Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-29, 02:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [6]
XVIII-XIX вв. [12]
ХХ в. [13]
XXI в. [1]

Главная » Статьи » Статистика старообрядчества » ХХ в.

Материалы Подольского епархиального историко-статистического комитета (1901 год). Ольгопольский уезд
Город Ольгополь

К началу 1899 года было: 9033 д. об. пола, в том числе дворян 77, духовенства 12, городских сословий 7355, сельских 182, военных 1259, иностранцев 13 и других 12. По вероисповедованиям жители распределялись так: православных 4939, раскольников 12, католиков 123, лютеран 12 и евреев 3927.

Село Куреневка Ольгопольского уезда

Куреневка с. - лежит на склонах двух отлогих гор, замыкаемых на западе густым дремучим лесом. В центре села есть небольшой рыбный пруд. Климатические условия местности, благодаря окружающим лесам, отсутствию болот и множеству ключевой воды прекрасного качества, не заставляют желать ничего лучшего; эпидемические болезни являются большой редкостью. Почва преимущественно черноземная, хотя местами встречается глинистая и песчаная. От уездного города Ольгополя Куреневка лежит к востоку в 20 в.; ближайшая ж-д. ст."Попелюхи" в 16 в. и почтовая (м.Чечельник) в 12 в.

Первыми поселенцами Куреневки были раскольники-старообрядцы, переселившиеся сюда из великорусских губерний, вследствие преследования Правительства на земли кн. Любомирских. Глухая, закрытая со всех сторон и удаленная от больших трактовых дорог, местность Куреневки как нельзя более благоприятствовала беглецам, которые сначала построили деревушку, а затем целый мужской монастырь и женский скит, существующие и поныне. В начале 19-го столетия земля эта перешла во владение графа Гудовича, который немедленно потребовал от своих насельников рекрут и податей. На такое требование раскольники-миряне отвечали поголовным бегством неизвестно куда, оставив на произвол судьбы свою молельню, дома и даже некоторое
имущество; остались только в монастыре престарелые и больные иноки и инокини. На место беглецов, по распоряжению графа, были переселены крепостные крестьяне-малороссы из с.с. Вербки, Поповой-Гребли, Ивашкова, Бритавки и м.Чечельника, которые расположились в брошенных домах раскольников, и их молельню обратили в православную часовню.

С этого времени (1810-1820 гг.) начинает существовать село Куреневка, как православное селение; за раскольниками остался только мужской монастырь и женский скит, при чем последний с течением времени очутился окруженным со всех сторон домами православных, количество которых постепенно увеличивалось. В настоящее время Куреневка принадлежит кн. Орловым. Всего в приходе православных 532 м. и 496 ж.; все они - крестьяне-малороссы. Кроме того, есть до 53 душ римско-католиков и 127 м. и 197 ж. раскольников-поповцев противоокружнического толка.

Главное занятие жителей - земледелие; многие занимаются, кроме того, извозным промыслом. Старая церковь в селе Куреневка, как сказано выше, была переделана сначала из раскольничьей молельни, брошенной старообрядцами. Она существует и до сих пор в виде деревянного продолговатого, построенного в сруб здания, крытого первоначально соломою, а с 1846 года гонтою. Сначала это здание переделано было только в часовню, где отправлялась утреня, часы и другие подобные службы, приход же Куреневский был приписан к Николаевской церкви села Великой-Вербки.

В 1846 году в Куреневке был открыт самостоятельный приход, часовня переделана заново, обтянута кругом шалевками, и внутри ее поставили иконостас. Переделанный храм был освящен в честь Зачатия св.Анны, чье имя носила дочь графа Гудовича, которая, как говорят, и содержала причт на свой счет до 1869 г., когда причту было назначено жалованье от Св.Синода. В 1873 году храм этот, вследствие своей ветхости и мало поместительности, был упразднен, а вместо него на средства крестьян при помощи (деньгами и деревом) местного помещика кн. Орлова, выстроен в 1881 году новый, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы; он деревянный, одно-купольный, с трех-ярусным иконостасом; постройка его обошлась до 15 тысяч рублей. Церк.земли: 2 д. 338 с., пах. 33 д. 2098 с. и сенок. с лесом 19 д. 495 с., а всего 55 д. 551 с. Причт. помещения деревянные, весьма ветхие. Ц.-прих. школа с 1883 года.; помещается в собств. здании.

В 2-х верстах от православного с.Куреневка находится раскольничий мужской монастырь, расположенный на поросшей лесом горе. В центре его находится деревянная церковь, построенная по образцу православных юго-западных церквей, с колокольнею, на которой, впрочем, колоколов нет, а только деревянное било. Внутренняя обстановка церкви довольно убогая; пол неровный, выбитый, стены черные, закоптелые; икон много, все старинного письма, большею частию без риз, почерневшие от времени. Храм посвящен во имя св.Николы Чудотворца, в день памяти которого (9-го мая) в монастырь стекается множество богомольцев-раскольников из Подолии, Бессарабии, Черниговской губ., Москвы и из других великорусских местностей. Для богослужения обязательно приезжают лжеархиереи-противоокружники (чаще других Петр, именуемый Бессарабским и Черниговским, и Кирилл Балтский и Одесский).

К северу от храма находится трапеза, тоже с церковью, в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в этой церкви служат обыкновенно зимою. Кругом идут дома с келиями для иноков. Монастырь - общежительный, содержится на доходы, получаемые от обработки земли, арендуемой у помещиков, содержание мельницы, а также на доброхотные даяния старообрядцев-противоокружников, благодетельствующих своей "лавре" из разных мест России. Всех иноков в 1897 г. было 21, прислуги и призреваемых 37.

Женский скит стоит среди самого села Куреневка, окруженный со всех сторон крестьянскими хатами. В нем посредине стоит деревянная часовня, в которой постоянно совершается богомоление, но особого священника нет. Кругом в беспорядке расположены монастырские дома, числом 22. Образ жизни инокинь келиотный. Скит поддерживается главным образом пожертвованиями, идущими в изобилии от раскольников Богородских, Дулевских (Москов. губ.) и Иваново-Вознесенских, которые часто бывают здесь, особенно в день храмового праздника (15 августа). Всех инокинь в 1897 г. было 50, прислуги и призреваемых 44.

(О куреневском старообрядческом монастыре см. Под.Еп.Вед. 1882 г. №7, 1884 г. №20-21).


Село Гордиевка Ольгопольского уезда

Исторические сведения о Гордиевке уже встречаются под 1629 г.; тогда она упоминается в качестве местечка. То же подтверждается и сохранившимися народными преданиями, которые прибавляют, что в этом местечке было около 7 церквей, места коих теперь забыты. Местечко было разрушено татарами и стало заселяться уже выходцами из разных мест, даже из Галиции. В настоящее время почти во всякой усадьбе откапывают человеческие кости, а за селом при "Шпаковом шляхе" есть восемь небольших курганов. Поселение принадлежало Потоцким, а в настоящее время Собанским. Православных прихожан 1102 м., и 1118 ж.; кроме православных есть 7 д. католиков, 4 д. раскольников и 42 д. евреев.


Местечко Песчанка Ольгопольского уезда

В 1855 году здесь поселились было старообрядцы, но в 1862 году ушли в село Плот, где им предоставлены были земельные наделы.

Источник: Приходы и церкви Подольской епархии. Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Выпуск девятый. Под редакцией священника Е. Сецинского - Каменец-Подольский. Типография С.П. Киржацкого, Николаевская площадь, д. № 5. 1901 год.

Материалы предоставил чтец Никола Ковалев
Категория: ХХ в. | Добавил: samstar-biblio (2008-Мар-29)
Просмотров: 3115

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz