Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Апр-25, 02:24

Древние русские святыни [1]

Главная » Статьи » Паломничество » Древние русские святыни

Кирилин А Паломническая поездка прихожан Покровского храма РДЦ к мощам преподобного Александра Свирского. Посещение Александро-Невской Лавры

Впервые мысль о паломнической поездке по святым местам зародилась у меня , прихожанина самарского храма во имя Покрова Пресвятые Богородицы, в июне 2005 года. Эта поездка оставила очень светлое воспоминание. Поэтому я хотел бы поделиться этим чувством с теми, кто готов меня выслушать. Это были незабываемые, удивительные шесть дней, а удивительное стало происходить с нами еще до выезда из Самары. События развивались следующим образом.

Первоначально я задумал ехать один. Собрав всю необходимую информацию, я отправился в кассу железнодорожного вокзала, чтобы заранее купить билет. По прошествии двух недель выяснилось, что еще один наш христианин (Владимир Григорьевич Ковалев) имеет желание посетить те же святыни. Мы вместе отправились в кассу покупать ему билет, положив себе на сердце мысль, что если Богу угодна будет эта поездка, то и билет будет на тот же поезд, на тоже число и тот же вагон. Подойдя к кассе,  мы попросили кассира дать билет. Каково же было наше удивление, когда она нам выписала билет в том же купе на соседнее место, хотя мы на это не надеялись и об этом и не просили.  После этого все сомнения в необходимости нашей совместной поездки окончательно разсеялись. Началась подготовка к выезду.

Должен сказать, что у этой поездки было две цели. Первая – поклонение мощам преподобного отца нашего Александра Свирского чудотворца и благоверного великого князя Александра Невского. Вторая – посещение старообрядческих храмов Санкт–Петербурга, с целью приобрести книги на славянском языке: Острожскую Библию и Кормчую патриарха Иосифа, по причине отсутствия таковых в нашем городе Самаре. За несколько дней до отъезда, в разговоре я поведал о своих планах вслух. И вот, после этого мне предложили Кормчую в подарок. Чудны дела Твои, Господи! Удивительное дело. Всё это произошло до нашего отправления в путь.

Само путешествие в поезде также прошло довольно необычно. На протяжении всего пути в купе мы ехали вдвоём, никто не ограничивал нашего моления и разговоров на духовные темы. Ночью из окна поезда мы наблюдали необычное явление – Луну огромных размеров (примерно на треть больше обычного). О возможности увидеть это мы услышали из новостей по радио. Днем же наши взоры радовали красивейшие пейзажи за окном поезда – леса, поля, реки, цветущее разнотравие.

В северную столицу мы прибыли рано утром и сразу же поехали на автовокзал. Он находится в трёх трамвайных остановках от Московского вокзала. Добирались мы автобусом до Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря с пересадкой. Находится он на расстоянии около двухсот пятидесяти вёрст от Санкт-Петербурга, в направлении Карелии. Сначала мы ехали до г. Лодейное поле, а затем должны были сделать пересадку на другой автобус,  до поселка Свирское. Однако, по непонятным для нас причинам, местный автобус до посёлка Свирское ушел на две минуты раньше. Следующий рейс отправлялся через шесть часов. Такая длительная задержка в нашем спланированном графике движения заставила задуматься: «Почему это произошло? Неужели Господь не допускает нас до мощей Его угодника?» Немного успокоившись, мы решили поинтересоваться, каким еще транспортом можно добраться до нашей цели. Выяснилось, что оставшиеся 30 километров можно преодолеть только на такси. Однако цена за проезд была больше в десять раз. После непродолжительных раздумий решение было принято. Каждая минута пребывания у святыни не может быть измерена никакими деньгами. Так вскоре мы оказались у стен древнего монастыря.

Как только мы вышли из машины, к нам подошли две женщины, представились и поинтересовались целью нашего визита, кто мы и откуда приехали. Они рассказали нам о себе. Галина Стефановна и Татьяна Алексеевна проводят экскурсии с паломниками по территории обители. Они ознакомили нас (сначала коротко) с расположением строений. Они же провели нас в храм Преображения Господня, в котором находится рака с мощами преподобного. Храм, построенный в 1466 году, имеет очень опрятный вид. Его венчают семь куполов с восьмиконечными крестами.

При входе в храм нас встретил монах по имени Игнатий, дежуривший у мощей преподобного. Мы познакомились, сказали о том, что исповедуем древлеправославную веру. И это вызвало очень теплое отношение с его стороны. В это время в храме было достаточно много паломников. Приезжали автобусы с Украины, из Ростова и других мест. Читались молебны, потом люди подходили приложиться к мощам и уезжали. Мы тоже горели желанием помолиться канон преподобному Александру Свирскому и поклониться его мощам. Должен сказать, что этот канон отсутствует в имеющемся у меня  каноннике. Но и в этой нужде мы не были оставлены. Одна из послушниц нашего самарского монастыря РДЦ во имя святаго славного пророка Илии, еще до нашего отъезда переписала его по церковно – славянски, а другие добрые люди размножили и подарили нам этот текст. Спаси Христос!

Всё у нас было для того, чтобы по всем правилам помолиться угоднику Божему, но нас волновал вопрос,  как это сделать в присутствии такого количества людей не древлеправославного вероисповедания. И тут на помощь нам пришел монах, дежуривший в храме. Он посоветовал нам сначала осмотреть весь монастырь, а помолиться после 20 часов,  когда поток паломников прекращается и храм свободен. Мы так и поступили. Экскурсия была очень интересной. Другие храмы монастыря произвели на нас сильное впечатление своей историей, древними фресками, сводами, колоннами. Осмотрев всё это, мы попросили разрешить нам побывать на колокольне. После того, как были пройдены 150 ступеней (то есть около 30 метров вверх),  нам открылся необыкновенно красивый вид. Монастырь расположен между двумя озёрами:  Рощинским и Святым. Озеро Рощинское имеет форму креста и внушительные размеры. Произвели на нас впечатление и колокола. Главный колокол имеет вес почти 9 тонн. Сфотографировавшись на память,  мы опять спустились на землю, но землю не грешную, а святую. Святую, потому что Господь в этом месте являлся преподобному Александру в образе Троицы, подобно тому, как в ветхозаветные времена являлся Аврааму. Вот какое сокровище, братие,  мы с Вами имеем на своей родной земле! И абсолютно нетленные мощи преподобного Александра Свирского – новозаветного Авраама.

Потом мы побывали на озере Святом. Это озеро в полной мере оправдывает своё название. Это мы поняли, находясь на его берегу, когда семья диких уток (селезень, уточка и пятеро утят) приводнились в двух метрах от нас, спокойно плавали и даже позволили нам их сфотографировать. На Святом озере даже дикие утки ничего и никого не боятся. Свидетельствую, озеро действительно СВЯТОЕ.

Так незаметно время подошло к вечеру, и мы опять направились в храм. Дежурный монах очень доброжелательно отнесся к нам, дал нам всё необходимое (аналой и восковые свечи). После недолгих приготовлений мы пропели канон трижды. А затем пали на лица свои пред мощами преподобного и молились каждый о своём. Монах же открыл нам раку с мощами, и мы приложились к руке и ступням святого.

Так закончился первый день, и началась первая ночь пребывания в этом необыкновенном, святом месте. Душа радовалась. Время было около полуночи. Надо особо отметить состояние природы в ту ночь. А ночь была почти белая. Темноты не было. Не было и ветра. Стоял абсолютный штиль. Благодатной была и температура воздуха, не холодно и не жарко. Тишина же была такая, что за 300 метров можно было шепотную речь услышать. Спать в такую ночь было просто нельзя. И мы отправились на прогулку вдоль берега озера Рощинского, которое представляло в тот момент настоящее зеркало. В этом зеркале отражался монастырь таким же образом,  как изображают Китеж Град. Картина была необыкновенная. Хотелось постоянно повторять: «Господи! Благодать – то какая!»

Проходя через деревню, обратили внимание на всё ту же необыкновенную, просто звенящую тишину. В домах было тихо, и даже собаки во дворах не лаяли. Потом шли вдоль берега озера и увидели срубовой колодец, который выкопал один из учеников преподобного Александра. Над крышей колодца водружен восьмиконечный деревянный крест. Рядом была скамейка, на которой мы провели около получаса. Нас восхищала благодатность окружающей природы. Даже отсутствие комаров у озера, ночью, в лесу. Это было просто чудо. Потом мы ощутили, как в лесу обильно выпала роса, и  решили вернуться на территорию монастыря. Оставшуюся часть ночи мы провели в молении под открытым небом и в разговорах о спасении нашем и наших ближних.

В шесть часов утра братия монастыря открыли храм для праздничного Богослужения. В тот день была Казанская. Пели монахи хорошо, благолепно, унисонно, то есть по-нашему, по-старообрядчески.

Скоро (к сожалению) настало время отправляться в обратный путь. Мы распрощались со всеми, с кем успели познакомиться за этот короткий промежуток времени. Монах Игнатий еще раз открыл нам раку с мощами, мы поклонились и приложились к ним.

За воротами монастыря ощутили усталость от безсонной ночи. До отправления автобуса решили набрать воды из колодца, который выкопал сам преподобный Александр. В этот момент к стенам монастыря подъехала машина, из которой вышел мужчина средних лет, зашёл в водосвятную часовню, попил воды, а увидев наши тяжелые сумки, спросил куда мы едем, и сказал, что он может нас подвезти, так как едет в Питер. Этот мужчина был подарком от Господа. Мы с трудом верили своим глазам и ушам. Но всё это было с нами наяву. Только тогда мы поняли, что не зря не пожалели денег на такси, когда ехали от Лодейного поля до монастыря. И автобус на две минуты раньше не просто так ушел. Это было нашим испытанием, как мы поступим в такой ситуации. Теперь мы всё это поняли и очень радовались. А Господь с избытком вернул нам все наши расходы, послал нам человека безкорыстного и очень необычного.

С радостью согласившись на такое предложение, мы познакомились. Нашего благодетеля звали Петр. Он ехал из Петрозаводска в Питер по служебным делам и решил свернуть с основной магистрали, чтобы посетить Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, в котором никогда не был. Он попросил немного подождать его, пока он зайдет в храм. Через 20 минут он вернулся, и мы начали движение в сторону города на Неве. По дороге Петр поведал нам о том, что произошло с ним за эти 20 минут в храме. Такого с ним не было никогда в жизни. Войдя в храм, он не смог сдерживать слез, которые полились из его глаз ручьями,  без какой бы то ни было, понятной для него причины. Рассказав об этом, он пообещал нам обязательно приехать сюда вместе с женой и дочерью. Из его биографии мы узнали, что Петр работает заместителем директора крупного супермаркета в Петрозаводске, о том, что последнее время его очень влечет к Богу, а коммерция тяготит. Поведал он нам и о своих бывших пристрастиях к алкоголю и наркотикам. Но не оставил его Господь, подав ему свою помощь.

Довез нас Петр до центра города, мы распрощались и поехали в гостиницу, в которой благополучно переночевали. Набравшись сил, на следующее утро мы посетили Александро – Невскую лавру, поклонились частицам мощей очень многих святых, находящихся в раке, и обратились к ним с молитвой о разрешении многих своих жизненных проблем.

После этого у нас еще оставалось время на посещение старообрядческих храмов города. К сожалению, в Санкт – Петербурге нет храма нашего согласия. Хотели посетить храм, принадлежащий Белокриницкой иерархии, но выяснилось, что он далеко находится, и мы можем не успеть до отправления поезда. Оставался ещё вариант - посетить храм поморцев в Рыбацком. Это мы и сделали. Войдя в храм, мы увидели там старца и бабушку. Поприветствовали друг друга и попросили разрешить нам познакомиться с книгами в их книжной лавке. Они позволили нам это, между нами завязалась беседа, в которой старец упомянул об Острожской Библии. Этот человек поразил нас глубоким знанием Священного Писания. Разговаривать с ним было легко и интересно. Я спросил его, где можно приобрести Острожскую Библию. К сожалению, в их книжной лавке книги не было. Но не зря, не просто так, наши ноги направились именно в этот храм, не просто так довелось нам познакомиться с этим замечательным человеком. Книгу я в тот день всё - таки приобрел. Старец (по имени Леонид) уступил свой собственный экземпляр, доставив мне большую радость. Спаси Христос!

Вот так осуществилась моя мечта, вторая цель поездки – приобретение книг Острожской Библии и Кормчей патриарха Иосифа. Можно смело сказать, что обе книги появились у меня «на блюдечке с голубой каёмочкой». И вновь хочу воскликнуть: «Чудны дела Твои,  Господи!» Удивительное дело!

Побеседовав со старцем на душеспасительные темы, мы расстались. Описать полностью содержание нашей беседы довольно трудно в этом коротком рассказе. Благодарим за теплый приём, за те слова, которые мы здесь услышали.

Отче Леонид, спаси тебя Христос! Ты очень много для нас сделал.

Так закончилась вся программа нашей поездки. Но осмысливать всё произошедшее с нами придется еще долго. А закончить свой рассказ я хочу словами старца Леонида, сказанными нам при расставании: «Спасайтесь братие, спасайтесь!» Эти слова были сказаны с большой любовью и глубоко проникли в наши души. Я же обращаюсь с этими словами ко всем, кто имел желание и время прочесть этот рассказ,  и простите меня Христа ради.

Богу нашему слава, и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь.

Прихожанин самарского храма во имя Покрова Пресвятые Богородицы Алексей Кирилин.

Категория: Древние русские святыни | Добавил: samstar-biblio (2008-Май-02)