Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Ноя-25, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Богослужебный круг [4]
Устав соборной службы [4]
Богослужебные чины [11]

Главная » Статьи » Богослужебный устав » Богослужебный круг

Шамарин В.В. Пасхалия и церковный календарь

Церковный календарь — это определенный Церковью порядок исчисления времени. Он является руководством как при совершении церковной службы, так и при исполнении важнейших христианских обязанностей — соблюдении установленных Церковью постов и домашней молитвы.

Божественным откровением положена основа счета времени — день (сутки). «И бысть вечер, и бысть утро день един» (Быт. 1.5). Более крупные измерения времени строились на видимом движении Солнца и Луны, ибо Господь «сотвори Луну во времена, Солнце позна запад свой» (Пс. 103.19).

Древние иудеи, носители Закона Божия, жили по Лунному календарю. При появлении новой видимой Луны начинался новый месяц и отмечался праздник — Новомесячие. Выделялись два положения видимой Луны — «рождение» (новолуние) и «ущерб» (полнолуние). Двенадцать лунных месяцев (354 дня) составляли лунный год. Важнейший праздник — Иудейская пасха — совершался в 14 день первого лунного месяца — нисана.

В первые века после Рождества Христова, находившиеся в рассеянии и подвергавшиеся преследованиям христиане, не могли утвердить общецерковные правила. После предоставления свободы исповедания христианства императором Константином Великим, Церковь Христова обрела возможность соборно утвердить догматы и канонические правила православной веры. Первый Вселенский Собор в г. Никее, составивший Символ Веры и закрепивший многие обычаи церковной жизни, постановил использовать в качестве церковного Юлианский календарь, разработанный в Риме в 1 веке до Р. X. на основании солнечного года. Длительность года по Юлианскому календарю составляет 365 дней, а каждый четвертый год — високосный — состоит из 366 дней.

Празднование Пасхи 7-е правило св. Апостол издревле повелевало совершать после весеннего равноденствия и иудейской пасхи, однако ввиду разобщенности христиан, это правило соблюдалось не повсеместно. Первый Вселенский Собор закрепил порядок празднования Пасхи в первый воскресный день после полнолуния, следующего за весенним равноденствием, и обязательно после иудейской пасхи. Великий светильник Церкви св. Иоанн Златоуст в Слове о Пасхе (Твор. т, 8 ее. 957—958) поясняет, почему христианская Пасха не празднуется в установленный определенный день. «Это потому, — пишет Златоуст, — что таинство относится не к одному и при том случайному какому-либо дню; но его празднование падает на то именно время, которое удовлетворяет многим заранее определенным срокам... причем нельзя праздновать, если хотя одно из этих времен недостает».

В исторических свидетельствах, сохранившихся от Пилата, дается указание, что Спаситель пострадал за восемь дней до календ апрельских, а этот день приходится после равноденствия..., а именно в пятницу. как известно из Св. Писания. Пятница же тогда приходилась в 14 день Луны; затем пострадал Он во время еврейской пасхи, а пасха иудейская тогда свела воедино ко времени страдания Христова все сроки: она предварена была равноденствием, падала на 14 день Луны и дни тогда были соответствующие нашим: пятнице, субботе и воскресению. Так Единородный Сын Божий все те времена, в которые пал сотворенный человек, старался свести воедино, для исправления его, и устроить обновление природы, для чего необходимо было соединение времен. Потому и мы соблюдаем все определенные времена, чтобы показать подражание тому таинственному смыслу. Постановление Собора стало законом для Церкви.

Церковные правила повелевают ежегодно совершать память святым и отмечать христианские праздники. Постепенно сформировались Месяцесловы — Церковные календари с указанием дней памяти церковных событий и прославления святых. Для определения дня празднования Пасхи были составлены таблицы — Пасхалии.

Месяцеслов и Пасхалия помещены в наших церковных книгах — Псалтыри, Часовнике и некоторых других.

В Пасхалии на каждый год указывается вруцелето, круг Солнца, круг Луны, основание, епакта, ключ границ индикт:

Вруцелето дает возможность определить дни седмицы по числам года. Оно обозначается буквами, соответствующими церковным числам от 1 до 7 : «добро», «есть», «зело», «земля».

Ежегодно 1 -го марта вруцелето переходит на следующую букву, а в високосный год — через букву.

В Месяцеслове на каждый календарный день обычно помещено указание, на какой день седмицы приходится это число при определенном вруцелете.

Ряд красных букв показывает вруцелето от «аз» до «земля», ряд черных букв обозначает дни седмицы: Н — неделя (воскресение); П — понедельник; В — вторник; Р — среда; Ч — четверток; Т — пяток; С — суббота. Зная вруцелето на нужный год, мы в «черном» ряду определяем день недели, на который попадает соответствующее число. При определении дня Пасхи вруцелето указывает воскресные дни, в один из которых и празднуется Пасха.

Понятие «круг солнца» служит для определения вруцелета на искомый год. Так как последовательность вруцелета имеет относительно сложную закономерность, то вычислить его непосредственно для любого года затруднительно. Но через 28 лет (7X4) вся закономерность изменения вруцелета повторяется. Этот 28-летний цикл условно назван последовательностью «кругов солнца». После 28 кругов цикл повторяется.

Девятнадцать «кругов Луны» определяют период времени, по прошествии которого фазы Луны попадают на одни и те же числа календаря. В конце некоторых церковных книг помещено «Лунное течение», где указаны, в зависимости от круга Луны, сроки новолуния («рождение») и полнолуния («ущерб»). При вычислении дня Пасхи круг Луны показывает день полнолуния после весеннего равноденствия. Понятия «основание» и «епакта» полностью относятся к лунному течению.

Основанием называется возраст Луны (количество дней от новолуния) на 1 марта.

Епактой называется число дней, дополняющее основание до 21, если основание меньше этого числа, и до 51, если основание больше 21. Это дает возможность узнать конец иудейской пасхи. Епакта, как и основание, определяется по кругу Луны.
 
Ключ границ определяется на основании круга Луны и вруцелета. Он обозначается буквами церковнославянского алфавита от «аз» до «я». Всего используется 35 букв согласно 35 дням движения Пасхи с 22 марта по 25 апреля. При ключе границ «аз» Пасха будет 22 марта, при «буки» — 23 марта и т. д. 28 кругов Солнца и 19 кругов Луны позволяют однозначно определить ключ границ и Пасху.

Период в 532 года (28X19) называется индиктионом. По прошествии индиктиона Пасхалия повторяется, то есть по истечении 532 лет все церковные времена, месяцы, числа, дни, вруцелета, а также фазы Луны будут следовать в таком же порядке, как и в предшествовавшем периоде.

Существует древний способ составления Пасхалии по руке. Это так называемая «рука Дамаскина», составленная, по преданию, преподобным Иоанном Дамаскиным. Есть несколько разновидностей «руки», одна из них помещена в конце «Псалтыри с восследованием». Вниманию читателей предлагается упрощенный вариант «руки Дамаскина» и порядок определения Пасхи.

День празднования Пасхи определяется ключом границ. Все множество ключей границ накладываются на 35 «суставов» левой руки; на каждом пальце выделяется 7 «суставов» — одна неделя. Счет «ключа границ» начинается с третьего сустава мизинца лицевой стороны. Для определения «ключа границ» необходимо знать круг Луны и вруцелето. Круг Луны считается от первого сустава указательного пальца на четырех пальцах (5x3 + 4=19 кругов). По последовательности круга Луны определены ключевые буквы, которые непосредственно и требуются для определения ключа границ. Порядок их расположения необходимо запомнить.

Вруцелето определяется кругом Солнца. Отсчет круга Солнца ведется с 5 сустава среднего пальца (буквы «твердо» по таблице ключа границ) поперек руки слева направо по верхней, а затем по нижней поверхности кисти. Используется 4 пальца (4X7 = 28 кругов).
 
Вруцелето расчитывается по кругу Солнца, при переходе на следующий ряд суставов одну букву пропускаем (високосный год). Система определения ключа границ на любой год описана ниже, а для упрощенного расчета удобно использовать базовый год, запомнив, на каком суставе по кругу Солнца и по кругу Луны он находится. Ближайшие к нам «удобные» базовые годы — 1969 — он попадает на букву «твердо» и 2985 — на букву «хер».
 
Ключ границ определяется следующим образом: определяется круг Солнца и вруцелето на искомый год. Вруцелето запоминаем. Определяется круг Луны и ключевая буква. Ключевую букву запоминаем. По таблице ключа границ находим ключевую букву. От первого «сустава» пальца, на который попала ключевая буква, отсчитываем вруцелето. Если вруцелето «перешло» за ключевую букву, то отсчитываем его на соседнем пальце справа. «Сустав», на который попадает вруцелето, указывает ключ границ. День Пасхи отсчитывается по ключу границ, учитывая, что «аз» соответствует 22 марта, «буки» — 23 марта и т. д. При некотором терпении все желающие могут приобрести навык обращения с «рукой Дамаскина».

Более сложную задачу представляет определение ключа границ на любой произвольный год. «Рука Дамаскина» предполагает летоисчисление от сотворения мира, которое далее будет описано подробнее. Разница между ним и современным летоисчислением составляет 5508 лет, т. е. 2002 год является 7510 от сотворения мира. Необходимо учитывать, что первому году соответствует первый круг Солнца и первый круг Луны. Круг Солнца расчитывается по указательному пальцу. Сотни лет считаются через два «сустава» против вруцелета от второго «сустава». Тысячи — через «сустав». Десятки считаются обычно по кругу Солнца. Круг Луны расчитывается по таблице. Отдельно отсчитываются сотни лет, учитывая, что через 1900 лет таблица повторяется. Десятки отсчитываются обычным образом.

«Рука Дамаскина» позволяет также определить соответствие календаря дням седмицы. Существуют также способы определения по «руке Дамаскина» гласа недели и воскресного Евангелия на утрени.

В заключении скажем несколько слов о летоисчислении. Летоисчисление в Древлеправославной Церкви ведется от сотворения мира. Чтобы вычислить год от сотворения мира, следует к современному летоисчислению приплюсовать 5508. В 6040 (532) году в Риме была принята новая система летоисчисления — от Рождества Христова. Эта система была выведена римским монахом Дионисием Малым. В России до XVII века применялось древнее летоисчисление. В воспоминание дарованной императором Константином свободы исповедания христианства новый год начинался 1 сентября. По указу Петра Первого, согласно принятой в Западной Европе системе, 1 января 7208 года стали считать Новым годом — 1700 от Рождества Христова.

В Древлеправославной Церкви для определения церковных праздников неизменно используется Юлианский календарь. В Риме в 1582 г. папа Григорий XIII ввел исправленный календарь, получивший название Григорианского (новый стиль), который более соответствовал фактическому солнечному году — обороту Земли вокруг Солнца. По Григорианскому календарю каждый 400-ый год (1600, 2000) не считается високосными. В нашей стране Григорианский календарь введен по Декрету Советской власти от 25 января 1918 г. — день после 31 января 1918 г. считать 14 февраля 1918 г.
 
В инославных церковных объединениях давно обсуждается вопрос о переводе церковных праздников на новый стиль, а некоторые уже осуществили такой переход. Но при переходе на новый стиль возможна ситуация, когда Пасха христианская должна предшествовать иудейской (например, в 1978 г.) или даже совпадать с ней. Это является недопустимым нарушением правил Первого Вселенского Собора и 7-го правила св. Апостол. Напомним также всвязи с этим 2-е правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей Святой Собор и то, чтобы отныне пребывали тверды и нерушимы, к исцелению душ и к уврачеванию страстей, восемьдесят пять правил, принятых и утвержденных прежде нас святыми блаженными отцами, а также переданных нам под именем святых и славных Апостолов. Запечатлеваем своим согласием и все прочие священные правила, изложенныя святыми и блаженными отцами нашими. И никому да не будет позволено подменивать выше означенные правила, или не признавать, или принимать другие правила кроме предлежащих.» («Деяния Вселенских Соборов», т. 6, с. 286).

(Статья В.В.Шамарина опубликована в Старообрядческом календаре федосеевского согласия на 2001-2002 год).

Категория: Богослужебный круг | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 5494

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz