Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 14:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » XVII в.

Малышев В.И. Материалы к "Летописи жизни протопопа Аввакума". Часть 3

306

деятельности протопопа Аввакума и его единомышленников: «ныне же новоявлшимися отступники Никитою, Аввакумом, Лазарем, Феодором, Феоктистом, Спиридоном со суемудреными пустынниками и прочиими оторгнувшымися от единства церкви и своя богоненавидимая блядилища составляющыми и строящыми... Велия буря и нестерпимое волнение ударяет ныне на храмину божественныя церкви чрез злохульныя уста Никитины и его единомысленников: Лазаря попа, Аввакума, Феодора диакона и прочих, клевещущих, яко несть предание святых отец, еже треми персты первыми крест святый на себе воображати православным людем» (Жезл правления. М., 1667, ч. I, л. 16 об. — 17, 57; Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI—XVII веках. М., 1958, с. 96).

Июля 1. Неронов принес покаяние собору и послан в Иосифо-Волоколамский монастырь (Материалы, II, с. 7).

Июля 17. Приговор собора в отношении Аввакума, Лазаря («паки... проклятию предаша») и Епифания («проклятию предаша, и иночества обнажиша, и острищи повелеша, и осудиша отослати к грацкому суду») (Материалы, II, с. 29—30, 113, 182).

Августа 4. Дьякон Федор, поставленный перед собором в Крестовой палате, «собор неправославным нарече... и ни в чем не повинился и прощения не просил» (Материалы, II, с. 32).

Августа 5. Допрос архимандритами Филаретом Владимирским, Иосифом Хутынским и Сергием Ярославским Аввакума, Лазаря и Епифания. «А по допросу Аввакум подал письмо своей руки» (Материалы, II, с. 21—26, 32—34).

Августа 26. Указ о ссылке протопопов Аввакума и Никифора, попа Лазаря и инока Епифания в Пустозерск с сотником Федором Акишевым и десятью стрельцами приказа Василия Бухвостова (Барсков, с. 146).

Августа 27. «Казнь» (урезанием языка) Лазаря и Епифания на «Болоте» (Барсков, с. 147—250).

Августа 30—31. Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания из села Братошина (Братовщино, в 32 верстах от Москвы) повезли на «ямских подводах» в Пустозерский острог, в сопровождении стрелецкого сотника приказа Василия Бухвостова Федора Акишева и десяти стрельцов того же приказа (Барсков, с. 146—147, 251). (О путевых маршрутах в Пустозерск в XVII в. см.: Малышев, 1, с. 372—374).

Ноябрь. Выход Служебника с соборным свитком, в котором дважды упомянут протопоп Аввакум как пострадавший «за непокорение» и преданный проклятию: «Невежди же аще будут прочитати, то неискуством их и неучением разум свой токмо будут потопляти и постраждут, яко же пострада и Никита, поп Лазарь, Аввакум и прочии невежди» (л. 13)

307

«А та клятва и проклятие, еже писано есть в книзе Жезл, возводится ныне точию на Аввакума, бывшего протопопа, и на Лазаря попа, и Никифора, и Епифания, чернца соловецкаго, и Феодора диакона, и на прочих их единомысленников и единомудренников и советников их, дондеже пребудут во упрямстве и непокорении» (л. 13 об.) (Материалы, II, с. 239—240). Этот же текст повторен и в Служебнике (М., 1668, л. 13—13 об.). В Синодике XVII в. находится проклятие Аввакуму, составленное, как видно по тексту, еще при его жизни, вскоре, по-видимому, после собора 1667 г., следующего содержания: «Бывый протопоп Аввакум, и поп Лазарь, Феодор роздиакон, и Соловецкого монастыря бывый чернец Епифанец, и сообщници их развратницы правому учению, не покаряющиися святому собору, и охуждающии святыя тайны, и безумием своим в познание и покаяние и во общение ко святей церкви не приходят, да будут прокляты» (ДРВ, ч. VIII. СПб., 1775, с. 119—220).

Не позднее первых чисел декабря. По местному народному преданию, Аввакум во время пути в Пустозерск и остановки стражи у села Усть-Цильмы на Печоре призывал собравшийся народ держаться старых обрядов (Малышев, 1, с. 372—375).

Декабря 12. Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания привезли в Пустозерск и поместили «порознь, очистя пустозерских крестьян избы, по одному человеку в ызбе», за караулом сотника Ф. Акишева и девяти стрельцов (Веселовский, с. 6—7).

Декабря 13. Из Пустозерска посланы воеводские памяти в Ижемскую и Усть-Цилемскую слободки о присылке «по первому вешному водяному пути» строевого леса и плотников для строительства тюрем для Аввакума с «товарищи» (Веселовский, с. 7).

1668

Февраля 20 (?). Из челобитной попа Лазаря царю, посланной из Пустозерска: «Книг не имеем... а хлеба дают нам по полутора фунта на сутки, да квасу нужнова, — ей, ей, и псом больше сего метают! — а соли не дают, а одежишка нет же, ходим срамно и наго» (Материалы, IV, с. 227, 263—266; Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912, с. 187, № 5).

Февраля 21. Указ о ссылке дьякона Федора в Пустозерск под конвоем, в сопровождении сотника приказа Артемона Матвеева Перфилья Чубарова и четырех стрельцов того же приказа (Барсков, с. 147—149).

Февраля 25, «в другом часу дни». «Казнь» (урезанием языка) дьякона Федора на «Болоте» («Для казни... послан подьячей Иван Постников»); «сослан в Пустоозера сего ж числа» (Барсков, с. 148).

Февраля 29. Новгородская четь отправила в Пустозерск царскую грамоту, в которой «велено по прежнему и по сему

308

государеву указу» для Аввакума «с товарыщи» «тюрьму строить как мочно», избы им «ставить» и корм «давать ис тамошнова хлеба» (Веселовский, с. 10; Малышев, 18, с. 100).

Апреля 20. Дьякон Федор привезен в Пустозерск сотником Перфильем Чюбаровым и помещен «на особном на пустом дворе, от прежних колодников (т. е. Аввакума, Епифания, Лазаря и Никифора, — В. М.) порознь» (Барсков, с. 149).

Мая 20. Пустозерский сотский Гаврилко Ортемьев подал в съезжей избе челобитную о привлечении к строительству тюрем для Аввакума «с товарыщи» ижемцев и усть-цилемцев (Веселовский, с. 7).

Июня 8. Ижемский заказчик Ивашко Григорьев подал в Пустозерске от имени ижемцев и усть-цилемцев челобитную об освобождении их от строительства тюрем (Веселовский, с. 7).

Июня 22. Стряпчий Игнатий Волохов начал осаду Соловецкого монастыря.

Июля 4. В Новгородской чети и приказе получена челобитная попа Лазаря с сопроводительной отпиской пустозерского воеводы И. С. Неелова (ЦГАДА, ф. 137, № 78, л. 261 об.).

Июля 8. В Пустозерске получена вторичная грамота о необходимости «тюрьма устроить и избы поставить, как мочно» (Веселовский, с. 8).

Ноября 1. Неронов возведен в архимандриты Данилова Троицкого Переяславль-Залесского монастыря (Строев, стб. 668).

1669

Января 23. Из Пустозерска послана память «заказщику» Ижемской и Усть-Цилемской слободок, чтобы «по первому водяному пути лес... приплавили без всякого ослушанья» (Веселовский, с. 8).

Марта 3—4. Смерть царицы Марии Ильиничны (Милославской).

Марта 10. Усть-цилемцы и ижемцы сообщили пустозерскому воеводе, что они послали челобитчика в Москву и ожидают ответа, «а лес готовят» (Веселовский, с. 8).

В ночь с четверга на пятницу второй недели Великого поста. — Так Аввакум датирует свое «видение» (после более десятидневного неприятия пищи): бог «за темничное сидение» «вместил» в него («покорил» ему) «небо и землю, и всю тварь», описанное в челобитной царю 1669 г. (РИБ, т. 39, стб. 763—764).

Мая 3. Запрещен подвоз припасов на Соловки.

Июля 4. Из приказа Сыскных дел получена грамота о немедленной постройке тюрьмы в Пустозерске (Веселовский, с. 9).

Июля 6. Заказчик Никонка Кондратьев и ижемские и усть-цилемские мирские люди подали пустозерскому воеводе «скаску» о том, что они «великого государя указу грамот

309

не нарушают, а с пустозерцы ссыльным людем тюрьмы не делают» (Веселовский, с. 9).

Июня 10. В Пустозерске получена царская грамота — ответ на челобитье ижемцов и усть-цилемцев, предписывающий воеводе «сыскать» по писцовым книгам, участвовали ли раньше ижемцы и усть-цилемцы в совместных с пустозерцами строительных работах, если да, то «велено всякие поделки делать», а если нет — «делать не велеть» (Веселовский, с. 8).

Июля 28. В Ижемской слободке получена царская грамота о взятии у попа Лазаря «скаски» «за ево рукою», о которой он сообщал при подаче челобитной (Веселовский, с. 13).

Июля 31. Приказание пустозерского воеводы И. С. Неелова («память») сотнику Федору Акишеву взять у попа Лазаря «скаску» (Веселовский, с. 14).

Августа 7. Поп Лазарь направил царю челобитную (вторично) о том, что воевода Иван Неелов отказывается без предварительного прочтения послать его «скаски» за его печатью («за узлом») о «великом духовном и тайном царском деле» и о том, что жена его «Домница» «с робята» пятый год живет «без корму и без подворья» и нуждается в переводе «в русские городы» в «миру кормитца» (Веселовский, с. 4, 14—16).

Август. Послана отписка пустозерского воеводы Ивана Савиновича Неелова в Москву о том, что пустозерцы тюрьму и избы ставят, а задержка с постройкой произошла по вине ижемцев и усть-цилемцев (Веселовский, с. 10).

Лето. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий «прибрели» из Москвы на Мезень.

Сентября 1. Письмо дьякона Федора к семье Аввакума в Окладникову слободку на Мезень о получении «крупок овсяных» и другого «запассцу», о беседе его и Аввакума с мезенцем Поликарпом «нощию» в доме «брата Алексия», о постройке для них тюрем, о посылке Аввакумом с «сотником старым» (Федором Акишевым) послания царю и о посылке списка с него к семье с Поликарпом и с ним же книги «Ответ наш о православных догматех» для переписки и отсылки «верным» в Соловки и в Москву, об отправке Лазарем писем царю и патриарху, о том, чтобы давали «списывать верным человеком» и «списовали бы добрым письмом», и о другом (Барсков, с. 67—70).

Сентября 20. Стрелецкий сотник Ларион Ярцов и десятник Сенька Тимофеев со стрельцами Онтипкой Микитиным, Митькой Михайловым, Исачкой Григорьевым и др. прибыли в Пустозерск «на караул к ссыльным», к Аввакуму «с товарыщи», в перемену караула сотника Федора Акишева (ЦГАДА, ф. 141, № 467, л. 748).

310

Октября 14. В Новгородской чети получена сказка попа Лазаря о том, что пустозерский воевода Иван Неелов не отправляет без прочтения его «церковное великое и великого государя тайное слово», сопровождаемая воеводской отпиской, в которой Неелов просит разрешения взять у Лазаря написанное «за ево печатью за узлом» (Веселовский, с. 16—17).

Октября 17. Состоялся доклад в Новгородской чети о промедлении в постройке тюрьмы в Пустозерске (Веселовский, с. 12).

Ноября 25. Доклад в Новгородской чети по челобитью попа Лазаря относительно его сказок о «великом государеве церковном и о патриаршем духовном делах» и о переводе его жены Домницы с детьми в «русские городы и в миру кормитца», и последовавшее решение — «велеть у нево взять скаска, и прислать к Москве» (Веселовский, с. 16—17).

Не ранее 1669 г. Иноком Авраамием закончено составление сборника «Христианоопасный щит веры», где он приводит два сочинения Аввакума (первая челобитная царю Алексею Михайловичу и «Записка о заточениях и расстрижении и сношениях с Лазарем и Епифанием после первой их казни»), упоминает об ответном послании Аввакума Андрею Плещееву (в сборнике слов Спиридона Потемкина, слово пятое) и пытается доказать несправедливость возведенных на Аввакума собором обвинений и церковного проклятия, называя Аввакума священным страдальцем, стражем церкви, который, не стыдясь, сказал правду царю (Материалы, VII, с. X, 114, 183, 213—214).

Иларион возведен в сан митрополита рязанского (Малышев, 7, с. 379).

1670

Января 2. Смерть Ивана Неронова (Материалы, I, с. 305).

Февраля 6. В Пустозерске получена грамота о взятии у попа Лазаря сказок о «церковном великом деле и о твоем, великого государя, тайном слове и патриарше духовном деле» (Веселовский, с. 19).

Инок Авраамий вместе со своими учениками арестован и заключен под стражу на Мстиславском дворе за сношения с Аввакумом (перехвачены его хвалебные письма Аввакуму с вопросами ему) (Материалы, VII, с. VIII, XXVI).

Февраля 21. Жена попа Лазаря Домника Михайловна подала в Пустозерском остроге, в съезжий избе, челобитную царю о переводе ее «саму четверту с робяты» из «Пустоозерья» в русские города, чтобы «нам, бедным, было где мочно в миру прокормиться», ибо здесь «помираем голодом, и холодом, и наготою» (Веселовский, с. 17—19).

Сказки попа Лазаря отправлены в Москву с приставом Герасимом Лютово (Веселовский, с. 17—19).

Февраля 23. Стрелецкий полуголова Полтева приказа Иван Кондратьевич Елагин получил в Тайном приказе

311

50 рублей «государева жалованья» на поездку на Мезень и Печору («для посылки кевронской и мезенской») для совершения казней над сторонниками Аввакума.

Март, вторая половина. Казнь (через повешение) Федора Юродивого и Луки Лаврентьевича на Мезени. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий, также приговоренные к повешению, «повинились» и были вместе с матерью «закопаны в землю» (посажены в земляную тюрьму); у Анастасии Марковны и сыновей, Ивана и Прокопия, «взяты скаски за руками» в Сыскной приказ о том, что она и дети «соборней и апостольской церкви ни в чем не противны» (ЦГАДА, ф. 217 (Новгородский приказ 1683 г.), № 1, л. 1; РИБ, т. 39, стб. 61—62, 130, 210—211; Робинсон, с. 286).13

Апреля 1. Пристав Герасим Лютово доставил в Новгородскую четверть «сказки» Лазаря и его жены Домны (Веселовский, с. 18—19).

Апреля, около 10 числа. Приезд в Пустозерск стрелецкого полуголовы Ивана Кондратьевича Елагина «со стрельцами» для совершения казни узников. По словам Епифания, Елагин, «приехав к нам, и взяв нас ис темниц, и поставил нас пред собою, и наказ стал прочитати». После этого, до казни 14 апреля, «три дни нудил нас всяко отврещися святыя веры христовы старой» (Робинсон, с. 198, 195; Материалы, VI, с. 223—225).

Апреля 14. Аввакум взят полуголовой Иваном Елагиным из тюрьмы, вместе с Епифанием, Лазарем и Федором, и поставлен перед плахой для зачтения приговора и исполнения публичной казни («перед всем народом пустозерским»). Указано Аввакума «вместо смертной казни» содержать в земляной тюрьме на хлебе и воде; отвели тут же в темницу. Лазарю, Федору и Епифанию вырезали языки (второй раз) и отсекли пальцы правой руки (Робинсон, с. 198; РИБ, т. 39, стб. 713—716; Материалы, VI, с. 225).

Апреля 15. Новгородский приказ доложил царю Алексею Михайловичу о получении из Пустозерска двух сказок попа Лазаря «ево, Лазарева, письма рукою». Государь, «выписки слушав», указал отдать сказки чудовскому архимандриту Иоакиму «да думному дьяку Лариону Иванову», что и было исполнено «того ж числа» (Веселовский, с. 20).

Апреля 21. Этим днем Епифаний датирует свое видение богородицы и отсеченных перстов.

Августа 1. Григорий Михайлович Неелов, стряпчий рейтарского строя, стрелецкий голова, принял Пустозерское воеводство от московского дворянина Ивана Саввиновича Неелова. В сдаточной «описи предметам» сказано: «Да в особой тюрьме, в розных осыпных избах, ссыльные люди, бывшей протопоп Аввакум, роспопа Лазарь, роздьякон

312

Федька, бывшей старец Епифаней за караулом московского сотника стрелецкого Лариона Ярцова и московских стрельцов — десятника Сеньки Тимофеева с товарыщи». В «описи» упомянуты также «в тюрьме Киприян Нагой» и «ссыльные люди»: Пименко Суконников с сыном Стенькою, «нищей» Юшко Федоров, жена Лазаря Домника, человек ее Стенька и бывший благовещенский сторож Андрюшка Самойлов (ЦГАДА, ф. 141, № 559, л. 1).

Апреля 16 («в третий день» после казни). Аввакум навестил Лазаря в его темнице, «во рте» у него «гладил рукою», нашел, что «говорит по-старому, чисто» (РИБ, т. 39, стб. 717—718).

Августа, после 12 числа. Инок Авраамий, описывая свой допрос в Чудовом монастыре крутицким митрополитом Павлом, вологодским архиепископом Симоном, чудовским архимандритом Иоакимом и думным дьяком Иларионом Ивановым, сообщает о том, что «власти» ставили ему в вину связь с Аввакумом и преклонение перед ним, на что он ответил им, что считает «отца Аввакума» за «истинна Христова ученика», осуждение и проклятие его собором не признает справедливым, верит ему, и «сего ради» обращается к нему с разными вопросами, (о Никоне-антихристе и др.), хотя «от него научитися всякому доброму делу». Авраамий приводит отзыв «властей» о себе и Аввакуме, по которому он поставлен в один ряд с протопопом: «ведь у вас из еретишков тех толко Аввакум да черничишко то Аврамей, да и те бедные, не позная истины, заблудили от праваго пути» (Материалы, VII, с. XXVII, 389, 403, 413).

Не ранее последней трети указанного года. Инок Авраамий в челобитной царю указывает, что «священный страдалец и от бога помазанный протопоп Аввакум» и прочие с ним «страдальцы» «возвещали» ему, «дабы... умирил... миром... церковь, а не мечем», но царь «благаго их совета удалился», за что и получил «пагубные беды в державе» (Материалы, VII, с. XXVIII, 261—263). С такими же эпитетами Аввакум упоминается в выписке из сочинения инока Авраамия об антихристе (там же, с. 427). В послании «к некоему боголюбцу» Авраамий просит поминать «в молитвах своих» более всего «начальных страдальцев» — Аввакума, Лазаря, Федора, Епифания и Трифилия (Материалы, VII, с. 426). То же повторяет он в посланиях к боярыне Морозовой и к «некоей дщери Христовой», написанных одновременно в заключении на Мстиславском дворе (Материалы, VIII, с. 370; Смирнов, Внутренние вопросы, с. LXXII, 012—013).

Конец 1670 года. Казнь инока Авраамия в Москве, на Болоте.

1671

Января 22. Брак царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

313

Июня 6. Казнь Степана Разина в Москве.

Ноября 16, «в ночь». Ф. П. Морозова и Е. П. Урусова взяты под стражу и после заключения в подклете дома Ф. П. Морозовой (дом находился в Белом городе, вблизи церкви Георгия на Горке) и допросов в Чудовом монастыре перевезены — первая на подворье Псково-Печерского монастыря (находилось в Белом городе), вторая — в Алексеевский женский монастырь, что вблизи Кремля, на «Чертолье» (Мазунин, Заметки, с. 153—154).14

1672

Февраля 17. Смерть патриарха Иоасафа II.

Июля 7. Возведен в патриархи Питирим.

Октября 17. Постановка при царском дворе «Комедии об Есфири» пастором Немецкой слободы Иоганном Грегори.

Декабря 22. Чудовский архимандрит Иоаким Савелов хиротонисан в митрополиты Новгородские.

Детям Аввакума: Афанасию, Агриппине, Акулине, Аксинье, жене сына Ивана Неониле с дочерью Марьей и трем домочадцам (Тимофею и Аксинье, имя третьего неизвестно) «велено» давать «поденной корм» из мезенских таможенных и кабацких сборов: членам семьи Аввакума «по 6 денег на день», а домочадцам «но 3 деньги на день человеку» (ЦГАДА, ф. 217, № 1, 1683 г., л. 2).15

Смерть Ивана Глебовича Морозова, сына Ф. П. Морозовой (Мазунин, Заметки, с. 149).

1673

Апреля 19. Смерть патриарха Питирима.

Июня 4. Смерть митрополита Илариона Рязанского.

Июня 21. Смерть Ф. М. Ртищева.

Июнь. Феофания, в миру Фекла Пашкова, жена воеводы Афанасия Пашкова, значится игуменьей Вознесенского кремлевского девичьего монастыря в Москве. Умерла в этом сане 14 сентября 1685 г. (Строев, стб. 223).16

1674

Июля 26. Возведен на патриаршество Иоаким.

1675

Июля 7, «в среду». Казнь (отсечением головы) юродивого Киприана «Нагого» за приверженность к проповеди старообрядчества в селении Ижма Пустозерского воеводства (РИБ, т. 39, стб. 424; Смирнов, Внутренние вопросы, с. XVII).

Середина года. Ученик и духовный сын Аввакума нижегородец Семен Иванов сын Крашенинников пострижен под именем Сергия в монастыре Живоначальные Троицы в Олонецком уезде игуменом Досифеем (Материалы, IV, с. 299).

Сентября 9. Смерть митрополита Павла Крутицкого.

Сентября 11. Смерть Е. П. Урусовой в Боровской тюрьме (Материалы, VIII, с. 202).

314

Ноября с 1 на 2. Смерть Ф. П. Морозовой и Боровской тюрьме (Материалы, VIII, с. 202).

Ноября 10 (?). Смерть Епифания Славинецкого.

Декабря 1. Смерть М. Г. Даниловой в Боровской темнице (Материалы, VIII, с. 202).

1676

Января 22. Взятие царскими войсками Соловецкого монастыря.

Января 29. Смерть царя Алексея Михайловича.

Января 30. Вступление на престол царя Федора Алексеевича.

Февраля 19. Царский указ об освобождении из ссылки и возвращении из Пустозерска в Москву («отпустить к Москве незамотчав») бывшего сторожа московского Благовещенского собора Андрея Самойлова с женой и сыном (ЦГАДА, ф. 217 (159), опись 3, дело 560, л. 176). Грамота пустозерскому воеводе написана 21 февраля и отдана пустозерскому стрельцу Юшке Федорову, доставлена в Пустозерск 2 апреля.

Мая 29. Андрей Самойлов освобожден из ссылки в Пустозерске (ЦГАДА, ф. 217 (159), опись 3, дело 560, л. 174—175). Отписка пустозерского воеводы об этом подана в Москве 25 октября 1676 г.

Августа 18. Пустозерский воевода сообщил в Новгородский приказ о том, что новоприсланных людей, «воров и мятежников, мирских людей, которые сидели в Соловецком монастыре в осаде», в Пустозерском остроге, в «перегородных» земляных избах «Аввакума с товарыщи» сажать «негде» (ЦГАДА, ф. 217 (159), № 1, нешифрованные столбцы).

Августа 25. Разрядный приказ послал в Новгородский приказ память о переводе Аввакума, Лазаря, Федора и Епифания из Пустозерского острога в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри, в которой говорилось: «держать их в тех монастырех под самым крепким началом, з большим бережением, чтобы они ис тех монастырей не ушли никоторыми делы, и никого к ним припускати не велеть и говорить с ними никому ничего не давать, и писем бы никаких у них никто не имал, и к ним ни от кого нихто не приносил никоторыми делы». Приказу предписывалось также известить о переводе пустозерского воеводу и названные монастыри (Малышев, 14, с. 330).

Августа 26. Новгородский приказ известил отпискою Разрядный приказ о том, что Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри «в Новгородцком приказе неведомы» и что грамота пустозерскому воеводе «об отдаче» Аввакума «с товарыщи» «тому, кто по них будет прислан, послана будет тотчас» (Малышев, 14, с. 331).

Сентября 7 (?). Написан царский указ пустозерскому воеводе Петру Григорьевичу Львову о переводе Аввакума, Лазаря, Федора и Епифания из Пустозерского острога

Категория: XVII в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 1399

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz