290
и назвал ее адрес в Москве: у Казанского собора, «на дворе» Ивана Неронова, состоит из жены Настасьи, трех сыновей (Ивана — девяти лет, Прокопья — пяти лет, Корнилия — восьми дней) и дочери Агриппины — восьми лет (Никольский, с. 159, № 2).
Сентября 29. Священник Казанского собора Иван Данилов сообщает в письме к Ивану Неронову об обстоятельствах взятия Аввакума под стражу, подробно описывает причины столкновения Аввакума с причтом Казанского собора, его действия по переманиванию прихожан в «сушило», указывает, что Аввакум сослан в Сибирь («будет-де тамо в протопопех»), что брат его Григорий 9 Петров помогает причту Казанского собора при богослужении («неотлучен на крылосе всегда»), а другой брат, Герасим, ложно обвиняет причт собора в аресте Ивана Неронова. Иван Данилов сообщает своему адресату, что Семен Бебехов сослан по вине Аввакума (заставившего его переписать начисто челобитную царю о свободе Неронову) в Боровский Пафнутьев монастырь и что Аввакум со своим земляком, попом Семионом Трофимовым, распустили слух среди прихожан о том, что якобы попы Казанского собора отняли у Аввакума в церкви книгу и выпроводили его за двери (Материалы, I, с. 26—34).
Ноября 6. Иван Неронов в послании царю Алексею Михайловичу просит милости «заточенным, и поруганным, и изгнанным», имея, несомненно, в виду Аввакума, Даниила Костромского, Логгина Муромского и других своих единомышленников, наказанных безвинно, по клеветам, и «мирским судом», а не «соборне», как следовало бы разобрать их дела (Материалы, I, с. 35—36).
1654
Января 8—9. Воссоединение Украины с Русским государством.
Февраля 27. Иван Неронов в послании царю Алексею Михайловичу из Спасо-Каменного монастыря вновь просит за духовных лиц, «заточенных, поруганных, изгнанных без всякия правды» «мирским судом», имея в виду Аввакума, Логгина и других, разосланных по ссылкам противников нововведений Никона. В посланном в тот же день письме Стефану Вонифатьеву Иван Неронов изъявляет желание с этой «братиею» пострадати «любезно» (Материалы, I, с. 52, 72).
Март — апрель. Собор в Москве об исправлении церковных книг.
Мая 2. Иван Неронов в послании к царице Марии Ильиничне из Спасо-Каменного монастыря называет Павла Коломенского, Даниила Костромского, протопопа Аввакума,
291
Логгина Муромского и прочих несправедливо пострадавшими и незаконно осужденными «мирским судом». Их действия «ради проповеди закона и ради учения» он уподобляет подвигу самого Христа, который также безвинно «пострада от жидов». Иван Неронов просит царицу похлопотать за осужденных перед царем и предсказывает несчастье стране, если они не будут возвращены из ссылок и заточения (Материалы, I, с. 79—81).
В письме Ивана Неронова Стефану Вонифатьеву снова ставится вопрос о невиновности отправленной в ссылки и заключения духовной «братии» (Материалы, I, с. 84—94).
Мая 18. Отъезд царя Алексея Михайловича на войну с Польшей (возвратился в Москву в январе 1655 г.).
Июля 1. Иван Неронов отправлен через Вологду в Кандалакшский Рождественский монастырь (Материалы, I, с. 136).
Июля 13. Иван Неронов (вместе с Логгином Муромским) пишет послание Стефану Вонифатьеву из Вологды (Материалы, I, с. 94—108).
Игумен Феоктист в письме к Стефану Вонифатьеву, также из Вологды, обращает внимание на бесправное положение осужденных своих друзей: Аввакума, Даниила, Логгина и др., которых теперь свободно может обидеть любой: «что же братия наша пострадати будут от всех — Даниил, Логгин, Аввакум, и прочая?» (Материалы, I, с. 118).
Августа 2 (среда). Солнечное затмение (полное) (описание его см.: Святский, с. 54—56). Аввакум вспоминал об этом затмении в «Житии» примерно через 20 лет (РИБ, т. 39, стб. 4). Допустил две ошибки: 1) затмение было не за две недели перед Петровым постом, а в начале Успенского поста (15 августа); 2) оно было не «перед мором», а уже во время эпидемии чумы, которая в Москве началась в июле 1654 г.
Августа 25. Бунт против Никона во время чумы.
Июль — октябрь. Во время морового поветрия в Москве умерли два брата Аввакума: «Два брата жили у царицы в Верху, а оба умерли в мор, и з женами, и з детьми; и многия друзья и сродники померли» (РИБ, т. 39, стб. 20). Брат Аввакума Евфимий умер в мор с женой, будучи псаломщиком у царевны Ирины Михайловны. «Взят был в Верх во псаломщики к болшой царевне»; «болшая царевна» — Ирина Михайловна, сестра царя (РИБ, т. 39, стб. 68, ср. стб. 20).
1655
Марта 11. Вторичный отъезд царя Алексея Михайловича на театр военных действий (вернулся в Москву 10 декабря).
Марта 25—31. Церковный собор в Москве против двоеперстия.
Июня 3. Архимандрит Александр хиротонисан в епископа Коломенского (Верещагин, с. 8—9).
292
Июня 27. В Тобольске получена царская грамота о переводе Аввакума с семьей под стражей в Якутский острог с запрещением служить «божественные службы» (Малышев, 6, с. 352).
Получена в Тобольске «в та же времена» (т. е. одновременно с указом) «с Москвы грамотка», извещающая о смерти в столице от моровой язвы двух братьев Аввакума со всем семейством и многих сродников и друзей (РИБ, т. 39, стб. 20; ср. Никольский, с. 151).
Августа 10. Бегство протопопа Ивана Неронова из ссылки — из Кандалакшского Рождественского монастыря — с духовными детьми Алексеем, Силою и Василием (Материалы, I, с. 137—138; Знаменский, 343).
Августа 18. А. Ф. Пашкова сменил на воеводстве в Енисейске (был енисейским воеводой с начала 1650 г.) стольник Иван Павлович Акинфов (Паскаль, 255).
Августа 31. В Москве вышел Служебник, оправдывавший в предисловии вводившиеся исправления в службе и молитвословиях.
Декабря 25. Пострижение (по «совету» Стефана Вонифатьева) Ивана Неронова под именем инока Григория в Переяславль-Залесском Троицком Даниловом монастыре и передача его под начало старцу Феофану (Материалы, I, с. 143; Знаменский (с. 346—347) датирует пострижение 1656 г.).
Аввакум живет в Енисейске, где в это время формируется даурский полк воеводы Афанасия Филипповича Пашкова (Копылов, с. 140).
1656
Января начало (?). Осуждение и проклятие церковным собором Ивана Неронова (Материалы, I, с. 124—134).
Апреля 3 (?). Смерть епископа Павла Коломенского.
Апреля 23 — июня 2. На Соборе в Москве одобрена новопечатная Скрижаль, осудившая двоеперстие, и провозглашено отлучение не повинующимся церкви последователям двоеперстия (Верещагин, с. 13).
Мая 15. Отъезд царя Алексея Михайловича на войну со Швецией (возвратился в Москву 17 января 1657 г.).
Мая 18. Иван Неронов отлучен от церкви (Верещагин, с. 13).
Июня 2. Вышел из печати сборник «Скрижаль» с дополнительными статьями, в котором излагались постановления собора 1655/56 гг. в пользу Никоновой церковной реформы.
Июня 11. Ивашка Епишев, служилый человек, доставил в Якутск отписку тобольского воеводы Василия Ивановича Хилкова якутскому воеводе Михаилу Семеновичу Лодыженскому о переводе Аввакума с семьей из Енисейского острога в Якутский острог, с запрещением служить «божественные службы» (Малышев, 6, с. 352). Перевод не состоялся.
Июля 2. Прибыл на воеводство в Енисейск Максим Григорьевич Ртищев (воеводствовал здесь до 1659), взамен
293
И. П. Акинфова, по жалобе А. Ф. Пашкова (Паскаль, 258).
Июля 4. Память енисейской приказной избы енисейскому солепромышленнику Алексею Тихоновичу Жилину о выдаче Аввакуму, к числе 300 служилых людей, собранных для даурского похода, шести пудов соли как «государева жалованья» на 165 (1657) год и о взятии у протопопа о том «отписи» (расписки) (Копылов, с. 139—140).
Июля 10. Аввакум получил у А. Т. Жилина «государева жалованья 6 пуд соли» и дал в том расписку «за своею рукою». Автограф находится в ЦГАДА, Сибирский приказ, стб. 630, ч. 2, л. 150 (Копылов, с. 139).
Августа 26. В царской грамоте сообщается, что старец Феофан и Иван Неронов сбежали из Переяславль-Залесского Данилова монастыря и что последний был замечен (но избежал поимки) в доме у воскресенского попа Григория, в вотчине Лукьяна Уньковского, что в Телепшинском стане Вологодского уезда (РИБ, т. 12. Акты Холмогорской и Устюжской епархий, ч. 1. 1500—1699 гг. СПб., 1890, стб. 292—294).
Сентября 15. Аввакум прибыл в отряде Афанасия Пашкова на Долгий порог, бит палачом на Долгом пороге кнутом по спине и по бокам (72 удара) за «малое писанейце», посланное Пашкову и осуждающее воеводу за грубость и жестокость в обращении с людьми. Перед наказанием бит самим воеводой по щекам и по голове. Сбитого с ног Аввакума Пашков, «чекан ухватя», ударил трижды по спине (РИБ, т. 39, стб. 22—23; Малышев, 4, с. 396).
После 15 сентября — до 4 июня 1657 г. Даурские казаки и служилые люди подали челобитную на Аввакума, обвиняя его в написании «своею рукой» «воровской составной памяти», «глухой, безымянной», направленной против «начальных людей», у которых де «везде... во всех чинех нет никакия правды», для учинения смуты между казаками и воеводой и привлечения казаков на свою сторону. Челобитчики оправдывают и приветствуют состоявшееся наказание Аввакума кнутом, чтобы другие «такими же воровскими письмами смуты не чинили», и выражают верноподданнические чувства царю и воеводе. Просят разрешить воеводе учинить «вору, и завотчику, и ссоршику» наказание «по Уложенной соборной книге» (полагалась смертная казнь), чтобы из-за него не попасть отряду в царскую немилость и чтобы «службе от такова вора и завотчика какое дурно не всчалось» (Малышев, 4, с. 395—397).
Октября 1. Отряд А. Ф. Пашкова прибыл и Братский острог. Аввакум («с Покрова») заключен в «студеную тюрьму» — башню Братского острога, где сидел до Филиппова поста (15 ноября) (Бороздин, приложения, с. 117; РИБ, т. 39, стб. 24).
294
Ноября 11. Смерть царского духовника Стефана Вонифатьева, протопопа Благовещенской дворцовой церкви. Царским духовником стал Лукьян Кириллов, протопоп Благовещенского собора, был духовником по 1666 г. (Смирнов, Древнерусский духовник, с. 253; Извеков Н. Д. Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке. М., 1906; Тр. комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии / Под ред. А. И. Успенского. М., 1906, т. IV, с. 102).
1657
Января 4. Встреча Ивана Неронова с патриархом Никоном на Патриаршем дворе и беседа между ними в Крестовой палате. Неронов определен патриархом на местожительство в московский Покровский, «что на убогих дому», монастырь (Материалы, I, с. 146—158).
Января 12. Иван Неронов во время всенощной накануне Татьяниного дня в церкви Спаса (на «Верху») обличал действия Никона перед царем (Материалы, I, с. 157—158; Знаменский, с. 360—361).
После 14 января 1657 — до 21 января 1658 г. Неронов живет в Игнатьевой (Вологодской) пустыни (Материалы, I, с. 159—162).
Лето. Прибытие отряда А. Ф. Пашкова на Байкал.
Июня 4. Казачьи десятники Никифор Максимов и Потап Федоров посланы в Москву с челобитной даурских казаков на Аввакума и сопроводительной отпиской Афанасия Пашкова, в которой он поддержал требование смертной казни для Аввакума. Пашков изображает Аввакума подстрекателем к измене царю и воеводе и приравнивает его действия к действиям организаторов восстаний в Сибири того времени, Мишки Сорокина и Фильки Полетаева, называет активных сторонников Аввакума — «Фильку Помельцова, Микифорку Свешникова, Ивашку Тельного» «с товарыщи», говорит о «подметном воровском» письме Аввакума (речь шла, очевидно, о «малом писанейце» — обличительном послании Аввакума Пашкову на Долгом пороге — возможно, 15 сентября 1656 г., написанном после столкновения с воеводой из-за двух престарелых вдов, которых Пашков намеревался выдать замуж. Начало этого не дошедшего до нас письма Аввакум приводит к своем «Житии») (РИБ, т. 39, стб. 22—23; Малышев, 4, с. 397—399).
Октября 10. В Соловецкий монастырь послан Служебник «новой печати» (Материалы, III, с. 3—5).
Октября 12—16. Александр, епископ Коломенский, определен епископом Вятским (Верещагин, с. 2).
Собор в Москве об учреждении новых епархий (Верещагин, с, 2, 17).
Октября 27. 15 Москве (в Сибирском приказе) получена отписка Пашкова и челобитная даурских служилых людей
295
и казаков о написании Аввакумом подметного письма против властей и о наказании его за то кнутом (Малышев, 4, с. 399).
1658
Января 11. В Сибирском приказе получена челобитная Симеона, архиепископа Сибирского и Тобольского (доставлена протопопом тобольского Софийского собора Мефодием), о том, что в 1656 г. Аввакум был послан из Енисейска с отрядом Афанасия Пашкова в Даурию «вместо белово попа» и о том, что на пути в Даурию Пашков «своими руками» бил Аввакума «чеканом по голове», а палач — по его приказанию — дал «протопопу на козле» кнутом «ударов с шездесят», а затем воевода держал избитого Аввакума в «студеной тюрме» «всю зиму», «с Покрова» до выезда отряда из Братского острога «в Дауры». Архиепископ жаловался на воеводу и писал, что к такому «озорнику» попов и дьяконов «посылать не смеет» (Бороздин, приложения, с. 117—118).
Января 21. Разговор Неронова с Никоном во время «всенощной» в защиту двугубой аллилуии (Материалы, I, с. 162—163).
Февраля 10. В черновом отпуске царской грамоты архиепископу Сибирскому и Тобольскому Симеону сообщается о посылке царского указа о замене воеводы Афанасия Пашкова Дмитрием Зиновьевым (Бороздин, приложения, с. 118).
Апреля 4—6. Александр Вятский «по последнему зимнему пути» прибыл на епископскую кафедру в Хлынов (Верещагин, с. 3).
Мая 6. Этим днем Неронов датирует свое видение о Игнатьевой пустыни в «кельи в нощи» Христа, приказавшего ему служить литургию по древним служебникам и по книгам, «кои книги в пустыни сей есть» (Материалы, I, с. 163—165).
Июля 10. Никон оставил патриаршество.
Август 1658 — февраль 1664 г. Александр, епископ Вятский, проживает в Москве, вызванный «для соборного деяния» (Верещагин, с. 28—29).
1659
Января 6. Этим днем Неронов датирует явление «в нощи» в «старом» его «подворье» Христа, который спросил его, «почто» Неронов не рассказывал никому о видении 6 мая 1658 г., в котором приказывалось служить литургию по древним служебникам, и просил «возвестить об этом вся» митрополиту Питириму (Материалы, I, с. 165—166).
1660
Февраля 12 — августа 14. Разбор дела патриарха Никона церковным собором.
1661
Ноября 1. Смерть Бориса Ивановича Морозова.
1662
Мая 12. Сын боярский Иларион Борисович Толбузин, назначенный нерчинским воеводой вместо А. Ф. Пашкова, принял от последнего в Иргенском остроге его даурский отряд (Паскаль, 271).
296
Июля 8. Епископ Александр подал царю на Лобном месте во время крестного хода в Казанский собор жалобу («моление») на Никона («противу» проклятия Никоном митрополита Крутицкого Питирима) (Верещагин, с. 38).
Июля 25. Восстание в Москве (так называемый медный бунт).
Лето. Аввакум на Байкале.
Декабря 30. Александр, архиепископ Вятский, через своего подьяка Василия Яковлева подал царю челобитье о скорейшем избрании нового патриарха (Верещагин, с. 39—44).
Смерть Глеба Ивановича Морозова, ближнего боярина, новгородского воеводы, мужа Феодосии Прокопьевны Морозовой (Азбучный указатель, с. 42).
1663
1664
Февраль. Александр Вятский отпущен из Москвы и до 9 февраля 1666 г. проживает в г. Хлынове (Верещагин, с. 31).
Весна. Аввакум встречается впервые «у царевы руки» с Симеоном Полоцким, только что прибывшим на жительство в Москву (Малышев, 2, с. 387: «И вместе я и он были у царевы руки, и, видев он ко мне царевы приятные слова, прискочил ко мне и лизал меня. И я ему рек: „Откуду ты, батюшка?“ Он же отвеща: „Я, отеченька, ис Киева“».
Лето. Аввакум имел «наедине» беседы с царским духовником протопопом Лукианом Кирилловым, архиепископом Иларионом и окольничим Федором Михайловичем Ртищевым «о сложении перстов, и о трегубой аллилуии, и о прочих догматех» старых и «нынешних нововводных» (Материалы, I, с. 199; V, с. 65).
Июля 27. Окольничий Федор Михайлович Ртищев обратился к Аввакуму с вопросом — «достоит» ли «учитися риторике, диалектике и философии?». Аввакум ответил письмом («Собрание от божественных писаний протопопа Аввакума Петрова»), которое заключил так: «Попросим с тобою от Христа бога нашего истиннаго разума, како бы спастися, да наставит нас дух святый на всяку истинну, а не риторика с диалектиком» (Кириллов И. А. Правда старой веры. М., 1916, с. 257—262).10 Двор окольничего Ф. М. Ртищева был в Конюшенной слободе Земляного города (здесь же был двор Михаила Федоровича Ртищева) (Переписные книги города Москвы 1665—1676 гг. М., 1886, стб. 220).
Августа 29. Аввакума с семьей и с домочадцами повезли в Пустозерский острог. До Яузы его провожал «для благословения»
297
сторож московского Благовещенского собора Андрей Самойлов (РИБ, т. 39, стб. 707—708; Материалы, I, с. 484). Путь лежал через Вологду, Великий Устюг, Холмогоры и Мезень.
Августа 30. Андрей Самойлов, сторож Благовещенского Московского собора, в распросе по поводу его перебранки 24 августа с патриаршим подьяком Савкой Семеновым в церкви Софии премудрости божией и в Садовниках сказал: «А протопоп, де, Аввакум ему, Андрюшке, друг и советник учинился с того времени, как был у Благовещения пресвятыя богородицы протопоп Стефан, и протопоп, де, Аввакум к протопопу Стефану приходил почасту». А. Самойлов подал выписки из книг о превосходстве людей неученых, но смиренномудрых перед риторами и философами, направленные против ученых справщиков и писанные протопопом Аввакумом.11 Савка Семенов сказал, что Андрюшка «плут и с юрьевским протопопом с Аввакумом соборные церкви раскольники: протопоп Аввакум служит на семи просвирах, и от церкви Софии премудрости божии, что за Москвою рекою в Садовниках, прихожан учением своим отлучил многих» (Материалы, I, с. 480—487).
Октябрь. Аввакум «с великою нуждею доволокся до Колмогор» и отсюда написал челобитную царю (третью) с просьбой не везти его с семьей в Пустозерск из-за трудности зимнего пути, а оставить «зде, на Колмогорах» или «как твоя государева воля» (РИБ, т. 39, стб. 753—754).
Ноября 21. Юродивый Киприан подал царю третью челобитную Аввакума (РИБ, т. 39, стб. 754).
Декабря 6. Старец Григорий Неронов подал царю челобитную об Аввакуме, в которой просил возвратить Аввакума и его семью из «того изгнания... и быти ему со мною в пустыни (Игнатьевой на Саре, — В. М.), да обще неразлучно пребудем, плачася грехов своих» (Материалы, I, с. 198—201).
Декабря 29. Аввакум привезен с семьей и домочадцами (всех 12 человек) на Мезень (Малышев, 3, с. 264, 266).
Келарь Новоспасского монастыря Иоаким назначен архимандритом Чудова монастыря.
Начало преследований Ф. П. Морозовой (Мазунин, Автореферат, с. 15).12
У Аввакума родился меньший сын Афанасий (Малышев, 4, с. 391).
1665
Январь, начало (29 декабря 1664 — 20 января 1665 г.). Аввакум подал челобитную царю с Мезени о выдаче «корма»,
298
«хотя человеку по алтыну на день» (Малышев, 3, с. 261, 264).
Январь. Игумен Феоктист «съехал» из Никольского, что на Болоте, Переяславль-Залесского монастыря к епископу Александру на Вятку, «в Хлынов город», в Трифонов Успенский монастырь, и жил здесь в особой келье с родным братом, старцем Авраамием, до 6 января 1666 г., после чего пребывал в Игнатьевой пустыни у Григория (Ивана) Неронова в Вологодском уезде и у брата в Архангельском монастыре г. Великого Устюга, где, по-видимому, и находился в момент задержания (Материалы, I, с. 339—340).
Январь, начало. Мезенский выборный земский заказчик Некраско Агафонов Ушаков подал челобитную на кеврольских и верховских волостей крестьян, не пославших «по размету всех денег прогонных», вследствие чего «ныне на Мезени, в Окладникове слободке, твои, великого государя, гонцы и ссыльной протопоп Аввакум, с их кеврольских сошек, для денег застоялися, и отпустить с Мезени в Пустозерский острог нечим» (Малышев, 3, с. 266).
Январь, начало. Из челобитной мезенского и олемского сотского Насонки Филиппова и посыльщиков: «И на Мезене, в Окладникове слободке, твоим, великого государя, гонцом, и хлебные запасы, и ссыльный протопоп Аввакум, за их кеврольцы и кеврольских и верховских волостей за крестьяны, отпуски стали, и твоего, великого государя, указу и воивоцких памятей не слушают, чинятца сильны» (Малышев, 3, с. 266).
Январь, начало. Мезенский воевода Алексей Христофорович Цехановецкий направляет отписку о прибытии Аввакума на Мезень и просит разрешения выдавать Аввакуму «корм». Одновременно сообщает о невозможности отправить протопопа в Пустозерск из-за отказа («бунта») кеврольских и верховских крестьян дать прогонные деньги и подводы. При отписке посылает челобитные Мезенского выборного земского заказчика и мезенского и олемского сотского на кеврольцев и верховцев (Малышев, 3, с. 264—266).
Января 20. Челобитная Аввакума царю, отписка воеводы А. Х. Цехановецкого и челобитные заказчика и сотского доставлены двинскому воеводе Осипу Ивановичу Щербатову (Малышев, 3, с. 264).
Января 26. Челобитная Аввакума отправлена (с отпиской двинского воеводы Осипа Ивановича Щербатова) из Холмогор в Новогородский приказ. Вместе с ней направлены отписка А. Х. Цехановецкого и челобитные заказчика и сотского (Малышев, 3, с. 264).
Февраля 16. Холмогорский стрелец Сидор Федоров Жилин доставил в Москву челобитную Аввакума, отписку А. Х. Цехановецкого и челобитные заказчика и сотского (Малышев, 3, с. 264).
299
Марта 26. Написано письмо дьякона Федора игумену Феоктисту на Вятку («А по Аввакума грамота (о возвращении его с Мезени по хлопотам друзей, — В. М.) не пошла: подавал я духовнику челобитную об Аввакуме, о свободе, и он в глаза бросил с яростью великою. Да послал я к тебе от Аввакума грамотку, ево руку. И как се грамотки к тебе дойдут, и ты ко мне о том отпиши, о сих грамотках») (Материалы, I, с. 398—399).
Августа 24. Указ о ссылке старца Григория Неронова в Спасский Игнатьев монастырь, что на Лому (в 60 км от Вологды) (Материалы, I, с. 210).
Октября 4. Архимандрит Спасо-Ярославского монастыря Сергий с «товарищи» прибыл в Соловки с повелением братии подчиниться нововведениям (Барсуков Н. А. Соловецкое восстание (1668—1676). Петрозаводск, 1954, с. 30).
Ноября 2, «во исходе». Смерть Спиридона Потемкина (Материалы, VI, с. 24).
Декабря 9. Дьякон Федор взят под стражу и отведен во двор Павла Крутицкого в Кремле, где оставался «пять седьмиц». Отобранные крестовым дьяком Никитой Казанцем келейные его книги переданы Павлу Крутицкому, а письма «домовыя и выписки из книг всякия» отправлены в Тайный приказ (Материалы, VI, с. 232—234).
Дьякон Федор на допросе у митрополита Павла сказал, что слышал от протопопа Аввакума, будто «о книгах новые печати собор будет» и что протопопа предупредили присланные от царя люди, «чтоб терпел до собору»; имя посланца царя дьякон «не упомнит» (Материалы, I, с. 401—403).
Декабря 13. На вторичном допросе митрополитом Павлом дьякон Федор сказал, что «грамотка» Аввакума, отправленная дьякону Федору Васильеву, адресована ему, Федору Иванову, что в отчестве «протопоп описался или запамятовал» (Материалы, I, с. 404).
Декабря 9—13. У попа Никиты Добрынина при аресте в Суздале отобрана челобитная о церковных нововведениях Никона, не до конца завершенная, писавшаяся им несколько лет (Румянцев, с. 156—158; Материалы, IV, с. 7—11).
Указ о переводе попа Лазаря, знаменского попа Дементьяна и подьяка Федора Трофимова с семьями из Сибири в Пустозерский острог «за неистовое прекословье».
1666
Января 4. Для ареста игумена московского Златоустовского монастыря Феоктиста из Москвы выехали в Вятку и прибыли на место во второй половине января архимандрит Московского Новоспасского монастыря Иосиф, келарь Симонова московского монастыря Иосиф Чирков и стрелецкий полуголова Александр Каралдеев. У игумена Феоктиста при обыске среди прочих рукописей были обнаружены списки и автографы сочинений Аввакума: выписки из книг о поклонах
300
и пр., «грамотка» Неронову, «отписки» архимандриту Никанору на Соловки, игумену Феоктисту и царю Алексею Михайловичу, «роспись, хто в которые во владыки годятца» и челобитные (четыре) царю (Материалы, I, с. 323—338).
Января 31. Архимандрит Троицкого Сергиева монастыря Иоасаф наречен патриархом (Материалы, II, с. 180).
Февраля 15. Игумен Феоктист показал в Патриаршем приказе архимандриту Иосифу, келарю Иосифу Чиркову и патриаршему дьяку Денису Дятловскому, что отобранные у него сочинения Аввакума («отписки» к царю и «грамотка» Неронову) получены им от Стефана Вонифатьева и Ивана Неронова (Материалы, I, с. 342).
Марта 1. Аввакум привезен в Москву, вместе с ним «съехали же» с Мезени сыновья Иван и Прокопий (РИБ, т. 39, стб. 51, 708).
Марта между 1—9. Аввакум находился на увещании у митрополита Павла Крутицкого (РИБ, т. 39, стб. 122; Малышев, 4, с. 393: «...отдал Павлу, крутицкому митрополиту. Он же меня у себя на дворе, привлачая к своей прелестной вере, томил всяко пять дней, и козновав и стязався со мною...»).
Марта 9. Аввакум послан «под начал» в Боровский Пафнутьев монастырь (РИБ, т. 39, стр. 708).
Марта 14. Неронов привезен на жилье «до указу» в Иосифо-Волоколамский монастырь (Материалы, I, с. 215).
Марта 23. Старец Ефрем Потемкин отправлен из Керженских лесов в Москву, а келья его сожжена. На соборе 1666 г. он принес покаяние и был прощен с условием, что прочтет в Нижегородском уезде публично несколько раз свое покаянное воззвание, что и было исполнено (Материалы, I, с. 444—445).
Январь — май. Игумен Феоктист в письме к боярыне Феодосье Морозовой просит узнать и сообщить ему и епископу вятскому Александру о том, есть ли «государьская милость» об освобождении Аввакума из ссылки, которого ждут вследствие челобитной Ивана Неронова, написанной по приказанию самого царя «о свободе» Аввакума, поданной лично царю и «тайных дел дьяку» (Материалы, I, с. 314—315).
Мая 10. Расстрижен и проклят на церковном соборе поп Никита Добрынин и отправлен в Николо-Угрешский монастырь (Материалы, II, с. 11, 88).
Мая 11. Дьякон Федор на допросе подал собору «письмо» против церковных исправлений (Материалы, VI, с. 1—21).
Мая 13. Аввакум и дьякон Федор расстрижены и преданы церковному проклятию в Успенском соборе (Материалы, II, с. 27, 81—82).
Мая 14. Указ о присылке попа Лазаря из Пустозерска в Москву (Материалы, I, с. 432).
301
Мая 15. «В осмом часу» Аввакум привезен с попом Никитой и дьяконом Федором в Никольский монастырь на Угреши и помещен под церковью в отдельную «палатку студеную над ледником». Охрана состояла из «стрельцов человек з дватцеть с полуголовою» Григорием Осиповичем Садовым (из приказа Ивана Дмитриевича Зубова) (РИБ, т. 39, стб. 199, 708; Материалы, I, с. 371, 373, 421—422; Малышев, 4, с. 400).
Мая 18—30. Дети Аввакума безуспешно пытаются проникнуть к отцу (Малышев, 3, с. 262: «Дети бедные к монастырю приезжают, да получить меня не могут: всяко крепко от страха, насилу и домой уедут»).
Мая 24. Этим днем Аввакум датирует свое видение (в «Вознесеньев день», в полночь, во время чтения наизусть утреннего Евангелия) богородицы и Христа с «силами многими», сказавшего: «Не бойся, аз есмь с тобою!» (Малышев, 3, с. 262; Малышев, 15, с. 390).
Мая, после 24 числа. Письмо Аввакума из Николо-Угрешского монастыря к семье на Мезень (сообщает о своем положении и настроении после осуждения на соборе, о неудачных попытках сыновей, Ивана и Прокопия, проникнуть к нему в темницу, о видении ему Христа, дает наставления, описывает быт тюрьмы и др.) (Малышев, 3, с. 261—263: «у Николы на Угреше сежю в темной полате, весь обран и пояс снят со всяцем утверждением, и блюстители пред дверьми и внутрь полаты, полуголова со стрельцами. Иногда есть дают хлеб, а иногда и щи»).
Письмо Аввакума из Николо-Угрешского монастыря иноку Авраамию в Москву (сообщает о своем здоровье, расстрижении, сожалеет, что лишен возможности «пособить» в борьбе с никонианами («еретиками»), восхищается стойкостью Авраамия и др.) (Малышев, 3, с. 263).
Июня 2. Поп Никита и дьякон Федор принесли покаяние на допросе перед игуменом Николо-Угрешского монастыря Викентием (Материалы, I, с. 417—419).
Июня 22 (пятница). Солнечное затмение (кольцеобразно-полное) (см.: Святский, с. 56—57).
Июля 1. Иван Неронов принес покаяние собору (Материалы, I, с. 220).
Июля 7. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий и племянник Макарко (сын брата Аввакума, священника Кузьмы) «за час до вечера» прибыли в Николо-Угрешский монастырь навестить Аввакума, отстояли всенощную и ночевали в трапезной с богомольцами (Материалы, I, с. 361—365). Брат Аввакума Кузьма Петров, священник домовой церкви дворянина Ивана Юрьевича Бахметева («живет у него же на дворе» в Москве «у крестов в Борашах»), находился в Москве с «великого поста» 1666 г. До 1654 г. также проживал в Москве, но во время морового поветрия этого года
302
«съехал» в Нижегородский уезд и жил в селе Ананьинке и в Нижнем Новгороде «на посаде у архангела Гавриила» (Материалы, I, с. 359—360).
Июля 8, «на зоре». Аввакума тайно навестили и имели с ним разговор через окно сыновья Иван и Прокопий и племянник Макар. Задержанные игуменом Викентием, они назвались на допросе племянниками Аввакума, детьми священника Кузьмы, сказали, что с Аввакумом в монастыре не видались и писем и слов к нему и от него не приносили. После обыска и допроса все трое были отправлены на конюшенный двор, где ночевали «за караулом» (Материалы, I, с. 359—365).
Июля 9, в час дня. Иван и Прокопий предстали в Патриаршем приказе перед дворянином Ильею Кузьмичем Безобразовым и дьяком Иваном Калитиным, признались, что они — сыновья Аввакума, и заявили, что говорили с отцом только о его здоровье (Материалы, I, с. 361—365).
Июля 12. Соловецкий старец Герасим Фирсов принес покаяние собору, получил прощение и послан «наставления ради» в Иосифо-Волоколамский монастырь, «идеже» в мире и «почи» (Материалы, II, с. 117).
Июля 16. Игумен Феоктист «за безчинство» послан под строгий «начал» в Николо-Песношский монастырь (Материалы, I, с. 352).
Июля 23. Семьи попов Лазаря и Дементьяна и подьяка Федора Трофимова (жена Лазаря Домна «да человек ее Степка», жена Дементьяна «Каптелина с дочерью Анисицею», жена Федора Трофимова «Анютка» с сыном «Илюшкой и дочерью Настькой») привезены из Тобольска в Ижму и того же числа отправлены в Пустозерск со стрельцом Семеном Яковлевым «с товарищи» (Материалы, I, с. 436).
Июля 29. Брат Аввакума поп Кузьма и его сын Макар дали подписку на поручной записи не отлучаться никуда из Москвы без указа и отпуска и являться ежедневно в Патриарший разряд к Илье Кузьмичу Безобразову и дьяку Ивану Калитину. Поручителями при этом были: поп Афанасий Евсеев, жильцы Григорий Дмитриев, Семен Иванов и Иван Иванов Бокины, Михаил Семенов, поп Спасского дворцового собора Иван Федоров, поп собора Николы Гостунского Тимофей Демидов сын Друковцов, подьячий Поместного приказа Герасим, поп церкви Димитрия Селунского, «что у Тверских ворот», Михаил, поп церкви Воскресения Христова, безместные попы Яким и Исаак Иванов, послух Андрей Корниев. Поручная запись дана Патриаршего разряда сыну боярскому Тимофею Бавыкину (Материалы, I, с. 365—367).
После 16 июля — не позднее 25 октября. Игумен Феоктист принес вторичное и менее уклончивое покаяние собору (Материалы, I, с. 351—352).
303
Августа 2. Прибытие попа Лазаря в Пустозерск с Мезени «морем на лодье» (Материалы, I, с. 439).
Августа 10. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий по «памяти» строителю старцу Кириллу доставлены приставом Патриаршего разряда Иваном Каторжным в Покровский, «что на убогих дому», монастырь «под начал», с приказанием «держать в монастырских трудах, в каких годятца», и никуда из монастыря не отпускать до указа (Материалы, I, с. 367).
Августа 27. Дьякон Федор Иванов привезен из Угреши в Москву и отдан «под начал» митрополиту Павлу Крутицкому (Румянцев, с. 200—201).
Дьякон Федор «перед преосвященным собором о прелестях своих покаяния принес и прощения просил» (Материалы, II, с. 31).
После 27 августа. Дьякон Федор «для исправления и совершенного покаяния» послан в Покровский монастырь, «что на убогих дому» (Материалы, II, с. 31).
Август, после 27 числа. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий подали челобитную царю об освобождении «из-под начала» «для всемирныя радости рождения» царевича Ивана Алексеевича (родился 27 августа 1666 г.) (Материалы, I, с. 368).
Августа, между 27 и 30. Поп Никита Константинович Добрынин перевезен из Угрешского монастыря в Москву и освобожден из заключения (Румянцев, с. 202—203).
Августа 31. Неронов прислан «под строгий начал» в Иосифо-Волоколамский монастырь «за церковный мятеж и к освященному собору за непокорение» (Материалы, I, с. 220—222).
Поп Лазарь привезен в «Ижемскую слободку» и в тот же день «скован» послан в Москву с пустозерским стрельцом Игнашкою Афонасьевым (Материалы, I, с. 439—440).
Август 1666—1667 г. Александр Вятский участвует в работах «большого» собора в Москве (Верещагин, с. 51).
Сентября 2. Царская «память» стрелецкому полуголове приказа И. Д. Зубова Григорию Салову о выдаче Аввакума из Никольского Угрешского монастыря под расписку «присылным людям» из Патриаршего приказа для отсылки его в тюрьму Пафнутьева Боровского монастыря (Материалы, I, с. 371—372).
Царский указ игумену Боровского Пафнутьева монастыря Парфению о принятии Аввакума и содержании в монастырской тюрьме «накрепко, с великим опасением, чтоб он с тюрмы не ушел и дурна никакова б над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать и никого к нему пускати не велеть, а корму давать, как и прочим колодником» (Материалы, I, с. 372).
Сентября 3. Аввакум выехал из Угрешского монастыря под конвоем стрелецкого полуголовы Г. О. Салова, четырех
304
стрельцов (десятника Никифора Данилова, трех рядовых) и двух денщиков, с приказанием конвою «велети ево вести с великим бережением, чтоб он з дороги не ушел и дурна б над собою не учинил» (Материалы, I, с. 373; Малышев, 4, с. 399—400). Первоначально предполагалось отправить Аввакума в Пафнутьев монастырь с приставами Патриаршего приказа (см. «память» Г. О. Салову от 2 сентября). Отписка игумена Николо-Угрешского монастыря Викентия об отправлении Аввакума в Пафнутьев монастырь и о выдаче «под него, Аввакума», монастырской лошади и «служебников» (Материалы, I, с. 374).
По сведениям «записки о напаствованиях», Аввакума перевезли из Угрешского в Боровский Пафнутьев монастырь 5 сентября (РИБ, т. 39, стб. 708—709; Паскаль, 388). Очевидно, Аввакум указывает в «Записке» время прибытия в монастырь.
Сентября 4. Распоряжением митрополита Павла Сарского и Подонского ведено освободить на поруки сыновей Аввакума Ивана и Прокопия с подпиской, чтобы «церкви раскольникам не
|