В ночь с 25 на 26 мая на 53 году жизни упокоился священник старообрядческого Введенскаго храма села Пристань Пермской губернии Красноуфимского уезда Артинской волости О.Герасим Тимофеевич Глушков. Он происходил из обывателей Артинского завода Пермской губернии, проживающих в селе Пристань. Родители его были крепостными казенного завода. Они принадлежали к старообрядцам, приемлющим священство, переходящее от господствующей церкви. За неисполнение требования заводского начальства принять единоверие, были сосланы на Урал в Богословские заводы на рудники, славившиеся своим режимом и строгой дисциплиной. Но со временем начальство смилостивилось, и нашим изгнанникам разрешено было возвратиться на родину. Но увы! Родители покойного возвратились убежденными сторонниками беспоповских взглядов. Покойный остался от отца малюткой, воспитывался в сиротстве, тем не менее, он получил воспитание от верующей (хотя и своеобразно) матери, озаботившейся о научении его грамоте: чтению и пению «по знамк», как говорят местные. Ставши в возраст, покойный занял должность уставщика в часовне, был всеми уважаем за свой кроткий нрав и хорошее поведение. Но с возрастом тела, покойный возрастал и духовно: был прилежен к книгам, читал священное и святоотеческое писание и, читая, всюду находил, что положение часовенных безпоповцев гибельно. (...) Покойный стал задумываться над этим вопросом. Но он не знал, что делать, куда идти. На выручку ему явился друг его детства, тоже уже покойный, протоиерей Василий Кетов, известный почти всему старообрядчеству своими духовно-нравственными и полемическими сборниками. О.Василий открыл покойному все, что для него еще было как бы закрытым и он решил соединиться со святой Церковью, что к радости его и верных совершилось в августе 1903 года. Соединившись с Церковью, покойный обратил на себя внимание преосвященного Антония, епископа пермского и тобольского. Последний, видя в ней человека достойного носить священный на себе сан, быть служителем святого алтаря и пастырем словесного стада Христова, рукоположил его в священники ко храму Введения Пресвятыя Богородицы, где покойный и служил до конца своей земной жизни. Рукоположение отца Герасима было в конце ноября 1904 года, следовательно служения его при святом алтаре было 9,5 лет.
(...) Старообрядцы из подполья стали иметь возможность выходить в свет. Нужно было строить видимый храм, организовать общину. На все это нужна была большая энергия, большой запас сил.
Молодое поколение старообрядчества рвалось вперед, но старики вяло отзыва лись на нужды вновь наставшего времени, они привыкли, как пчелки в улье, и к тесноте и к духоте, для них хоть где, только было бы уютно. И вот все это нужно было устроить покойному, нужно было согласовать стариков с молодыми и молодых со стариками. И он работал до упада. Силу его стали слабеть, нервная система расшаталась. При постройке нового храма приход очень задолжал, кредиторы стали беспокоить батюшку (хотя батюшка и не один в ответе; но деревня не город, там за все и про все отвечай батюшка), и он не был в силах уже более выносить, с ним сделалось нервное потрясение. Покойный болел месяца полтора. Врачи не радовали, советовали спокойную жизнь. Но опять приходится сказать: в деревне батюшке не до неги, ему спокойная жизнь чужда. Днем 24-го мая покойный был на улице по хозяйственным делам. Услышав людскую ссору, он взволновался, с ним сделался удар, и этот удар был уже конечным. Сутки еще он был в памяти, но говорил мало, и к концу уже плохо. В ночь с 25-го на 26-е о.Герасим скончался. Похороны были 28-го. Много было молящихся, много плачущих. Все, кто знал доброго, кроткого батюшку о.Герасима, пришли проводить его, отдать ему последнее целование. Были не только свои братья-старообрядцы, но и никониане и беспоповцы; покойный был всеми любим и уважаем.
Погребение совершали 4 священника, при торжественной обстановке. Было торжество и печаль: торжество - это публичные проводы при колокольном звоне, а печаль - не стало отца, брата, друга... По зарытии могилы, священник села Рух-тина О.Иоанн Кудрин сказал надгробное слово. Теперь остается одно только - пожелать покойному светлое место и райские обители. Почивай, добрый пастырь, твой земной путь кончился; ты исполнил долг. Почивай мирно, теперь уже не будут твои лжебратья подрывать под тобой почву, как это было при земной твоей жизни. Почивай, твое тело умерло, но дух твой жив, а те, которые рыли под тобой ров, они и при жизни умерли и участь их - участь печальная. Почивай, ты оставил после себя достойное потомство (старший сын покойного был священником, а второй - стихарным); а у твоих завистников потомство на краю гибели. Но да обратит их Всевышний на путь спасения. Почивай, наш собрат, телом, а дух твой пусть бодрствует и ходатайствует пред престолом Всевышнего о твоих сослужителях и пасомых. Да будет тебе вечная память.
Священноиерей Герасим похоронен вместе с супругой Павлой во дворе пристанинского храма.
Церковь, июнь, 1914
Опубликовано в газете Екатеринбургской общины РПСЦ «Община», 2008, №
|