Предисловие
Когда нам приходится бывать в старинных храмах, таких, как Покровский кафедральный собор на Рогожеком кладбище в Москве, взор наш останавливается на мощных столпах, поддерживающих своды. Столпы эти украшены образами святых угодников Божиих, и такое их местоположение далеко не случайно. Ведь видимое церковное здание есть образ Христовой Церкви как здания таинственного, воздвигнутого "на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Исусу Христу, о Нёмже всяко создание составляемо, растит в Церковь Святую Господеви" (Послание к ефесеом, зач. 222).
Приведенные слова апостола Павла ясно говорят о святых как об основании церковном, поэтому и в древних соборах изображения святых, стоящих во весь рост, помещены на столпах, поддерживающих своды и купола. И как каменные своды не могут стоять без опоры на столпы, так и Церковь Божия не может существовать без святых: она поддерживается молитвами праведников, как уже отшедших к Создателю Своему, так и ныне живущих, но до времени не явленных.
На протяжении многих столетий истории ветхозаветной и новозаветной Церкви святости достигло великое множество людей. Их число ведомо лишь Единому Богу, как свидетельствует святоотеческое писание: «Мнози Богу угодила добродетели ради крайния, и безъименитии от человек» (Синоксарь в Неделю всех святых, в Триоди цветной)
Есть святые, хорошо известные в священной истории. Их жития доныне являются высочайшими образцами для подражания всякому человеку, истинно идущему по спасительному пути Христову.
Святой апостол Павел в Послании к евреям (зач. 330) перечисляет столпов ветхозаветной Церкви. Это - праведные Авель, Енох и Ной, Авраам, Исаак и Ияков, Моисей, Гедеон и Иеффай, Давыд, Самуил и другие мужи и жены, которые заслужили славу у Бога, истово веруя в Него, живя по данным Им заповедям, исполняя установленный Им закон и ожидая прихода Спасителя Христа.
Вочеловечение Сына Божия, Его высочайшее житие и спасительное учение, крестная смерть, тридневное Воскресение, божественное Вознесение и обетование Второго Страшного Пришествия воздвигли множество столпов веры и благочестия: святых апостолов, исповедников и мучеников, пустынников, подвижников и иных праведников, не только мужей, но и жен - святых мироносиц, мучениц, подвижниц и праведниц. Их жития и подвиги утверждают, расширяют и возвышают Церковь Божию. Достаточно воспомянугь хотя бы такие имена, как священномученики Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, святые Никола Мирликийский, Афанасий и Кирил Александрийские, Василий Великий Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Павел Фивейский, Антоний Великий, Георгий Победоносец, равноапостольные Константин и Елена, а также Мария Магдалыня, равноапостольная Фекла и благоверная царица Александра.
От древней Вселенской Церкви восприняла свет православного учения и Русская Земля, которая стала землёй воистину доброй для божественного семени. В ней процвели, подобно прекрасным цветам, святые равноапостольные Владимир и Ольга, преподобные Антоний и Феодосии Печерские, Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Саватий Соловецкие, благоверные князья Борис и Глеб, Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святители Стефан Пермский, Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген Московские и великое множество иных, ведомых и неведомых. Их богоугодным житием, молитвами и поучениями на протяжении веков твёрдо стояло на Руси христианство, несмотря на все вражеские нахождения и еретические наветы.
Но в середине XVII столетия попущением Божиим произошли трагические события, связанные с насильственным реформированием Русской Церкви патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Лучшие сыны и дщери Древнерусского Православия, истинно благочестивые люди того времени ясно увидели в новшествах, насаждавшихся силою властей предержащих, отступление от святоотеческих церковных преданий, т.е. действие, проклятое святыми отцами на Седьмом Вселенском соборе и на Стоглавом соборе 1551 г.
Христиане Руси стали перед выбором: сохранить временное земное благополучие, приняв "никоновы новины», и попасть тем самым под святоотеческую анафему, или же остаться при древнем Православии, пойдя на пытки и смерть от земных мучителей, но унаследовать по кончине жизнь вечную за верность "даже до смерти». Многие избрали этот тесный и прискорбный, но воистину, божественный путь.
Лик святых мучеников Христовых пополнили священнострадальцы Павел Коломенский, Аввакум, Логгин, Никита, Лазарь и Феодор, преподобномученики инок Епифаний, братия Соловецкого монастыря, инокиня Феодора (боярыня Феодосия Морозова), тысячи страстотерпцев всякого возраста, чина и звания. Пример их непоколебимой твёрдости воодушевил множество xpистиан, и, по образному выражению святого священномуч Аввакума, подобно "магниту-каменю", привлёк "души железныя к древнему Православию".
Кровью мучеников XVII века и сохранилась Христова Церковь, верные чада которой получили от внешне возобладавших гонителей презрительное прозвище "раскольники". От этих гонителей и преследователей и происходит миф о том, что старообрядчество будто бы "откололось" от Церкви Христовой, духовно омертвело, что нет в старообрядческой Церкви ни чудес, ни знамений, ни даже святых, прославленных в послениконовские столетия.
Это измышление, конечно же, не соответствует действительности. От Церкви отпали гонители и мучители, а святость Церкви Христовой, сохраняемой в старообрядчестве, никогда не оскудевала. Господь прославлял святых Своих на Дону и на Ветке, в скитах Заволжья и в Стародубье, среди лесов Гуслицы и в сибирской тайге, в Москве и суздальских казематах, между меловых гор Черемшана и в Белой Кринице...
Только крайне стеснённое в течение двух с половиной столетий и ещё более трагическое бытие старообрядческой Церкви после 1917 года не давало возможности для серьёзного, обстоятельного обсуждения давно назревшего вопроса прославлении в лике святых угодников Божиих, просиявших в лоне древнего Православия.
Ныне же, по благословению Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшегося в Москве в октябре 1995 года, календарная комиссия Митрополии приступает к помещению в церковных календарях жизнеописаний и иных материалов, конечной целью изучения которых должно стать соборное прославление новых святых, дабы православные христиане - старообрядцы прибегали к их предстательству пред Богом в церковной и домашней молитве.
В связи с вышеизложенным уместно затронуть и вопрос о том, являются ли нетление останков, а также бываемые знамения и чудеса главными доказательствами святости того или иного лица.
Для отыскания истины в сем предмете обратимся к святоотеческим творениям, в частности, к книге «Пандекты», составленной преподобным Никоном, игуменом Черной Горы, в XI в. на основе ещё более древних источников. Эта книга была напечатана на славянском языке старообрядцами в 1705 г. за пределами России по рукописям дониконовского времени.
Здесь, в 43-й главе, собраны выдержки из правил святых апостол и святых отец, из творений многих святых, таких, как Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Анастасий Синайский и др. Эти выдержки озаглавлены: "О творящих знамения и npoрочествующих, или сония видящих по попущению Божию".
Изучение этого богатейшего духовного материал водит к выводу: для определения святости жизни лица не имеют решающего значения ни состояние его тела после смерти, ни творимые им при жизни и по кончине чудеса и знамения, так как всё это бывает попущением Господним и у еретиков, не имеющих дара благодати Божией;
Уместно привести здесь (в переводе на современный русский язык) один из многочисленных рассказов, имеющихся в "Пандектах": «Узнали мы о еретике-епископе в Кизике, по имени Македоний, "святой" духоборец, о том, как масличное древо с места, где оно стояло, он перенёс на другое место образом молитвы, так как оно загораживало двери в его суетное молитвище. А когда некий заимодавец требовал у одной вдовы в увеличенном размере долг её умершего, но не погребённого мужа, тот еретик-епископ устроил так, что мёртвый заговорил и сказал, сколько точно денег он был должен. Когда же еретик умер, на гробе его были сотворены различные мечтания и знамения» (из творений преподобного Анастасия Синайского, "Пандекты", л. 331об.). В ином месте преподобный Никон пишет: «Аще и верна видим, или неверна в постничестве премнозе телеснем или в пустыннем селении, или в художестве Писания мнозе, или, Писания неведяшу, самому о себе сочиневающу писания, ниже аще видим тело некоего мноземи леты не растлевшеся, или ино что таково, не лепо есть имети их святых» (Пандекты, л. 317 об.).
Основными же признаками истинной святости, по учению святых отец, являются "заповедей Господних совершенное делание, и даров духовных, иже от апостола изчтенных и всяку ненависть тщея славы мирския, и самыя правыя веры исповедание" (Пандекты, лист тот же). И если поистине действует сила Господня, то исцеления происходят и от истлевших останков, как возвещает церковная песнь: "Воистину чудо преславно, яко кости наги источают исцеления" (Седален в субботу на утрени по 2-й кафизме, Октай, глас 8-й).
В заключение отметим, что всё вышесказанное приведено не для отрицания безспорного факта нетления некоторых из мощей святых угодников Божиих и бывающих от них знамений и чудес, но для напоминания о том, что подлинными условиями святости являются принадлежность к правой вере Христовой, истинной Церкви, а также жизнь, согласная с установлениями божественными и святоотеческими. Единственным же надёжным основанием для духовного суждения по вопросам, связанным с прославлен святых (канонизацией), могут служить Священное Писание и Предание древней православной Церкви.
иерей Александр Пан
|