В.И. Осипов:
Начиналось все очень давно с конференции в Боровске в 1989 году. Конференция собрала человек 15-20 ученых. Тогда большую помощь оказала Ирина Васильевна Поздеева. Город Боровск - старообрядческий, поэтому естественно, что мы пришли к решению изучать историю древлеправославия более глубоко, и пропагандировать интерес к старообрядчеству у горожан. Так создался отдел при нашем музее, посвященный боровскому старообрядчеству, в тот же год прошла выставка в монастыре, как раз в том месте, где сидела в заточении боярыня Морозова. На базе этой выставки и прошедшей конференции было решено попробовать объединить специалистов Москвы и Боровска, чтобы проводить научные семинары. В 1995 году такое объединение произошло, и в первое время конференции проходили каждый год. Но они были еще достаточно малы и проходили в один день.
ЦДДК: Когда конференция, посвященная старообрядчеству, стала международной?
В.И. Осипов:
Начиная с 2000 года, мы поняли, что количество участников возрастает и надо расширяться. Тогда конференция прошла на базе Института природного и культурного наследия, где собралось достаточно много представителей стран СНГ. И на этой же конференции побывали представители из Японии, Финляндии, которые и дали мысль, что мероприятие надо делать международным. И следующая конференция 2002 года приобрела именно такой статус. Мы провели совещание, заручились поддержкой иностранных представителей из Австралии, Японии, Финляндии, Польши. И они все дали свое согласие активно принимать участие в конференции. В этом году был представитель из Уругвая - Данила Терентьевич Зайцев. Он очень активно принимал участие в работе первой секции. Его, как старообрядца и потомка эмигрантов, интересовала тема «Старообрядчество и государство».
ЦДДК: Подведите итоги последней конференции.
В.И. Осипов:
Она переросла по количеству выступавших все предыдущие – более 110 участников. Поэтому чтения была поделена на семь секций. Были такие традиционные как «Старообрядчество и государство», просто «История старообрядчества», объединяющая все регионы, где живут старообрядцы. Читались доклады по Прибалтике, Австралии, Бразилии. Другая традиционная секция – «Книжность, язык, фольклор», «Культура. Старообрядческое пение. Иконопись», «Традиции и обряды». Первый день прошел в библиотеке Фонд «Русское зарубежье». Нам предоставили большой зал с хорошей аппаратурой, проектором, благодаря чему выступающие могли иллюстрировать свои доклады фотографиями, а все присутствующие посмотреть документальные фильмы.
Второй день проходил уже в Духовном училище в Рогожской слободе. Мне кажется, все остались довольны, все доклады были зачитаны. Произошел обмен мнениями.
Главным итогом конференции стала публикация сборника научных докладов. Та часть материалов, которая была заявлена, но не была подана вовремя в напечатанном виде, будет опубликована в очередном 13-м выпуске «Старообрядчество: история и культура», через полгода. Эти доклады были тоже очень хорошие.
Рост интереса к нашему мероприятию говорит о том, что интерес ученых к старообрядчеству не пропал, а у старообрядцев появился интерес к подобным научным конференциям. Слушатели приезжают из разных регионов. Взаимное влияние друг на друга ученых и старообрядцев вырабатывает общее комбинированное отношение к древлеправославию.
ЦДДК: Насколько возрос интерес к теме старообрядчества благодаря конференции?
В.И. Осипов:
Могу сказать одно: наши сборники становятся библиографической редкостью. Даже у меня нет многих экземпляров. Мы собираемся решить эту проблему, собрав все выпуски в электронном виде.
ЦДДК: Виктор Иванович, как вы относитесь к возможности проведения конференции не только в Москве, но и в регионах?
В.И. Осипов:
Замечательно. Наша конференция в свое время дала толчок Одесскому университету начать свои региональные чтения по старообрядчеству. У них прошла уже четвертая конференция «Липоване». На ней затрагиваются абсолютно все темы, посвященные старообрядчеству. Их время проведения всегда выбираются удачно. Мероприятия приурочиваются к дням престольных праздников местных храмов. Ученые имеют возможность на них присутствовать, наблюдать настоящую религиозную жизнь.
ЦДДК: Расскажите о жизни боровской общины.
В.И. Осипов:
Приход не слишком большой, хотя каждый третий боровчанин считает себя потомком старообрядцев. Стыдно, конечно, что мы ими мало занимаемся. В 1996 году силами общины был поставлен крест на месте гибели боярыни Морозовой и так же силами общины возведена часовня, посвященная ее памяти. К счастью, нашлись монашествующие, которые согласились в Боровске создать женский монастырь и взять под свое крыло эту часовню. Было бы страшно, если б она стояла пустая. С декабря 2005 года там практически ежедневно проходят службы. Так же они расширяют и укрепляют свой монастырь. Им передан второй старообрядческий храм в Боровске.
Денис Лупекин, Николай Старухин
Сайт Центра древнерусской духовной культуры «Старая Русь»
|