Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Ноя-25, 12:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью другим СМИ

Интервью митрополита Московского и всея Руси Андриана пермской газете "Звезда"

- Один из шагов по сближению РПСЦ и Русской православной церковью является создание единоверческих храмов. Каково ваше отношение к их созданию в Пермской области?

- Ответ на этот вопрос можно дать, только зная истинное предназначение таких приходов. Дореволюционное единоверие создавалось как некая церковная резервация, своеобразная "православная уния", предполагающая безболезненный перевод старообрядцев в лоно господствующей Церкви. Сами единоверческие приходы часто располагались в храмах, отнятых у древлеправославных христиан. А на уральской земле именно насилие стало отличительной чертой миссионерства. Первая единоверческая церковь в Перми была основана в помещении бывшей старообрядческой часовни купца Соколова. После 1835 года все старообрядческие молельные дома и часовни Перми были отняты.

Предполагалось, что староверы, перейдя в единоверие, постепенно привыкнут к новым порядкам, мало-помалу забудут отеческую веру и предания. Так оно и получилось. Все дореволюционные единоверческие приходы предали забвению старые книги и обряды, завели новое пение и чтение. Появление в местах со старообрядческим населением подобных единоверческих приходов только затруднит установление добрых отношений между РПЦ и РПСЦ. Эту позицию разделяет и высшее руководство Московской патриархии.

Другое дело, если создание единоверческих приходов будет основано на внутреннем интересе членов РПЦ к древлеправославному церковному строю и богослужению. Если в таких приходах будут восстанавливаться не только внешние признаки старообрядчества (каноническая иконопись, знаменное пение, уставное богослужение), но и древние правила Вселенских соборов, духовные традиции святых отцов, выборность священства, церковная соборность - в таком случае это движение можно только приветствовать.

- Ваше отношение к процессу сближения двух церквей и преодолению раскола. Как видится будущее после объединения, если таковое произойдет?

- Вопрос об объединении сегодня не ставится. Священноначалие РПЦ полагает, что на нынешний момент актуально "развитие диалога" и "добрых взаимоотношений и сотрудничества со старообрядческими согласиями, особенно в области заботы о нравственном состоянии общества, духовного, культурного, нравственного и патриотического воспитания, сохранения, изучения и восстановления культурного исторического достояния". Такую же позицию занимает и РПСЦ. После 350 лет вероучительного размежевания, отсутствия всякого диалога, несправедливых притеснений и говорить об объединении будет, по меньшей мере, несвоевременно. На наш взгляд, главное сегодня - это установление нормальных добрососедских отношений.

- Какие несогласия должны быть ликвидированы для преодоления раскола?

- Многие историки, религиоведы и публицисты сводят различие между староверием и новообрядчеством к "незначительным внешним обрядам". На самом деле различия между церквями находятся не только на уровне внешних форм богопочитания, но и в догматических и канонических сферах.

Сегодня новообрядцы считают, что погружательное и обливательное крещения равноспасительны. Мы же полагаем, что они имеют разную природу. В погружательном крещении человек погребается (погружается) для ветхой (старой) жизни в грехе и рождается для новой жизни во Христе и его Воскресении. В обливательном лжекрещении, с нашей точки зрения, человек не погребается и не рождается.

Между РПЦ и РПСЦ есть и другие различия. Так в XVIII веке в синодальной Церкви были отменены правила Вселенских соборов и святых отцов, отстраняющие от причастия за прегрешения на некоторое время. Сегодня в храмах Московской патриархии может причаститься практически любой, даже согрешающий смертными грехами человек. В старообрядческой церкви правила, отлучающие грешников до их исправления, продолжают действовать.

Разительные отличия есть и в духовной практике. Так в Русской православной старообрядческой церкви с древнейших времен сохраняется институт духовничества. Каждый христианин имеет духовного отца, который, зная характер и жизнь человека, руководствуясь евангельским учением, ведет его по спасительному пути. В новообрядчестве устойчивый институт духовничества фактически отсутствует.

Кроме этих отличий и "несогласий" есть и другие. Все это должно стать предметом серьезного богословского изучения в соответствующих церковных комиссиях.

- Должна ли Русская православная церковь принести публичные извинения перед церковью старообрядческой за те гонения, которые существовали исторически?

- Выражение "публичные извинения" принадлежит светскому миру. Церковь знает только одну форму очищения от совершенного греха - покаяние. Конечно, никто не требует каких-то показательных, публичных или унизительных форм покаяния. Думается, достаточно будет соборного принятия документов церковно-канонического характера. Во-первых, должен быть признан сам факт гонений, уже давно и без всяких сомнений установленный наукой. Во-вторых, должны быть каноническим образом отменены решения некоторых соборов, постановления Синода и указы патриархов, благословляющие "градские казни", "телесные озлобления", пытки и конфискации имущества. В-третьих, принятое в новообрядческой церкви XVII-XVIII веков учение о "казнении еретиков" должно быть признано неправославным.

- Ваше отношение к наличию разных толков и согласий внутри старообрядчества, которые, кстати сказать, для Прикамья характерны.

- Главной причиной этому стали страшные гонения, воздвигнутые на российских христиан. Массовость и, главное, необыкновенная длительность (более 240 лет) террора заставляли некоторых думать, что настало царство антихриста. Такие люди полагали, что церковь окончательно пала, что невозможно совершение таинств и полноценных церковных служб. В условиях гонений христиане не могли созывать представительные соборы, на которых должно было бы спокойно обсуждать насущные вопросы церковной жизни. Все это привело к тому, что староверы в каждой местности решали вопросы церковной жизни, исходя из тех условий, в которых они находились. Это и привело к разделению. Однако замечу, что разделения в старообрядчестве всегда преувеличивались его недругами.

С середины XIX века в среде древлеправославных христиан начался процесс консолидации. По оценкам исследователей, сегодня количество старообрядческих согласий на территории бывшего СССР в несколько раз меньше, чем новообрядческих церквей, образовавшихся после распада синодальной церкви. Отношения между старообрядческими церквями в значительной степени дружественные. Существует даже общестарообрядческая информационная периодика. Так, например, газета "Старообрядец" или информационный бюллетень "Старообрядческие вести" рассказывают о жизни всех старообрядцев без исключения.

- Как складываются отношения между государством и Русской православной старообрядческой церковью?

- Для нас очень важным является вопрос укрепления взаимопонимания и взаимодействия с государственными структурами. Это неправда, что старообрядческой церкви от государства нужно только нечто утилитарное, как, например, возвращение недвижимости. Отношения церкви и власти иные. Они определяются прежде всего тем, что есть общая забота - сбережение русского народа.

Даже во времена гонений старообрядческая церковь, как истинная мать, забывала о своих страданиях и обидах и молилась за державу российскую, за власть, за весь русский народ. И лишь только ослабевал гнет и появлялись ростки веротерпимости, старообрядчество с большой энергией откликалось на эти перемены, возводя больницы, богадельные дома и училища. Оставаясь верными своей традиции, чада старообрядческой церкви принимали живое участие в общественной жизни России, и многие старообрядческие деятели избирались в органы городского, волостного и сельского самоуправления, а депутаты-старообрядцы неоднократно участвовали в выборах в Государственную думу дореволюционной России.

В начале XXI века русский народ оказался в сложном положении. С одной стороны, продолжающаяся экспансия западных ценностей, с другой - наступление различных экзотических верований. Все это происходит на фоне тяжелой экономической ситуации в стране, упадка трудолюбия и рождаемости, роста преступности, наркомании, пьянства. В итоге уже реально просматривается угроза депопуляции и распада российского государства. В ответ на эту угрозу государство видит необходимость опереться на общественное согласие, на проверенные веками формы усвоения духовной жизни. Поэтому все, что касается инициатив нашей власти по спасению российской государственности и народа, мы поддерживаем, и, если это не противоречит устоям нашей веры и христианской нравственности, в меру сил участвуем в соответствующих мероприятиях и акциях.

Отрадным можно назвать факт включения меня как главы старообрядческой церкви в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Это является, на мой взгляд, видимым знаком официального признания РПСЦ в качестве традиционного вероисповедания русского народа.

 

Константин Шумов

Звезда (Пермь), N66, 28.04.2005

Категория: Интервью другим СМИ | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-16)
Просмотров: 919

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz