Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 21:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Полемика иереев РПСЦ с представителями т.н. ДЦХ БИ [4]
Дискуссия о святости иконы [7]
Коренные, неофиты, внешние [3]
О крещении еретиков [4]
О праздновании священного праздника Пасхи [3]
О лампаде у т.н. "порога Судных врат" [6]
Церковь и коммерческая деятельность [3]
О "преодолении раскола" и диалоге с новообрядчеством [13]
Полемика иерея Александра Панкратова с преподавателем МДУ Р.Майоровым [3]
О послушании истинном и мнимом [2]
Цензура и духовная свобода в староверии [0]

Главная » Статьи » Мнение: приглашение к разговору » Коренные, неофиты, внешние

Товбин К.М. Открытое письмо В.И.Овчинниковой, кандидату технических наук
 «…Какое счастье быть старовером!»

                                                                                                                            Б.Г.

Уважаемая Валентина Ивановна, ваше открытое письмо в «Старообрядце» (№ 39) вызвало во мне ливень эмоций и жажду ответа, хотя я не слежу за публикациями сайта «Самарское староверие» и не читал текста «молодого неофита», обвиняющего вас в нестарообрядчестве.

Пишу, потому что эта тема сейчас важна чрезвычайно. В современном мире Постмодерна в определении духовности человека на первый план выходит не сама вера, а самоидентификация, чувство принадлежности к конфессии. Так что адресат моего письма – не столько вы, сколько сама проблема «вера и идентичность». Несколько соображений на эту тему.

1. На самом деле «старообрядчества» нет! Есть истинное Христианство, истинная Церковь Христова, Его Тело, сохранившееся в полноте, преемственности, максимально возможной неповреждённости (в сравнении с иными христианскими исповеданиями). Я верую, что полнота и единственность Истины – в Церкви, которую именуют Древлеправославной.

Просто Господу (а не нашим предкам) было угодно сделать последним светильником Веры Своей – Русь. (Эта тема прекрасно раскрыта и митрополитом Илларионом, и Филофеем Псковским, и Максимом Греком.) Если бы Его воля была иной – Третьим Римом были бы сербы или монголы, эфиопы или американцы.

И Ему было угодно (а не вашим предкам) соблюсти истинных ревнителей Своих на Руси во время страшного обмирщения-западнизации XVII века. Хотя такие ревнители – если бы была Его воля – могли бы сиять и в Греции, и в Грузии.

Так что понятие «старообрядец», как и понятие «православный» - не самоназвание, а потребность отличения от иных.

Настоящий старообрядец на вопрос об его уповании должен ответить: «Я – христианин». А на вопрос об отношении к христианским направлениям надо чётко и прямо заявить: «Их вера не апостольская, искажённая, замутнённая – Я ТАКО ВЕРУЮ и в меру способностей попробую объяснить/доказать это».

Понеже, уважаемая Валентина Ивановна, вопрос о принадлежности к старообрядчеству решается только с позиции личной и искренней веры в Спасителя и Его Церковь (а не с позиции «глубочайшего уважения к предкам»). И такая вера должна быть не «душевной», а «духовной», т.е. комплексной: пронизывающей и душу (упование, надежда), и разум (поиск, исповедание), и сердце (любовь, надежда). (Я согласен с вами полностью, что вера не должна быть итогом интеллектуального выбора, потому что такой выбор редко перешагивает через способности и предпочтения самого выбирающего.) И Вера должна проявляться не во вздохах при поглаживании древних требников, а в богослужении, быту, труде, воспитании детей, отношении к ближним и дальним, к родным по вере и ко «внешним»…

2. В таком интересном преломлении, как сейчас, проблема внешних вроде бы ещё не стояла. Сейчас заявляет о себе прецедент. Так, одного моего знакомого древлеправославного деятеля ругали за то, что на епархиальные съезды мирян он якобы привлекал не только верующих, но и просто потомков старообрядцев.

Евангельская постановка вопроса: есть верные и есть внешние. Со временем появилась важнейшая промежуточная категория – оглашенные – «стоящие на пороге». Но оглашенные – это «почти верные», готовящиеся или не дозревшие к принятию Христа в свою жизнь. Речь и не шла об уважении к предкам; если бы так – все остались бы иудеями или язычниками.

Я не знаю, Валентина Ивановна, к какой из «категорий» относитесь вы. Уточню только, что истинная принадлежность к Церкви определяется не количеством верующих родственников, древних книг, икон, а ВЕРОЙ, выражающейся в исповедальном принятии Его учения, Его Жертвы, Его Церковных Таинств, в молитвенном общении и повседневной «вере в делах» (Иак. 2: 14, слл.). Священник Вадим Коровин (Саратов) так определяет: «Старообрядец – это человек, влюблённый в богослужение». Естественно, влюблённый не как зритель, а как соучастник. (80 правило VI Вселенского собора: уклоняющийся от посещения Литургий сам себя отлучает от Церкви.)

3. Почто же вы ругаете «неофита», «вчера разучившего двоеперстие»? Вы читали Евангелие? Помните слова фарисеев об учениках Христа: «Толпа эта, не знающая Закона, прокляты они»? Пётр, Иоанн («некнижные люди и простецы»), исцелённый слепорождённый («Во грехах ты весь родился, и ты учишь нас?») – все они не имели «неисчислимого количества староверческих предков», видимо, не имели и глубоко верующих предков-иудеев. Как вы с ними распорядились бы?

Недавно я слушал запись одного современного раввина, почти дословно повторявшего слова евангельских фарисеев: «Посмотрите, кто стал учениками Исуса: рыбаки, проститутки, нищие! Люди, знающие Закон –  рабби – не пошли за Ним!». Не замечаете ли вы, Валентина Ивановна, сходства между своими суждениями и суждениями жидовствующих?

Павел стал ярчайшим провозвестником Веры через несколько дней с того времени, как был ярым гонителем верных. Он, «фарисей их фарисеев»…

А помните ли вы слова Крестителя о фарисеях и законоучителях: «Может Бог из камней этих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9)? Может, не стоит так уж сильно обращать внимание на то, кто предки и исчислимо ли их количество?

За какими предками тогда посоветовали бы вы идти мне: за уральскими никонианами или за одесскими иудеями?

Мы, прозелиты и неофиты, благодарны «потомственным», в советское время сохранившим Дом для нас. Но всё-таки не стоит забывать о Том, Кто действовал через «потомственных», через их веру. И ещё поправочка: в вере оставались горящими не все «потомственные», а истинно верующие – как Сергий, Аввакум, Андрей Рублёв («потомственные» христиане!).

В 1980-1990-х в Церковь вошёл поток неофитов-прозелитов. Я, например, родился и вырос на Сахалине, в «красной зоне» - единственной области СССР, где религия была искоренена полностью. К староверию меня привёл неофит, первый и второй мои духовники – прозелиты, большинство моих приятелей в Церкви – прозелиты. И не потому, что симпатии мои избирательны, а потому, что…

Сейчас я живу в Балаково – одном из дореволюционных центров староверия и – одновременно и соответственно – одном из мировых центров хлеботорговли. В начале ХХ века заволжские староверы влияли хлебовыми ценами на курс фунта стерлинга – следовательно, на мировую экономику. Проводя гостей мимо великолепной неоклассицистической усадьбы «хлебного короля» Паисия Мальцева, в шутку указываю: «Здесь проходила земная ось!». Действительно, за душу трогает, когда проходишь широченными улицами Старого города мимо разваливающихся величественных особняков, испещрённых изысканным декором. Некоторые из зданий строил сам Ф.О. Шехтель. Он же построил замечательный балаковский храм, названный Ф.Е. Мельниковым красивейшим старообрядческим храмом. Смотришь – глаз не отвести!

Величие и… разруха. Посреди широченных улиц – болота грязи или дикие заросли, дома важных потомственных староверов превратились в руины или бомжатники. Вместо богачей-бородачей тут живут алкаши и цыгане. Храм передан никонианам. Всего староверов в Балаково – человек двадцать (разных согласий!). А если отнять из них тех, кто не знает 10-ти Заповедей, отличия Нового Завета от Ветхого, кто не понимает смыла Жертвы Спасителя – останутся… Опрашивая местных студентов, я не обнаружил ни одного потомка староверов! Куда все делись? «Се, оставляется вам дом ваш пуст…»

Почему? Естественно не потому, что нехорошие большевики уничтожили Христову Церковь. Может, потому что «потомственность» и своеобразие для староверов стали важнее Христа? Восхитительная усадьба Мальцева – гордость, открытка Балаково – была построена им для любовницы-француженки… Но: «староверы»! Сколько книжек и диссертаций написано про купцов-старообрядцев, а кто-нибудь пытался обдумать их деятельность на предмет морального соответствия Христовой Вере? Одно взяткодательство чего стоит!

Так что важнее – идти за Христом или за предками? И почему вообще предки ограничиваются христианами? Если любить веру отцов – тогда последовательный человек должен шагнуть в язычество (как сделал один дальневосточный старообрядческий священник). Знакомые язычники так мне и говорили: «Наша вера древняя, традиционная, а ваше христианство – чуждое, новое, привнесённое». Христиане в глазах язычника – неофиты и прозелиты для Руси. С исторической точки зрения мы все только вчера разучили двоеперстие!

Замена Веры «принадлежностью» - самое страшное в современном древлеправославии. Замутняется Самое Главное – и никто этого не замечает; всё бороды, сарафаны, крестообразные сложения рук, не «во имя», а «вó имя»! А внутри пустота… А всё потому, что «внешние» стали там, где не должны быть. Перечитайте слова Спасителя о пророчестве Даниила про «мерзость запустения» (Мф. 24: 15, слл.). Можно по-славянски.

Симптомы-то налицо! Как лечить будем?

Нужно отказаться от уравнивания понятий «старовер» и «христианин». Не всякий старовер – христианин!

Стать на свои места. Верные должны быть в непрестанном евхаристическом и литургическом общении в Теле Христовом и через Тело Христово. А «внешние» - на пороге храма и до возгласа «оглашении, изыдите!». Но и на пороге, согласно учению Христовой Церкви, могут стоять только те, КТО СТРЕМИТСЯ ПРОНИКНУТЬ ДАЛЬШЕ ЭТОГО ПОРОГА!

К.М.Товбин

Балаково, 22.07.2007.

Категория: Коренные, неофиты, внешние | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-25)
Просмотров: 1356

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz