Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 14:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » XVII в.

Малышев В.И. Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума". Часть 4

315

в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри и о выдаче их «тотчас» присланному из Разрядного приказа и об извещении об этом Новгородского приказа (Малышев, 14, с. 331—332).

Сентября 20. Дьяк Новгородского приказа Любим Домнин «отдал» ижемскому целовальнику Костьке Хозяинову«отвесть» пустозерскому воеводе П. Г. Львову царские грамоты, посланные из Разрядного и Новгородского приказов о переводе Аввакума, Лазаря, Федора и Епифания из Пустозерского острога в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри и о выдаче их тем, «хто прислан будет» за ними из Разрядного приказа «тотчас, безо всякого мотчания», а также о подаче отписки в Новгородский приказ о передаче этому лицу «колодников» (Малышев, 14, с. 331—332).

Октября 5. Соловецким дьяконом Игнатием написана челобитная царю, описывающая взятие монастыря и казни соловецких монахов и пропагандирующая его учение о «титле» на кресте.

Никита Васильевич II, протопоп Благовещенского собора, стал царским духовником (Смирнов, Древнерусский духовник, с. 253).

Сентября 18. В ответ на отписку пустозерского воеводы о том, что Аввакуму «с товарыщи» в 177 г. (1669) тюрьму и «земляные избы» пустозерцы «делали» на свои деньги и дрова «к тем избам» покупали пустозерцы «своими мирскими деньгами», царским указом велено «дрова велеть давать уездным людям», «а ис таможенных и ис кабацких доходов в тюрьмы дров покупать не велеть» (ЦГАДА, ф. 217 (159), № 1, нешифрованные столбцы). Грамота пустозерскому воеводе об этом послана 29 сентября.

1677

Февраля 24. Сделана запись в Новгородском приказе о посылке грамоты в Пустозерск о возвращении протопопа «с товарыщи» из монастырей в тюрьму Пустозерского острога: «И февраля в 24 день, по памяти из Стрелецкого приказу послана великого (государя) грамота в Пустоозерский острог к воеводе. Велено, как Аввакума протопопа с товарыщи из монастыря в Пустоозерский острог привезут, и их велено посадить по-прежнему о тех тюрм, где преж сего сидели. Воиводе сее учинить по грамоте, какова прислана будет из Стрелецкого приказу. Память и отпуск грамоте вклеен ниже сево. Февраля в 24 день» (Малышев, 14, с. 332).

Марта 14. В Пустозерске получены царские грамоты о переводе Аввакума «с товарыщи» из Пустозерского острога в Спасо-Каменный и Кожеозерский монастыри (Малышев, 14, с. 332—333).

Апреля 16. Пустозерский воевода П. Г. Львов отправил отписку в Новгородский приказ о получении грамот о переводе Аввакума «с товарыщи» в монастырские тюрьмы и

316

о том, что за ними никто не приезжал, а 16 апреля прибыл новый караул под командой сотника Матвея Угрюмова, в составе десятника Никиты Солоношника (приказа Федора Головленкова) и 9 стрельцов, для их охраны в тюрьме, в «прежних избах»: «и того же, великий государь, апреля в 16 день по твоему, великого государя, указу и по грамоте велел я, холоп твой, сотнику Матвею Угрюмову у сотника московских стрельцов, у Ондрея Чупреянова, колодников, Аввакума с товарыщи, в тюрьме, в розных прежних избах, в которых они посажены, принять и беречь накрепко, чтобы они не ушли, и никово к ним припускать, и говорить ни с кем, и чернил и бумаги дават отнюдь не велел, и над стрельцами приказал смотреть накрепко, чтобы никакова дурна не учинили. Да и сам я, холоп твой, досматриваю тех колодников по вся дни» (Малышев, 14, с. 332—334). А. Чупреянов с 1675 г. «был на карауле с московскими стрельцами у тюремных сидельцов, у церковных раскольников, у Аввакума с товарыщи» (ЦГАДА, ф. 137, № 96, л. 124 об.).

Мая 29. Этим днем дьякон Федор датирует «чудо»: по молитве Ф. П. Морозовой в день ее именин вода, каждую весну наполнявшая его темницу «близ колена» от пола, «стече вся с мосту в землю, яко в пропасть, в четверть часа токмо» (в эту весну воды было особенно много потому, что «Аввакум научил стрельца просечь борозду» к его избе, за то, что дьякон «послал челобитную на него... царю») (Барсков, с. 155—156).

Июнь (конец). А. С. Матвеев по царскому указу и боярскому приговору повезен из Казани в ссылку в Пустозерск (указ и приговор сказаны ему 11 июня).

Июля 7. Новгородский приказ получил отписку пустозерского воеводы П. Г. Львова (доставил пустозерский стрелец Игнашка Попов) о том, что, хотя грамоты о переводе Аввакума «с товарыщи» в монастырские тюрьмы получены в Пустозерске еще 14 марта, по 16 апреля за ними никто не приезжал, а 16 апреля с царской грамотой прибыл на смену старому караулу новый караул, которому приказано «стоять... против прежнего» и «колодников» «беречь накрепко» (Малышев, 14, с. 332—334).

Июль. Напечатано «Извещение чудесе о сложении триех первых перстов в знаменовании честнаго и животворящего креста» патриарха Иоакима, предназначенное для убеждения старообрядцев (М., 1677, июль).

1678

Июня 9. Стольник Гавриил Яковлевич Тухачевский принял Пустозерское воеводство у князя Петра Григорьевича Львова (ЦГАДА, ф. 159, оп. I, № 1128, л. 312—313).

Боярин Артамон Матвеев привезен в ссылку в Пустозерск с семьей.

Декабря 17. Смерть Александра, епископа Вятского. Родился

317

30 ноября 1603 г. в Подмонастырской слободке Николаевского Коряжемского монастыря (Верещагин, с. 4).

1679

Напечатана «Присяга хотящим взыти на степень священства» патриарха Иоакима, в которой Аввакум предается проклятью: «Аз же проклинаю расколоначальников, и отступников бывших, и смутителей церковных, Аввакума протопопа, Никиту попа, Лазаря пустосвята, и лжемонаха Сергия, и с прочими последовательми, и кто их почитает страдальцами, и мучениками, а не отступниками святыя церкви, и не проклинает их, да будут прокляти и анафема» (ГИМ, собрание «меньшее», № 1063, л. 7; стеклографированная копия последней четверти XIX в., в 4-ку, на 10 л., в бумажной обложке, отобрана у Крупина; другую литографированную копию в собр. Хлудова указывает Ундольский: Ундольский В. М. Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати. М., 1881, с. 103, № 942. Оба экземпляра связываются с библиотекой А. И. Хлудова. Подлинность издания вызывает сомнение со стороны языка, стиля и т. д. Не является ли «Присяга» поздней подделкой старообрядцев? Указание на издание такой присяги в 1679 г. см.: Археология и источниковедение Сибири. Новосибирск, 1975, с. 84).

Января 6 (в ночь на 6-е). Самосожжение тюменского знаменского попа, знакомого Аввакума, Дометиана, с 1700 человек в верховье реки Тобола, на заимке речки Березовки (Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе. М., 1891, с. 9—11; РИБ, т. 39, стб. 873).

Сентября 2. В Пустозерске получена царская грамота, предписывающая содержать «Аввакума с товарыщи» в тюрьме «с великою крепостью», и, если их тюремные помещения обветшали, «укрепить тотчас» (Малышев, 18, с. 102). В то время, по сведениям Пустозерской переписной книги и письма Г. Я. Тухачевского, в Пустозерском остроге имелось «на посаде и в жирах посадцких, тягловых, с монастырскими, опричь церковных причетников пятьдесят три двора, да нищих и вдов восемь дворов, а людей в тех дворех двесте шездесят восем человек, да без дворных и нищих сто семь человек». Кроме того, имелось шесть дворов причетников, в которых проживал 21 человек, и 23 пустых двора (жители сбежали или умерли), 4 церкви (Введенская, Никольская, Спасская и Пречистенская) и подворье («для рыбного промыслу») Красногорского Пинежского монастыря (ЦГАДА, ф. 1209, оп. 1, № 366, л. 21 об.).17 Священником пустозерской Введенской церкви был Андрей, служивший по старым служебникам, ученик и последователь Аввакума, живший в Пустозерске еще 1713 г. (Малышев, 6, с. 349—350).

318

1680

Января 20. В Пустозерский острог прибыло 10 соловецких «мятежников» во главе с Логгином Степановым (ЦГАДА, ф. 137, оп. 1, № 86, л. 120).

В Новгородском приказе получена отписка пустозерского воеводы Г. Я. Тухачевского (на царскую грамоту от 2 сентября 1679 г.), сообщающая о ветхости тюрем, в которых содержатся «Аввакум с товарыщи», и тына вокруг тюрем и о невозможности починить все это «без нового лесу», который приходится «добывать» из Ижемской слободки, за 500 верст. Г. Я. Тухачевский просил также указать, «ис каких доходов те тюрьмы делать» (Малышев, 18, с. 102).

Марта 21. Пустозерский воевода принял челобитную у Домны Лазаревой (очевидно, об освобождении из ссылки) и с отпиской отправил ее в Москву. Из Пустозерска челобитная послана с пятидесятником Яковом Первого 27 марта, доставлена в Новгородский приказ 17 мая (ЦГАДА, ф. 217 (159), нешифрованные столбцы).

Июля 30. Стряпчий Андреян Тихонович Хоненев принял Пустозерское воеводство у воеводы стольника Гаврилы Яковлевича Тухачевского (ЦГАДА, ф. 159, оп. 1, № 1128, л. 312—313). В росписном сдаточном списке Пустозерска сказано: «Церковныя раскольники, что сидят в тюрьме, в осыпных в розных избах, за караулом пустоозерских стрельцов: бывшей протопоп Аввакум, роспопа Лазарь, роздьякон Федор, бывшей чернец Епифаней». Здесь же указано, что в Пустозерске «сто человек стрельцов и с ссыльными» и названы имена 10 бывших защитников Соловецкого монастыря, сидящих в тюрьме, четверых ссыльных, живущих на посаде, и имя ссыльной Домницы, жены попа Лазаря, которая «живет в Пустоозерском остроге в своем дворе» (Малышев, 18, с. 102).

Октября 9. А. С. Матвеев с сыном Андреем переведены на жительство из Пустозерска на Мезень. Из Пустозерского острога выехали 30 июля через Ижемскую слободку, Весляное, Вымский волок и Глотову слободу (Сергеев, с. 27).

Между октября 9 и ноября 15. А. С. Матвеев сообщает в челобитной царю Федору Алексеевичу, что «противникам церковным, которые сосланы на Мезень, Аввакума жена и дети, и тем твоего государева жалованья на день по грошу на человека, а на малых по три денежки». Челобитная отправлена из Мезени после 9 октября 1680 г. (дата приезда Матвеева в Мезень) с пустозерским стрельцом Василием Пастуховым и доставлена последним в Москву 15 ноября того же года (Сергеев, с. 25—29; см.: История о невинном заточении, с. 208; здесь неверно указано, что эта челобитная послана из Пустозерского острога).

319

1681

Января 6. В день Богоявления, во время крещенского водосвятия, в присутствии царя Федора Алексеевича на «иордани», старообрядцы «безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя... тайно вкрадучися в соборныя церкви, как церковныя ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальные свечи ставили... наущением того же расколоначальника и слепаго вождя своего Аввакума. Он же сам... на берестяных хартиях начертавал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании, и толковании, и блядословными укоризнами весьма запретительными, не токмо от всего священнаго писания, но от божественных уст спасителя нашего...» (Малышев, 14, с. 343).

Февраля 7. Якушка Первого, пустозерский стрелец, подал в Москве отписку пустозерского воеводы А. Т. Хоненева о том, что «...в Пустоозерском же, государь, остроге тюрьмы, где сидят ссыльные Аввакум с товарыщи, все худы и розвалились же, а починить тех тюрем нельзя ж, все згнили, а вновь построить без твоего, великого государя, указу не смею». По этой отписке, грамотой от 2 марта, велено было: «тюремной двор построить вновь, буде починить не мочно. А строить велеть тот тюремный двор с великим береженьем, чтоб ис тюрьмы ис колодников кто не ушол, а строить преж велеть тюремной тын, а избы после с великим же остерегательством». Приказывалось также снестись с приказом Большой Казны, которому по этому поводу была послана 11 февраля память (Сергеев, Отписка, с. 29—30; ЦГАДА, ф. 159, оп. 1, № 1128, л. 245—248).

Августа 17. Смерть патриарха Никона.

Мезенский таможенный голова Денис Язжин прекратил выдачу семье Аввакума «поденного корму» из «таможенных и кабацких сборов» (ЦГАДА, ф. 217, № 1, л. 1, 3).

1682

Января первые числа. Капитан стрелецкого стремянного полка Иван Сергеевич Лишуков (Лешуков) объявил на Мезени А. С. Матвееву и его сыну Андрею царский указ о помиловании. «В крайней скорости» Матвеевы выехали с Мезени в г. Лух (впоследствии заштатный город Юрьевецкого уезда Костромской губернии) (История о невинном заточении, с. 339—340, 345).

Февраль 8. Царь Федор Алексеевич в письме собору спрашивал, как поступать с раскольниками. Ответ собора — «по государеву усмотрению» (ЦГАДА, ф. 153. Духовные российские дела, оп. 1, № 59, л. 1—11; см.: Виноградский Н. Церковный собор 1682 г. Смоленск, 1899).

Март — первая половина апреля. Капитан И. С. Лешуков ведет сыск в Пустозерске по поводу распространения Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» и «злохульных» писаний, направленных против царя и высшего духовенства (Малышев. 14, с. 344).

320

Апреля 14. Казнь (сожжением на костре) Аввакума, Епифания, Лазаря и Федора (Смирнов, Внутренние вопросы, с. 8, пр. 10).

Апреля 27. Смерть царя Федора Алексеевича. По народному преданию, записанному в XVIII в., протопоп Аввакум предсказал царю скорую кончину после своей казни (Малышев, 12, с. 161).

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Род Аввакума

1. Родители: отец, священник Петр (РИБ, т. 39, стб. 8, 89, 161); мать Мария, во иночестве Марфа (там же).

2. Братья: Герасим, священник (Есипов, с. 119; РИБ, т. 39, стб. 134); Евфимий, псаломщик придворной церкви (умер в «мор» 1654 г. в возрасте ок. 20 (?) лет (РИБ, т. 39, стб. 133); Козьма (РИБ, т. 39, стб. 134).

3. Сыновья: Иван, жена Неонила, дочь Марья (Никольский, с. 159; Барсков, с. 69; Есипов, с. 119); Прокопий (Никольский, с. 159; Барсков, с. 69; Робинсон, с. 219); Корнилий (Никольский, с. 159; Малышев, 2, с. 386); Афанасий (Барсков, с. 69; РИБ, т. 39, стб. 922—923).

4. Дочери: Агриппина (Никольский, с. 159; Барсков, с. 691); Акулина (Барсков, с. 69); Аксинья (Барсков, с. 69).

II. Охрана протопопа Аввакума в Пустозерске 2

1. Воеводы Пустозерского острога
времени заключения в нем протопопа Аввакума
(12 декабря 1667 г. — 14 апреля 1682 г.)

Неелов Иван Саввинович, дворянин московский. Воеводствовал с 28 марта 1667 г. по 1 августа 1670 г. (ЦГАДА, ф. 141, № 67, л. 7; № 559, л. 1; ф. 159, оп. 1, № 1128, л. 318; Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах. М., 1853, с. 287).

Неелов Григорий Михайлович, стряпчий рейтарского строю, стрелецкий голова. Был воеводой с 1 августа 1670 г. по январь 1672 г. (ЦГАДА, ф. 141, л. 1; ф. 159, оп. 1, № 1128, л. 318; Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. М., 1897, ч. III, с. 106).

Неплюевы Леонтий Романович, стольник, и Иван Яковлевич, дворянин московский. В январе 1672 — сентябре 1673 г. упоминаются вместе как пустозерские воеводы, к августе 1674—1675 гг.

321

называется один Леонтий Романович (ЦГАДА, ф. 141, № 227, л. 28; № 269, л. 2; ф. 159, оп. 1, № 2224, л. 1; Барсуков А. Списки городовых воевод. СПб., 1902, c. 188; Алфавитный указатель фамилий и лиц..., с. 289).

Львов Петр Григорьевич, князь. Значится на воеводстве с 19 июня 1675 г. по 9 июня 1678 г. (ЦГАДА, ф. 159, № 1128, л. 312—313; Барсуков А. Списки городовых воевод. Экземпляр ЦГАДА с рукописными дополнениями, с. 188; Малышев, 14, с. 331—334).

Тухачевский Гавриил Яковлевич, стольник. Был воеводой с 9 июня 1678 г. по 30 июля 1680 г. (ЦГАДА, ф. 159, № 1128, л. 312—313; Малышев, 18, с. 102).

Хоненев Андриан Тихонович, стряпчий. Был воеводой с 30 июля 1680 г. по 13 июня 1682 г. (ЦГАДА, ф. 137, № 109, л. 18 об. — 19 об. и др.; ф. 159, № 2226, л. 36—37; Малышев, 18, с. 100—102; Алфавитный указатель фамилий и лиц..., с. 442).

2. Караульные пустозерской тюрьмы Аввакума
«с товарыщи»

Федор Акишев, стрелецкий сотник, и 9 стрельцов приказа Василия Бухвостова. Были приставлены к Аввакуму и его соузникам с 26 августа 1667 г. (сопровождали на пути из Москвы в Пустозерск) до 20 сентября 1669 г. (ЦГАДА, ф. 141, № 467, л. 748—749; Барсков, с. 68, 70, 146).

Иларион Ярцов, стрелецкий сотник, Семен Тимофеев, десятник, «с товарыщи» (Онтипка Микитин, Митька Михайлов, Исачко Григорьев и др.). Прибыли в Пустозерск 20 сентября 1669 г., упоминаются в августе (1) 1670 г. (ЦГАДА, ф. 141, № 467, л. 748; № 559, л. 13; ф. 159, оп. 1, № 1128, л. 318).

Андрей Чупреянов, стрелецкий сотник, с «московскими стрельцами». Значится с 1675 г. по 16 апреля 1677 г. (ЦГАДА, ф. 137, № 96, л. 124 об.; Материалы, VI, с. 131; Малышев, 14, с. 333).

Матвей Угрюмов, стрелецкий сотник, и «десятник Микитка Солоношник с товарыщи, десять человек» приказа полковника Федора Головленкова. Приняли караул 16 апреля 1677 г. (Малышев, 18, с. 333).

Максим Ильиных, Яков Первого, пустозерские стрелецкие пятидесятники, и 10 пустозерских стрельцов «вместо московских стрельцов», взятых с сотником в Москву, несли караул в декабре 1678 — августе 1679 г. (ЦГАДА. ф. 217 (159); № 1, л. 3—4, 10).

III. Список ссыльных и заключенных Пустозерского острога
в июле 1680 г.

(из «росписного списка» приема дел воеводой
А. Г. Хоненевым у воеводы Г. Я. Тухачевского)3

«Да в Пустоозерском же остроге сто человек стрельцов и с ссыльными.

322

Да ссыльная роспопы Лазарева жена Домница живет в Пустоозерском остроге в своем дворе.

Соловецкого монастыря тюремные сидельцы за караулом пустоозерских стрельцов: Логинко Степанов, Игнашко Иванов, Митька Борисов, Данилко Терентьев — умре, Васька Иванов, пушкарь Климка Федоров, Тишка Малафеев, Федька Семенов, Петрушка Кузьмин, Федотка Микитин.

Церковныя раскольники, что сидят в тюрьме, в осыпных в розных избах, за караулом пустоозерских стрельцов: бывшей протопоп Аввакум, роспопа Лазарь, роздьякон Федор, бывшей чернец Епифаней.

Ссыльные ж люди Ондрюшка Олонец с сыном, да Стенька Мезенец з женою живут на подворье у пустоозерцов посадцких людей и у стрельцов».

ЦГАДА, Боярские и городовые книги,
ф. 137, № 109, л. 18 об. — 19 об.

IV. Основная хронология жизни Аввакума

1621—1652 — жизнь в Нижегородских пределах.

1652—1653, 16. IX — жизнь в Москве.

1653—1664 (весна) — сибирская ссылка.

1664 (весна) — 1664, 29. VIII — жизнь в Москве.

1664, 29. VIII—1666, 1. III — мезенская ссылка.

1666. 1. III—1667, 30. VIII — жизнь в Москве.

1667. 30. VII—1682, 14. IV — пустозерская ссылка.

Сноски

Сноски к стр. 280

1 Малышев В. И. О некоторых предложениях по изучению литературного наследия протопопа Аввакума. — В кн.: Пути изучения древнерусской литературы и письменности. Л., 1970, с. 112.

2 В частности, для пополнения «Летописи» интересный материал можно извлечь из помет В. И. Малышева на книгах его библиотеки, из записочек, вложенных в них и содержащих «задания» для дальнейшей работы исследователя (часто эти заметки писались на листках отрывного настольного календаря).

3 Текст издан: Малышев В. И. О некоторых предложениях..., с. 114—116.

4 Текст издан: Малышев В. И. Неизвестные документы 1680 г. о протопопе Аввакуме. — РЛ, 1967, № 4. с. 102.

Сноски к стр. 283

1 См. ниже, с. 320.

2 Вероятно, здесь имеются в виду писцовые книги 1620-х годов по Нижнему Новгороду. См.: Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. СПб., 1869, кн. 1. с. 166—169 (с. Григорово входило в Закудемский стан). Паскаль использовал писцовую книгу этого собрания № 292 и нижегородские платежницы 1608 и 1612 гг. (ЧОИДР, 1910, кн. III; Pasckal, 74, 75) (примеч. публикатора).

3 См. также: Румянцева, с. 156—160 (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 284

4 См. также: Мазунин, Повесть, с. 79 (примеч. публикатора).

5 Паскаль указывает иной возраст — 11—12 лет и датирует смерть Петра более ранним временем (см.: La Lie, p. 76, n. 3) (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 286

6 См.: Мазунин, Из комментария, с. 237; см. также: Мазунин, Повесть, с. 95 (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 287

7 В оригинале «Летописи» этим числом («Августа 4») датируется ссылка Неронова в Спасо-Каменный монастырь согласно сведениям «Записки о жизни протопопа Ивана Неронова с 1653 по 1659 год», написанной, как предполагают, современником Неронова игуменом Феоктистом (Материалы, I, с. 134). Однако в другом источнике — «Росписи» Ивана Неронова, на которую В. И. Малышев также ссылается, указана другая дата ссылки — «13 августа» (Материалы. I, с. 50—51); с этой датой полностью согласуется принятая В. И. Малышевым датировка расстрижения Неронова — «12 августа». Хронология ареста и заключения Ивана Неронова в 1653 г. затруднена противоречивыми сведениями источников и требует дополнительного изучения (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 288

8 Паскаль датирует события августа 1653 г. следующим образом: 4 августа — арест И. Неронова, заключение в Новоспасский монастырь (Материалы, I, с. 134); 5 августа — его перевели в Симонов монастырь (Материалы, I, с. 50); в это время Аввакум и Даниил Костромской написали челобитную царю, прося за Неронова (Материалы, I, с. 23—24); 12 августа — публичное расстрижение Неронова; в этот же день Аввакум произнес проповедь на паперти Казанского собора; 13 августа — Никон подписал указ о заключении Неронова в Спасо-Каменный монастырь; предположительно 16 августа (так как 15 августа был праздник — Успение богородицы) — Неронов отправлен в ссылку, и Аввакум его провожает; после возвращения Аввакум ссорится с причтом Казанского собора, ему запрещают служить в церкви; тогда в субботу 20 августа Аввакум собирает прихожан и служит в «сушиле» во дворе у Неронова (Материалы, I, с. 20—23); 21 августа — Аввакум и его прихожане арестованы; Аввакум отправлен в Андроньев монастырь; 31 августа Аввакума привезли из монастыря в Патриарший приказ (Паскаль, 219—224) (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 290

9 В экземпляре этой книги из библиотеки В. И. Малышева (Материалы, I) помета В. М.: «брат Аввакума» (ср. выше, с. 283; ниже, с. 320) (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 296

10 См. также: Демкова Н. С. Из истории ранней старообрядческой литературы, I. «Писанейце» протопопа Аввакума Федору Михайловичу Ртищеву (конец июля — август 1664 г.). — ТОДРЛ, Л., 1974, т. XXVIII, с. 385—389 (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 297

11 О выписках Аввакума см.: Кудрявцев И. М. Сборник XVII в. с подписями протопопа Аввакума и других пустозерских узников. — Записки отдела рукописей ГБЛ. М., 1972, в. 33, с. 154, 156—160, 196—197 (примеч. публикатора).

12 См. также: Мазунин, Повесть, с. 97—98 (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 311

13 См. также: Румянцева, с. 158 (примеч. публикатора)

Сноски к стр. 313

14 См. также: Мазунин, Повесть, с. 100—101 (примеч. публикатора).

15 См. также: Румянцева, с. 159 (примеч. публикатора).

16 См. также: Румянцева, Автореферат, с. 4 (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 317

17 Карандашная помета В. И. Малышева: «Проверить в ЦГАДА» (примеч. публикатора).

Сноски к стр. 320

1 См. также: Румянцева, с. 156—160 (примеч. публикатора).

2 Впервые опубликовано: Малышев В. И. О некоторых предложениях по изучению литературного наследия протопопа Аввакума. — В кн.: Пути изучения древнерусской литературы. Л., 1970, с. 114—115.

Сноски к стр. 321

3 Издан В. И. Малышевым: РЛ, 1967, № 4, с. 102.

http://feb-web.ru/feb/avvakum/chronics/mdk-277-.htm

Категория: XVII в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 1933

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz