писцов", составлявших по его благословению ответы на различные духовные вопросы как христиан-старообрядцев, так и  иноверцев. Одним из таких письмоводителей был Анисим Швецов, будущий епископ Арсений Уральский, выдаютщийся апологет, духовный писатель и пастырь Церкви Христвой. Некоторые издания в защиту правоты старой верь законности белокриницкой иерархии были изданы печатно   вне пределов России из-за суровости синодальной цензуры.

Архиепископ Антоний проявлял немалое тщание и к собиранию библиотеки,  в которую вошли приобретённые его стараниями книги Священного Писания, творения отцов Церкви иные книги, печатные и рукописные, порою весьма древние (например, XIV-XV столетий). Это богатейшее собрание вместе с другими книгами библиотеки Рогожского кладбища было в 1923 году конфисковано у Церкви органами советской власти и ныне составляет фонд № 247 в отделе рукописей Российской государственной библиотеки

Можно с твёрдой уверенностью назвать архиепископа Антония главным учредителем старообрядческой Церкви на территории России. Его поистине подвижническая деятельность в огромной степени способствовала становлению правильной иерархической организации духовной жизни старообрядчества, заложила те основы, на которых милостию Божиею земное бытие Церкви Христовой утверждается до настоящего времени.

Следует особо отметить и то, что владыка Антоний отличался глубоким личным благочестием. Он отыскивал ходатаев перед высшей властью для освобождения старообрядческих священников, заключённых в тюрьмы, посылал милостыню томившимся в неволе узникам. Многих вдовиц и сирот, оставшихся без средств после умиравших церковнослужителей, архиепископ "пристраивал к хорошим местам для пропитания", оказывал помощь и самим служителям, по различным причинам отставленным от служб При чрезвычайной занятости церковно-общественными заботами владыка истово исполнял обеты иночества, не проводил ни одного дня без совершения положенного келейного правила. В посты и постные дни он старался воздерживаться даже от употребления тёплой воды.

Большие усилия были приложены архиепископом Антонием для преодоления последствий раздоров ("беглопоповского" и "неокружнического"), которые возникли в старообрядческой Церкви.

Архипастырство Антония продолжалось в течение почти  29 лет. Но судьбами Всевышнего положен предел всяк жизни человеческой. В ночь со 2 на 3 ноября 1881 г., по  совершения всенощного бдения (а перед тем было отслужено "кряду" около ста (!) божественных литургий), архиепископ почувствовал "болезнь сердечную" и отслужить наутро литургию уже не смог... Четыре дня спустя он мирно преставился, приобщившись святых Христовых Тайн, прелав душу в руце Божии во время совершавшейся в доме 'всенощной под праздник Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных.

В день погребения владыки Антония Покровский Собор при Рогожском кладбище не смог вместить всех молящихся. В феврале следующего, 1882 г., будущим епископом сением   Уральским   было   составлено  жизнеописание выдающегося святителя, которое и легло в основу сего краткого очерка*. Вот слова Анисима Швецова, которыми он завершил повествование о первом всероссийском архиепископе воссозданной старообрядческой иерархии:

"Итак, закончив течение сея временныя жизни, добрый святой древлеправославной Церкви архипастырь и верный раб Господу своему, блаженной памяти архиепископ Антоний преселился на превечную жизнь, идеже да будет ему на : небесех покой со святыми, и здесь яко праведнику с похвалою вечная память".

* Издано вновь Старообрядческой Митрополией в 1995 г.

Категория: XIX в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-10)
Просмотров: 1227

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz