Владыко, мы рады приветствовать вас в Свердловской области. Уральскую общественность в первую очередь интересует цель вашего визита.
Я приехал на Уральскую землю познакомиться с жизнью в приходах. Кроме того, для меня важно увидеть и понять, каково отношение со стороны региональных представителей Русской Православной Церкви к старообрядчеству, а также к нашей общей истории. Я бы хотел понять отношение вашей епархии к той трагедии, которая повлекла раскол. И, слава Богу, в ходе встречи с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием я нашел достаточно серьезное внимание к важности этих вопросов, увидел стремление созидать отношения между нашими церквами и, быть может, как-то укреплять их в дальнейшем. Поэтому прошедшая встреча здесь, в Екатеринбурге, показала, что мы можем общаться и, оценивая состоявшийся разговор, отмечу, что у меня останутся самые добрые впечатления от общения с архиепископом Викентием.
Владыко святый, расскажите о сегодняшнем дне Русской Православной Старообрядческой Церкви: сколько в вашем ведении храмов, духовенства.
Всего у нас сейчас десять епархий по России и зарубежью, восемь епископов. Священников, надо признать с сожалением, на каждый приход не хватает. Самих же приходов немногим более двухсот по стране. Мы стараемся восполнять эти недостатки, и моя цель, в частности, пообщаться с паствой и, быть может, выявить достойных кандидатов в чтецы, диаконы и даже во священники. Кроме того, есть у нас имущественные вопросы, в которых мне бы хотелось разобраться и попробовать найти пути их решения. Мне бы хотелось встретиться с представителями власти, чтобы сказать об этом. Кроме того, я считаю первоочередной необходимостью в каждой своей поездке по регионам, где есть древлеправославные христиане, поднимать вопросы строительства новых церквей, создание старообрядческих общин.
Каковы отношения с русской православной церковью на федеральном уровне и на местах?
Сегодняшние наши отношения выстраиваются, можно сказать, довольно добрососедские. Я много встречаюсь с архиереями Московской Патриархии и у нас уже есть немало общих целей, интересов и общих христианских аспектов, которые касаются прежде всего русского народа. Увы, наше общество сейчас подвержено большому влиянию негативных явлений, западных настроений, которые, впрочем, были всегда сильны в истории разных народов. Кстати, во многом именно из-за них и случился тот печальный раскол Русской церкви 17 века. И конечно то, что здесь, в РПЦ, понимают все эти явления также как мы, ставят аналогичные задачи, позволяет надеяться, что именно здесь, в этих аспектах мы и будем сотрудничать. На мой взгляд, это взаимодействие есть определяющий фактор того «светлого будущего» нашего общества, к которому нужно стремиться.
Сегодня как никогда назрела необходимость возрождать духовность русского народа, и я надеюсь, что мы вместе будем заниматься этим немаловажным делом. В этом плане уже просматриваются некоторые направления совместной деятельности в виде тех или иных акций благотворительности, конференций, различных актов милосердия. Всегда старообрядчество отличалось повышенным вниманием к убогим, престарелым людям. И сегодня это одно из направлений нашей церковной деятельности.
Кроме того, двум нашим церквам ни что не мешает проводить мероприятия, связанные с проповедью Слова Божия, хотя бы в виде вечеров духовных песнопений, поскольку сегодня это вполне может заинтересовать и «внешних», то есть некрещеных людей. Тем более, что нужно учесть интерес духовенства и прихожан РПЦ к единогласному, знаменному пению. Мы с удовольствием готовы принимать приглашения к участию в подобных мероприятиях со стороны Русской Православной Церкви и, в свою очередь, будем приглашать сторонников РПЦ к аналогичным мероприятиям, которые будем проводить.
Кроме того, хочу сказать, что этот год у нас особый, это юбилейный год: сто лет прошло со дня распечатания Алтарей храмов духовного центра старообрядчества – Рогожского кладбища в Москве. В основе этого события лежит указ «О веротерпимости» Николая Второго. И уже прошли мероприятия, которые мы отмечали в Москве на праздник Жен-Мироносиц, а продолжили эти празднования совсем недавно в Санкт-Петербурге на празднование дня Всех Святых, где также прошли духовные вечера, которые собрали и объединили множество людей, в том числе, что очень важно, посторонних, далеких от веры, ищущих истину.
В старообрядческой церкви традиционно высок уровень духовной нравственности, а также отношение к обрядовости – крещению, отпеванию… Как это можно соотнести с современной жизнью, способен ли старообрядец 21 века вписаться в эту жизнь?
Можно однозначно сказать, что человек может вписаться, было бы только у него желание, а главное – понимание, хочет ли он быть христианином и достойно жить в этом мире, чтобы наследовать Царствие Божие, либо он хочет все-таки воспользоваться этим кратким мгновением земной жизни и погубить свою душу. Я думаю, что мало можно увидеть сегодня среди верующих таких людей, выпячивающих мирскую составляющую своей жизни, и уже по этому можно судить, что современный старообрядец вполне реально вписывается в стремительную жизнь вне церкви, определяет для себя верные ориентиры и старается, несмотря на трудности, придерживаться их.
Максим ГУСЕВ, Екатеринбург
Фото автора.
|