Документальных свидетельств о жизни священноиноков Константина и Аркадия не сохранилось. Имеющиеся на сегодняшний день данные - сохраненная народная память.
Сегодняшние старообрядцы Урала говорят, что Аркадий и Константин были братьями по плоти. Вероятно, принадлежали к старообрядцам часовенного согласия. Точных дат рождений не сохранилось. Люди помнят, что по возрасту, они были молоды, происходили из состоятельного рода и имели хорошее для того времени образование.
В России в 1853 году начал служение преосвященнейший архиепископ Антоний Шутов (1). Тогда еще беспоповские иноки Аркадий и Константин познакомились с сим белокриницким первосвятителем. После бесед с архиепископом Антонием они признали старообрядческую церковную иерархию подлинной и присоединились к Древлеправославной Церкви Христовой (Белокриницкому согласию, с 1988 года - Русская Православная Старообрядческая Церковь. Коротко - РПСЦ).
Через некоторое время и сами были рукоположены в священнический сан. По другим данным Константин и Аркадий перед присоединением к старообрядцам-поповцам проделали путешествие в то время австрийское село Белая Криница, где и были рукоположены в иерейский сан (2).
Первоначально они проживали в окрестностях г. Лысьвы Пермской обл. Когда со стороны царской власти и правящей церкви ужесточились преследования и гонения на христиан-старообрядцев, священноиноки переселились в более глухие места - в с. Гурьяновка Пермской обл. Красноуфимского уезда Рощинской волости.
В четырех верстах от Гурьяновки Щукин Гурьян Иванович - владелец земель -выделил им участок земли для обустройства скита. Весть о том, что в лесу подвизаются некие боголюбцы, быстро разнеслась по округе. Как ни старались отец Константин и отец Аркадий жить уединенно, к ним потянулись люди - кто за благословением, кто за советом, кто ради какой иной нужды. К ним приходили из соседних деревень, приезжали и из центра России. Знания, приобретенное самими иноками, и их постоянные проповеди многих беспоповцев и иноверцев привели к вере Христовой, что не могло не раздражать противников Церкви.
Летом 1857 г. их тела были обнаружены недалеко от кельи. К великому изумлению собравшихся, тела, несмотря на летнюю жару, оставались совершенно нетленными. Исключение составляли истлевшие мизинцы, что указывало на давность случившейся трагедии.
Местные полицейские власти возбудили дело. Вскоре был найден убийца. Во время следствия выяснилось, что священноиноки сподобились мученического венца 18 января (по старому стилю, по новому - 31 января) 1857 года, то есть за полгода до того, как были обретены их нетленные тела. Преступник рассказал, что возбужденный злобой и завистью, он, зная о частом посещении христианами скита священноиноков, надеялся найти там золото и иные различные ценности. Также выяснилось, что на эту мысль его натолкнули беспоповские наставники, неоднократно намекавшие на зажиточность иноков, вероятно хотевшие таким образом избавиться от них.
Смерть и чудесное нетление их тел после были негласной проповедью истинности поповской старообрядческой веры и свидетельством их благочестивого жития. Люди сотнями, целыми селениями после обретения нетленных мощей присоединялись к Церкви Христовой (Белокриницкой иерархии).
Место для захоронения преподобномучеников Константина и Аркадия выделил тот же Г.И. Щукин. Их упокоили рядом с Гурьяновкой, на вершине лесистого холма, у небольшой безымянной речушки, вблизи места их подвигов. Вскоре на могиле стали происходить различные чудеса и первые случаи исцелений. И к месту упокоения убиенных священноиноков потянулись и поповцы, и беспоповцы, и новообрядцы.
По прошествии 70-ти лет со дня захоронения одному из жителей с. Платонова было видение во сне, будто явились к нему священноиноки и попросили перезахоронить их на другое место. Он сначала не предал сну значения, но сон повторялся вновь и вновь. Тогда решили просьбу выполнить и перенести мощи святых Божиих угодников на место, которое они указывали во снах этому христианину.
В 1927 г. на Урал прибыло представительство Древлеправославной Церкви Христовой (Белокриницкая иерархия) во главе с архиереем (имя в настоящее время неизвестно). Мощи святых были извлечены, перенесены к подножью холма и вновь преданы земле. Все совершалось тайно, не предаваясь огласке. И хотя уже тогда их почитали как святых, о канонизации шамарских угодников не могло быть и речи. Времена были смутные - разгул красного террора и воинствующего атеизма. Вскоре после перезахоронения недалеко от могилы забил кристально чистый целебный родник, никогда до этого никем не замеченный и никак не проявленный. У источника начали исцеляться люди, страдающие тем или иным недугом (3).
С тех пор и по сей день к могиле и целебному источнику притекает множество людей. Здесь зафиксированы (в том числе и документально) десятки случаев сверхъестественных исцелений (4).
Освященный Собор РПСЦ, состоявшийся в Москве осенью 1997 г., причислил к лику святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских (5).
Освященный Собор постановил:
"1. Канонизировать почитание преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских как местночтимых святых.
2. Совершать им службу по Общей минее в день их мученической кончины, 18 января (31 января по новому стилю).
3. Составить и напечатать в церковном календаре их житие, писать иконы с их изображением и освящать в их память престолы" (6).
Почитание Шамарских святых и их прославление не стало делом только уральских старообрядцев. Их почитание и частички их мощей распространились по старообрядческим церквям всей территории бывшего Советского Союза, от Молдовы до Тихого океана (7). Так, первая икона шамарским святым (со встроенными в нее частичками мощей) была исполнена христианкой с. Суходол Приморского кр. матушкой Татьяной Шестаковой в начале 1999 г. (ныне находится в России в храме прп. Сергия Радонежского в с. Суходол). Прорись этой иконы стала основой для типологии иконографии этим святым. Наиболее удачный образ Константина и Аркадия исполнен калужским иконописцем Геннадием Токаревым. Икона написана на основе первой приморской прориси, приобретена в частную собственность уроженкой с. Добруджа (Р. Молдова) Сережниковой Ириной Максимовной, активно почитающей этих уральских чудотворцев.
О шамарских святых издана брошюра и вышел ряд публикаций в старообрядческой прессе. В 1997 г. было написано их житие (8). В 1999 г. житие переиздается на Урале в старообрядческой типографии г. Верещагино ООО "Печатник" М. Тиунова по заказу о. Михаила Татаурова (ст. Шамары Свердловской области).
В настоящее время издательской группой "Златоуст" (г. Улан-Удэ Респ. Бурятия) готовится новая книга, в которую вошли житие, описания чудес, исцелений, а также канон Константину и Аркадию Шамарским, написанный священноиереем Сергием Дурасовым (с. Большие Дворы Моск. обл.) (9).
Как же началось почитание Шамарских чудотворцев в Молдове? В мае 1996 г. по приглашению настоятеля старообрядческого прихода станции Шамары Свердловской обл. иерея Михаила Татаурова место захоронения мощей Шамарских святых посетил глава РПСЦ - преосвященнейший Алимпий (Гусев), митрополит Московский и всея Руси с целью освидетельствования мощей сих Божиих угодников.
В состав делегации вошли: протоиерей Леонид Гусев (г. Москва), иерей Иоанн Устинов (с. Пристань Свердловской, обл.), иерей Георгий Гусев (г. Сызрань Самарской обл.), иерей Алексий Лопатин (г. Москва), иерей Валерий Шабашов (г. Верещагино Пермской обл.), протодиакон Никола Будников (г. Верещагино), диакон Никола Татауров (п. Шамары Свердловской обл.), ныне настоятель старообрядческой общины г. Перми, диакон Александр Маслов (г. Москва), ныне настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы г. Рязани, диакон Анатолий Лещев, ныне настоятель г. Очер (Пермской обл.), а также христиане и другие почитатели святости священноиноков, их могил и целебного источника (10). Среди участников этих торжеств находились и представители старообрядческой церкви с. Кунича Республики Молдова.
Освидетельствование останков было произведено. Для чего рядом с захоронением, над которым полтора столетия возвышался надгробный крест с надписью: "Здесь покоются раби Божий священноиноци Аркадий и Константин, убиеннии в лето 7364-е генваря 18 дня. Памяти же их Аркадию генваря 17-го, а Константину марта 8-го. Анепсий стрыю в лето 7370-е индикта 5-го. Отец Василий Глухов." (11), был выкопан шурф, по которому христиане "дошли" до местонахождения останков, которые и были обретены для поклонения церковного (12). Присутствующие на освидетельствовании христиане брали с места упокоения священноиноков землю, от которой некоторые присутствующие получали исцеления (13).
Представителем молдавских старообрядцев Константином Афанасьевичем Макаровым, уроженцем с. Кунича Флорештского района Сорокского уезда, для куничского женского старообрядческого монастыря было набрано некоторое количество земли с места освидетельствования мощей. Спустя некоторое время в перевезенной в Молдову земле были обнаружены частички мощей и латунный старообрядческий нательный крест (без изображения Исуса Христа).
Нательный крест был представлен на Освященном Соборе РПСЦ в ноябре 1996 г. в с. Белая Криница (Украина) в качестве дополнительного подтверждения принадлежности священноиноков к старообрядческой Церкви. В настоящее время крест хранится у протоиерея Леонида Гусева - настоятеля Покрове кафедрального собора г. Москвы (14).
Так мощи уральских преподобномучеников попали в с. Кунича (Р. Молдова), в семью старообрядцев Макаровых. Там же были явлены первые в Молдове чудеса исцелений, происходящих от прикосновения христиан к частичка чудотворных мощей.
О чудесах исцелений рассказывает Самохвалова Валентина Афанасьевна, уроженка с. Кунича. Частички мощей и часть "земельки" с места упокоения шамарских святых ей передал брат К. А. Макаров. Она сохраняла коробок с землей и мощами на божничке за иконами. Однажды во время полевых работ произошел сильный вывих руки, что привело ее к нетрудоспособности Она вспомнила рассказы о скорых исцелениях, происходящих от мощей этих святых, пересыпала "земельку" в плотный плат. Помолясь, приложила к руке на ночь. Утром от боли не осталось ни малейшего следа. После чего, укрепившись в вере, Самохвалова многократно обращалась к помощи братьев: и ни разу не оставалась без исцеления (15).
И она, и другие старообрядцы Молдовы с неподдельным вниманием и почтением стали относиться к почитанию сих святых уральских священномучеников.
В Церковных календарях Московской митрополии РПСЦ помещены указ о молитвенном почитании 18 января старого стиля (или 31 января нового стиля шамарских святых и их краткое житие (16). В Церковных календарях Mолдавской епархии РПСЦ, несмотря на почитание старообрядцами Р. Молдовы святых Урала, в этот день указания на почитание преподобномучеников Константина и Аркадия нет (17). В этой связи исследователям Старообрядчества было бы интересно проследить динамику развития почитания сих святых в Молдове в будущей исторической перспективе.
Как мы видим, почитание местночтимых уральских святых вышло да за пределы Уральских земель России. А чудеса исцелений, происходящие от частичек их мощей в Молдове, представляют живой интерес, как для здешних христиан-старообрядцев, так и для исследователей Старообрядчества в целом. Перерастет почитание святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских во всеобъемлющее старообрядческое явление на сей земле или останется в рамках субъективного (индивидуального или семейного) приятия - покажет время.
Примечания.
- Вургафт С. Г. и Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и сим] Опыт энциклопедического словаря. // "Церковь". М. 1996. С. 32-32.
- Езеров А. Уральское богомолье // Духовные ответы. М., 1998. № 9. С.22
- Путевые записки Елисеевой И. В. 1997 г. Приморский архив РПСЦ.
- "Верую в их святость, удивляюсь их подвигу" // Духовные ответы. М, 1998. № 9. С. 29- 36.
- Подкопаева Л. В. Шамары: О почитании священноиноков Аркадия и Константина //Русь православная. 1997. № 9. С. 5 (г. Большой Камень, Приморский край).
- Освященный Собор 1997 года // Православный старообрядческий церковный календарь. М. 1998. С. 108-109.
- Фролова И. В. Как местночтимые святые становятся общецерковными на примере почитания преподобномучеников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев. //Материалы VI-й науч.-практ. конференции "Старообрядчество: история, культура, современность".М. 2002 (в печати).
- Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских. Большой Камень: Изд. "Омега". 1998. 24 с.
- Святые преподобномученики Константин и Аркадий, Шамарские чудотворцы. Житие и канон. Улан-Удэ: Изд. "Златоуст". 2002. 40 с. (В печати).
- Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских. Большой Камень: Изд. "Омега". 1998. С. 20-21.
- Там же. С. 3.
- Там же. С. 21.
- Там же. С. 13-21.
- Полевые дневники Елисеева Е.Е. Рассказ Константина Макарова об освидетельствовании останков шамарских святых. Личный архив Елисеева.
- Полевые дневники Елисеева Е.Е. Информант - Самохвалова Валентина Афанасьевна.
- Месяцеслов // Церковный календарь на 2002 год. Издание Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. М. 2002. С. 7.
- Месяцеслов // Православный старообрядческий Церковный календарь на 2002 год. Издание Кишиневской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. М. 2001. С. 10.
И. Е. Фролова (Республика Молдова)
Статья была опубликована в сборнике материалов II Всеукраинской научно-практической конференции "Старообрядчество Украины и России: прошлое и настоящее", которая проходила 1-3 октября 2004 г. в Киеве
|