Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 14:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » XVII в.

Урушев Д. Апостол града Коломны

Таков удел знаменитых людей – вокруг их имен нагромождают массу небылиц и фантазий. Павлу Коломенскому привелось быть героем совершенно невероятных старообрядческих легенд и произвольных исторических измышлений. Тем более досадно, что о епископе Павле известно немало бесспорных и достоверных сведений.

 

Будущий архиерей родился в Нижегородском краю в семье священника. Не известна точная дата его рождения, но можно предположить, что Павел был ровесником Патриарха Никона, то есть родился около 1605 года. По общепринятому мнению, впервые высказанному в 1930-х годах французским славистом Пьером Паскалем, Павел родился в селе Колычево на «горах», что на правом берегу Волги.

 

Паскаль полагал, что отец Павла обучал грамоте мордовского мальчика Никиту Минина из соседнего села Вельдеманово, будущего Патриарха Никона. В «Житии» Никона действительно рассказывается о том, что он ребенком был отдан «в научение грамоте Божественного писания» и, уйдя из «дому отца своего», некоторое время жил у учителя. Если это так и Никита действительно учился у священника из Колычева и жил в его доме, то можно предположить, что будущие иерархи Никон и Павел были друзьями детства.

 

С «гор» сын священника перебрался на другой берег Волги, в «леса». Он был принят в братию знаменитого Макарьево-Желтоводского монастыря, принял постриг и был наречен Павлом. Здесь он проходил строгое иноческое житие и затем, как опытный подвижник, получил почетное звание «старца».

 

Обитель была расположена на оживленном торговом пути. Издавна под ее стенами ежегодно устраивался многолюдный торг – знаменитая Макарьевская ярмарка. С 1627 года по царскому указу монастырь стал получать часть прибыли от ярмарки и благодаря этому разбогател. Всеми деньгами обители управлял казначей. В 1636 году казначеем Желтоводского монастыря стал монах Павел.

 

Летом 1651 года Павел был призван в Москву и возведен тогдашним русским Патриархом Иосифом в настоятели древнего Пафнутьево-Боровского монастыря. После смерти Иосифа в 1652 году церковный Собор избрал кандидатами на патриарший престол двенадцать «мужей духовных», среди которых упоминается и имя игумена Павла.

 

Но по воле царя Алексея Михайловича Патриархом стал новгородский митрополит Никон. А 17 ноября 1652 года Павел был рукоположен Никоном в епископы на кафедру подмосковного города Коломны, считавшуюся одной из старейших на Руси.

 

Когда в 1653 году в начале Великого поста Никон рассылал по храмам указ о введении новых богослужебных обрядов по современным греческим образцам, коломенский епископ принял сторону противников новшеств, протопопов Иоанна Неронова, Аввакума и Даниила. Таким образом, Павел оказался единственным русским архиереем, посмевшим выступить против всесильного Патриарха.

 

В 1654 году царь и Никон созвали в Москве Собор для того, чтобы осудить старые обряды и ввести новые. Только Павел Коломенский открыто высказывался на Соборе против церковной реформы. По свидетельству современников, он заявлял: «С того времени, как мы сделались христианами и получили правую веру по наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры и теперь не согласны принять новую веру!»

 

Но слова епископа не были услышаны, и Собор постановил начать реформу русского богослужения по современным греческим книгам. Это решение подписали все архиереи. Патриарху с огромным трудом удалось уговорить Павла подписать соборное постановление. Но впоследствии епископ отказался от своей подписи.

 

Никон, раздраженный непокорностью архиерея, призвал его в свои палаты. Как гласит старообрядческое предание, Патриарх говорил епископу «лестные словеса», надеясь склонить Павла на свою сторону. Когда же это не удалось, Никон «рыкнул, яко лев зол, и начал бить немилостиво по ланитам преосвященного. И дотоле его бил, дондеже сам изнемог».

 

Потом Патриарх приказал слугам заковать епископа в цепи и отвести в темницу. Вскоре по единоличному решению Никона епископ был лишен сана и сослан с несколькими иноками-послушниками на Онежское озеро, в далекий Палеостровский монастырь. Здесь он мог пользоваться некоторой свободой. К Павлу со всей Руси стекались паломники, желающие получить благословение, совет или утешительное слово.

 

Легенда гласит, что изгнанный святитель с радостью принимал приходящих и наставлял их: «Стойте во благочестии и держитесь предания святых апостол и святых отец, а догматов новых, внесенных в Церковь от Никона и учеников его, не приемлите. Блюдите себя от творящих распри и раздоры, подражайте вере бывших святых архипастырей российских, а в учения странные и чуждые не прилагайтесь. Почитайте священника, без него не пребывайте! На покаяние приходите, посты сохраняйте, пьянственного пития удаляйтесь, Тела Христова не лишайтесь!»

 

По преданию, Павел провел в Палеостровском монастыре полтора года. Но поскольку его проповедническая деятельность стала известна в Москве, он в феврале–марте 1656 года был переведен в новгородский Хутынский монастырь под строгий надзор настоятеля Евфимия.

 

Находясь в этой обители, Павел был полностью лишен возможности общаться со старообрядцами. Патриарх приказал никого не пускать к епископу, а наиболее упорных в своем желании повидаться с опальным святителем велел хватать и бросать в темницу. Тогда епископ взял на себя великий подвиг юродства.

 

Внешние наблюдатели посчитали, что Павел «изумился», то есть помешался умом от перенесенных страданий, но это безумство было кажущимся. В условиях начавшихся гонений было намного легче проповедовать верность древнехристианским преданиям, прикрываясь «буйством проповеди», притворным безумием.

 

Хутынский настоятель и монастырская братия, считая Павла сумасшедшим, решили не отягощать себя надзором за «безумцем» и предоставили ему возможность бродить в окрестностях монастыря. Эту свободу епископ всецело употребил на проповедь среди окрестных жителей.

 

О том, что Павел по-прежнему проповедует верность «древлему благочестию» и учит народ держаться старых церковных обрядов, стало известно Никону, который решил погубить непокорного святителя. Старообрядческий писатель XVII века диакон Феодор так описывает мученичество епископа Павла: «Никон послал слуг своих туда, в новгородские пределы, где Павел странствовал. Они же там обрели его в пустом месте идуща и схватили его, яко волки кроткую овцу, и убили его до смерти и тело его сожгли огнем по Никонову велению...»

 

По общепринятому старообрядческому преданию, мученическая кончина епископа Павла произошла 3 апреля 1656 года на Страстной седмице в Великий Четверг.

 

Большой Московский Собор 1666 года, лишивший Никона патриаршего сана, поставил ему в вину расправу над епископом. «Да ты же, Никон, – говорится в соборном приговоре, – Коломенского епископа Павла без Собора, вопреки правилам, низверг и обругал, и сослал его в ссылку и там его мучил, и то тебе извержение вменится в убийство».

 

Епископ-мученик Павел стал одним из наиболее почитаемых святых в староверии. В истории «древлего благочестия» ему отводится особая, первенствующая роль, а его подвиг сравнивается со служением апостолов. В одной старообрядческой рукописи начала XIX века о святителе говорится так: «Павел – апостол града Коломны, за православие стоятель и к новой вере неприклонитель».

 

А в начале ХХ века редакция старообрядческого журнала «Церковь» так писала о значении этого человека в истории староверия: «Старообрядцы радуются, что за общее их святое дело принес себя в жертву смиренный и кроткий святитель. Восставая против Никона и его нелепых и безрассудных реформ, старообрядцы всегда имели пред собой, как знамя, подвиг этого священномученика. Дух Павла всегда пребывал с ними и руководил ими. А этот дух был апостольским и Христовым духом».

 

Дмитрий Александрович Урушев - историк, член Союза журналистов России.

Опубликовано в НГ-Религии, 2006, 5 апреля

Rambler's Top100На фото: Епископ Павел Коломенский.Фреска начала XX века из моленной купца-старообрядца Д.В. Сироткина (Нижний Новгоро
Категория: XVII в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-12)
Просмотров: 1384

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz