Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-29, 21:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Русские [3]
Зарубежные [1]

Главная » Статьи » Исследователи староверия » Зарубежные

Берчанская Л. Японский взгляд на русских староверов

Накамура-сан открыл российским исследователям ту часть истории старообрядчества, которая ранее нам совсем была неизвестна, - Романовку. Деревню на территории Маньчжурии, основанную беженцами из Приморья

 

Он говорит по-русски медленно, но почти без акцента. Тщательно подбирает слова, идеально правильно составляя предложения. Йошиказу Накамура, иностранный член Российской академии наук, лауреат Большой золотой медали имени Ломоносова за исследование и распространение русской культуры и русского языка в Японии.

 

- В 21 год начал изучать русский язык в университете, - подсчитывает он, отвечая на мой первый вопрос. - Сейчас мне 75, значит, всего 54 года, больше полвека, учу язык, но разговаривать точно, правильно мне все еще трудно.

 

Во Владивостоке Накамура-сан в третий раз. Привело его сюда дело жизни - почти 30 лет он изучает быт, искусство, обряды русских староверов.

 

- Когда я был аспирантом в университете Токио, изучал древнерусскую литературу. Переводил на японский житие протопопа Аввакума. И подумал, что это уникальное историческое и культурное явление. Меня заинтересовали жизнь Аввакума, раскол церквей и все, что было дальше со старообрядцами. Побывал в Польше, Румынии, Бразилии, Австралии, США, где живут потомки старообрядцев. Эта тема, если изучать ее многосторонне, имеет общечеловеческую ценность. Старообрядцы хранят настоящий русский язык, их богослужебные песнопения, духовные стихи (светские песни запрещены), такие же, как и много веков назад, идущие от Древней Руси, - они несравнимы с тем, что исполняют в церквях новообрядческих. Это надо хранить, записывать... Это народное достояние.

Накамура-сан открыл российским исследователям ту часть истории старообрядчества, которая ранее нам совсем была неизвестна, - Романовку. Деревню на территории Маньчжурии, основанную беженцами из Приморья. Туда староверы съезжались со всего Дальнего Востока, спасаясь от политики советской власти, взявшей курс на коллективизацию и атеизм. 

- Мне случайно посчастливилось найти фотографии Романовки, - рассказывает профессор. - Сабура Имадзуе, научный сотрудник, который изучал Романовку в исследовательском институте освоения земли, был лично знаком с жителями села, подарил мне снимки три года назад. Я показал их сотрудникам музея имени Арсеньева, а они рассказали, что в Хабаровском крае есть деревня Березовка, там живут выходцы из Романовки. Нина Керчелаева, Вера Кобко побывали там, записали воспоминания, теперь мы вместе работаем над фотоальбомом, в котором будут показаны разные срезы жизни старообрядцев. Нам удалось опознать почти всех, кто изображен на снимках, узнать их судьбу. Мы договорились с Александром Колесовым, издателем. Думаю, что эта работа будет закончена до конца этого года. Во всяком случае, надеюсь. Работа уже идет. В альбом войдет 163 фотографии. Но куда интереснее будут пояснения к ним, история Романовки, тех людей, которые там запечатлены. Надеюсь, что к концу 2007 года альбом уже будет готов, увидит свет.

 

- Вы сами не стали старообрядцем?

 

- Мне предлагали. Я уважаю их традиции, мне близко их почтение к старшим, сохранение обычаев предков. Но стать православным пока не собираюсь (смеется).

 

Накамура-сан - один из самых уважаемых и известных славистов в Японии. Его называют сэнсэем. Впрочем, в России он пользуется не меньшим уважением - как в среде историков, так и литераторов...

  

Тем временем Рассказывает Вера Кобко:

 

- Село Романовка было основано после революции на территории Маньчжурии беглыми старообрядцами из Приморья. Сюда староверы добирались вплавь через Амур, через границу, сюда переезжали с Сахалина, тогда еще японской территории (чтобы образовать семьи). За удивительно короткое время им удалось превратить поселение в крепкую, богатую деревню, завести хозяйство, обеспечивать себя всем необходимым. Японцы, которые собирались колонизировать Маньчжурию, крайне заинтересовались опытом староверов. И они самым серьезным образом изучали Романовку: как строят дома, что сеют, когда, как располагают огороды по отношению к сторонам света. За несколько лет было издано с десяток фундаментальных трудов, которые пока не переведены на русский. Следует заметить, что староверы, особенно переселенцы с Южного Сахалина, хорошо относились к японцам, охотно шли на контакт, знали язык, фотографировались, даже в моленную, куда обычно не пускают чужаков, разрешили войти. Японская киностудия "Маньчжурфильм" сняла фильм о Романовке. Когда в 1945 году в Китай вошли части Советской армии, фильм был реквизирован и вывезен. Возможно, его уничтожили, а может, пылится где-то в архивах под грифом "секретно"...

 

В Романовке были одна улица и сорок дворов, но население очень большое, потому что в семьях было по многу детей. Когда Советская армия вошла в Романовку, практически все мужчины села были арестованы и вывезены в СССР, где их сразу же отправили в лагеря. Часть женщин поехала за мужьями, большая же часть уехала в Бразилию и Австралию. К 60-м годам они перебрались в Орегон, сейчас живут там. Японцы сумели в жизни староверов Романовки разглядеть тот опыт, которым Россия пренебрегла, и очень уважительно к нему отнеслись. Без них, наверное, нам бы никогда не открылся этот пласт истории "русских без России". В Березовке, куда мы выезжали с Ниной Беслановной, еще живы те, кто родился и провел детство в Романовке. Они помогли нам не просто опознать, кто есть кто на фотографиях, но и очень много рассказали о жизни в Маньчжурии, о быте и обычаях своих единоверцев.

 

Любовь Берчанская

 

Владивосток, №7, 2007 г.

 

Опубликовано на сайте "Староверы в Рыбацком"

 

Фото из книги "История храма во имя Казанской Богородицы села Большое Непряхино"  предоставлено Сергеем Волковым.

 

Статья профессора  Накамуры "Романовка. Поселок староверов в Маньчжурии. 1936-1945 гг.". размещена на нашем сайте

Категория: Зарубежные | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-23)
Просмотров: 1744

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz