Город Литин раскинулся на низменном левом берегу реки Згара и частью на покатостях к ней, и в некоторых местах прорезывается глубокими оврагами; восточною стороною он примыкает к большому пруду, за которым находится предместье Селище. Река Згар, разделяясь здесь на два рукава, вместе с ручьем Шмыговкой образует остров, который составляет центр города, занятый грязными еврейскими домами и лавчонками; на площади высится здание городского собора, со всех сторон стиснутого еврейскими постройками и базарными торговыми рядами. ...Среди домов горожан высится здание римско-католического костела; есть раскольничья молельня поповцев и другая -раскольников беспоповщинского толка, в которой обыкновенно совершаются молитвословия поочередно самими обывателями; есть синагога, почт.-телегр. контора, двухклассное городское училище, аптека. По исчислению Под. Губ. Стат. Комитета к началу 1899 года было в Литине 9796 жителей, в том числе дворян 134, духовенства 7, городского сословия поч. граждан 461, купцов 121, мещан 6446, сельского сословия -крестьян 199, военного сословия отставн. нижних чинов и их семейств 1164, иностранных подданных 34, других 1230 д. По вероисповеданиям жители распределялись так: православных 4397, раскольников 1230, католиков 1168, лютеран 15 и евреев 2986.
Село Почапинцы Литинского уезда
Населения в Почапинцах - православных 777 м. и 765 ж., католиков 5 м.и 6 ж., раскольников 3 м. и 2 ж. евреев 11 м. и 13 ж. В приписной деревне Майдан-Почапинецкий православных 426 м. и 471 ж., католиков 8 м. и 10 ж., евреев 13 м. и 6 ж. В числе православных последнего селения значатся и 17 семейств великороссов, выходцев из Тамбовской губ. Елагинского уезда, которые в Почапинецком лесу на рубке образовали поселение, приписанное с 1897 года к Почапинецкой церкви. Несколько из них раскольники - беспоповцы.
Село Селище Литинского уезда
Село составляет предградие города Литина. В приходе православных числится 1058 м. и 993 ж.; за исключением 49 душ об. п. крестьян, все остальные мещане; католиков 95 д., раскольников 15 д. и евреев 188 д.
Село Бруслинов Литинского уезда
Население состоит преимущественно из крестьян-малороссов: православных в приходе 831 м. и 823 ж.; кроме того, есть католики 22 м. и 21 ж; раскольники - беспоповцы 1 м. и 2 ж. и евреи 19 м. и 23 ж. Главное занити населения земледелие и садоводство, а побочными служат - ткачество, изготовление возов, саней и вывозка дров и извести.
Село Пеньковка Литинского уезда
Большинство приходского населения - крестьяне-малороссы православного исповедания числом 937 м. и 918 ж., но есть около 50 д. католиков, 96 д. евреев и 5 д. временно проживающих раскольников. Главное занятие - земледелие и плотничество, но скудная почва дает хлеба мало. Соседние сахарные заводы дают заработки части населения, но в тоже время отрицательно влияют на его нравтсвенность; пьянство и воровство здесь очень развиты.
Село Куриловцы (Куриловцы-Зеленые) Литинского уезда
В 5 верстах от Куриловец лежит приписная деревня Лопатинцы, которая составляла первоначально самостоятельный приход, но в 1867 году приписана к Куриловецкому приходу. Еще в начале текущего столетия Лопатинцы носили название "Слобода" и заселены были преимущественно раскольниками. Около 1820 года владельцем этого имения стал некто Лопатинский. При этом владельце раскольники выселились отсюда в г.Литин, вследствие нежелания отбывать барщину на помещика, и там застроили особую улицу, которая и поныне называется Лопатинскою, а на их место явились переселенцы из крестьян соседних деревень.
Село Лука-Барская Литинского уезда
Всего населения в приходе 1474 д. об. п.; по народности - большинство малороссы, но в части села "Горяне" есть и молдаване, а из временно проживающих и пришлых есть великороссы и немцы; большинство - православные; католиков есть 39 д. об. п.; лютеран 20 д.; раскольников австрийского толка 13 д. и евреев 110 д. Преимущественное занятие населения - земледелие, а отчасти и садоводство; некоторые занимаются ремеслами - столярным, кузнечным, слесарным, ткацким и др., а часть работает на чугунно-литейном заводе Френкеля. Женская половина населения поражает своим преимущественным пристрастием к спиртным напиткам. К своему храму население очень привержено.
Село Чернятин Литинского уезда
Сырая нездоровая атмосфера служит причиною того, что местное население имеет изможденный вид и страдает преимущественно от чахотки, не смотря на то, что здесь на средства помещицы ему подается бесплатная медицинская помощь. По рассказам старожилов, Чернятин образовался чрез заселение его великороссами - старообрядцами поповщинского толка, бежавшими сюда из Московского государства в пору гонений там на них. Поселение входило преемственно в состав поместий князя Любомирского, Домского и Игнатия Витославского. Этот владелец имения выселил раскольников на юг от села в полторы версты, где они образовали поселок, названный Слободою-Чернятинскою. Здесь раскольники устроили свою часовню в честь Св. Ап. Филиппа, деревянную в сруб, и слывут среди местного населения под названием "Филипповцев". В настоящее время Чернятинское имение принадлежит помещице Марье Михайловне Львовой. Православного населения числится 552 д. м. п. и 573 д. ж. п.; кроме того, есть около 5 семейств католиков. Главным занятием служит земледелие и работы на местном пивоваренном заводе.
Село Мытник-Большой Литинского уезда
Село расположено в 5 в. от г.Хмельника, по постовой дороге в г.Бердичев. По рассказам старожилов первоначальное поселение представляло из себя раскольничью слободу, которая называлась "Пилипами" и входила в состав Хмельницкого староства. Во время одного из татарских нашествий поселение было разорено; раскольники разбежались и больше не желали селиться в таком беспокойном месте, вследствие чего новый поселок был заселен уже казаками.
Село Тессы Литинского уезда
Приписанный к селу поселок Лука, по рассказам старожилов, первоначально был населен раскольниками и назывался "Кацапскою-Лукою". Раскольники имели здесь свою молельню. Лет 60 тому назад в Луку приехал пристав, отобрал у раскольников их богослужебные книги и колокола, из которых два и теперь существуют на приходской колокольне, и после этого раскольники разбрелись. В настоящее время население прихода состоит из крестьян-малороссов, занимающихся земледелием а также извозом дров и извести по сахарным заводам.
Источник: Приходы и церкви Подольской епархии. Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Выпуск девятый. Под редакцией священника Е. Сецинского - Каменец-Подольский. Типография С.П. Киржацкого, Николаевская площадь, д. № 5. 1901 год.
Материалы предоставил чтец Никола Ковалев
|