Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Ноя-25, 12:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью другим СМИ

Интервью митрополита Московского и всея Руси Андриана газете "Вечерний Новосибирск"

— Ваше Высокопреосвященство! Еще пять лет назад вы были простым мирянином и вот возглавляете самую многочисленную ветвь старообрядческой Церкви. Расскажите о своем пути на этот высокий пост.

 

— Я родился и вырос в семье старообрядцев и с детства впитал в себя атмосферу и самобытность старой веры. Работал на обычной светской работе и по воскресеньям и праздникам посещал храм. Был обычным прихожанином. Предложения стать священником от наших прихожан мне были, но в то время я был к этому совершенно не готов. Но вот священником стал мой младший брат. В 1986 году по его просьбе я оставил свою светскую работу и перешел в храм служить уставщиком.

 

Уставщик — это тот человек, который полностью отвечает за порядок богослужения. Уставщик должен знать многое: от знаменного пения до особенностей службы в те или иные праздничные дни. Учиться было негде. Тем людям, которые многое знали, передавать свои знания было весьма затруднительно из-за возрастной немощи. Приходилось самому все собирать по крупицам. Параллельно стал изучать искусство иконописи, золочения икон и крестов. Пришлось много потрудиться по возрождению переданного нам храма в Казани.

 

В 1998 году я овдовел. Остались сын и две дочери. Новый брак был не для меня, и я принял решение полностью посвятить себя Богу. Полгода прослужил дьяконом, год — священником, а в 2001 году был назначен епископом Казанско-Вятским. В конце прошлого года отошел ко Господу наш первосвятитель митрополит Московский и всея Руси Алимпий. В феврале этого года решением Освященного Собора меня избрали новым предстоятелем Церкви. Действительно, по времени мой путь на первосвятительский пост был довольно короток: еще пять лет назад я помогал устанавливать главный крест, который сам золотил, на купол новосибирского храма Рожества Пресвятой Богородицы (по старому правописанию — именно Рожества).

 

— Так вы золотили главный крест новосибирского храма?

 

— Да. И не только главный, но и остальные четыре, но эти я золотил, уже когда был епископом. Так получилось, что я немало потрудился для новосибирского храма. Но основная моя работа — это иконостас. Есть в нем и иконы, писанные мною. Теперь, конечно, писать иконы времени нет.

 

— За три недели вы посетили немало сибирских городов и весей, в каких местах пришлось вам побывать и каким транспортом добирались?

 

— Самолетом, поездом, автомобилем. А побывать пришлось в очень многих местах: в Томске, Барнауле, Бийске, Новокузнецке, Красноярске, Улан-Удэ, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке. Это крупные города, а приходилось посещать старообрядческие общины в небольших городах и селениях. Везде обсуждались серьезные вопросы — от кадровых проблем до храмостроительства. Состоялось очень много встреч с руководителями регионов и городов, пресс-конференций, интервью.

 

— Вашу Церковь по месту, где была установлена первая епископская кафедра, еще называют Белокриницкой. Вторая по численности старообрядческая Церковь — это Церковь так называемой Новозыбковской иерархии. Признаете ли вы эту иерархию законной и имеете ли с ними молитвенное общение?

 

— Молитвенного общения между нашими Церквями нет, но иерархию Древлеправославной Церкви мы признаем, как сохранившую преемственность и держащуюся православных догматов и обрядов. Если священники из Новозыбковской иерархии переходят к нам, мы принимаем их в сущем в сане третьим чином (через покаяние). Также принимаем и мирян. Тех же, кто переходит из других Церквей мы, как правило, принимаем через крещение.

 

— Потому что они еретики?

 

— Потому что почти во всех современных Церквях нарушены незыблемые апостольские правила таинства Крещения. Никогда в православии не крестили обливанием. Это чисто католический обычай. Истинное крещение — это трехразовое полное погружение. Сейчас в России, несмотря на то, что в некоторых новообрядческих храмах строят баптистерии для полного погружения, все же большинство россиян крещены обливанием, которое мы считаем недействительным. Мы очень тщательно исследуем вопрос крещения у тех, кто изъявил желание принять нашу веру.

 

— Я слышал, что даже епископов вы перекрещиваете.

 

— Да. В 2002 году к нам присоединился немецкий епископ греческой старостильной Церкви (после того, как греческая Церковь перешла на новый стиль, часть иерархов этому решению не подчинились). После тщательного исследования совершенного над ним крещения таинство было признано недействительным. Пришлось крестить заново, и епископ стал простым мирянином. Потом, пройдя весь положенный путь, начиная от чтеца, он был рукоположен епископом и назначен правящим архиереем Аугсбургским и всея Германии. Теперь в Германии есть наш приход.

 

— А вообще много старообрядцев за границей?

 

— Старообрядческие приходы есть во многих странах мира, в частности, в США, Австралии, Боливии, Италии, на Аляске. Причиной распространения старообрядцев по всему миру являются почти беспрерывные, в течение более трехсот лет, гонения за старую веру.

 

— Как изменились ваши отношения с Русской Православной Церковью За Границей после того, как в 2000 году зарубежный Архиерейский Собор принес перед старообрядцами покаяние?

 

— Действительно, 26 октября 2000 года на Архиерейском Соборе было сделано серьезное заявление, в котором есть такие слова: «Простите, братья и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения». То есть современные иерархи покаялись за своих предшественников, с молчаливого поощрения которых русских людей на их родине подвергали гонениям за приверженность к вере благочестивых предков. Вроде бы справедливость восторжествовала. А что дальше? А дальше зарубежные иерархи любезно приглашают всех старообрядцев под свой омофор: «Мы искренне желаем встретить всех представителей Церквей старого обряда». Вот и все заявление. Но как изживать трагические последствия той реформы и последовавших гонений? Как исправлять ошибки, которые и сегодня продолжают сказываться на духовном состоянии русского народа и его Церкви? Никаких конструктивных предложений, кроме как «а уж теперь пожалуйте к нам», мы не получили. Диалог кончился, даже не начавшись.

 

Кстати, в Красноярск мы попали в то время, когда туда прибыли мощи Великой княгини Елизаветы Романовой. В резиденции губернатора Хлопонина пришлось встретиться с представителем Русской Православной Церкви За Границей епископом Бостонским Михаилом. Ни о каком покаянии речи не было вообще, да и тема гонений и преследования староверов в царской России не поднималась «яко не бывшая».

 

— А у староверов есть свои святые мощи, мироточивые иконы и прочие святыни?

 

— Конечно, есть. До революции это принято было скрывать, так как реакция властей была незамедлительна: святыни старались изъять и уничтожить. Теперь мы их не прячем. Есть у нас и мироточивые иконы, и святые мощи. На Урале, например, поклониться и получить исцеление от мощей Шамарских мучеников приходят не только старообрядцы, но и христиане новообрядческой Церкви Московского Патриархата.

 

— А с Московской Патриархией какие отношения?

 

— Мы стараемся строить эти отношения на принципах невмешательства и взаимного уважения. Однако со стороны Московской Патриархии отношение очень разнится — в зависимости от личного расположения того или иного епархиального архиерея. Поэтому в одних регионах наши взаимоотношения с клириками Московской Патриархии очень доброжелательны, в других — пока оставляют желать лучшего. Иногда подливают масла в огонь одиозные комментарии в СМИ, порой даже создается мнение, что они не лишены определенного заказа. Однако, в целом, пожалуй, можно охарактеризовать наши отношения как мирные и добрососедские.

 

— Старообрядческая Церковь сохранила многое из того, что в Церкви новообрядческой по разным причинам было утрачено. То же знаменное пение, например. И интерес к старой вере есть у многих. Но по личному опыту знаю, что контакты со старообрядцами бывают очень тяжелы. До сих пор помню, как в Томске меня даже на порог храма не пустили.

 

— К сожалению, это типичное явление для старообрядцев, независимо от регионов или масштабов прихода. Когда-то я сам, будучи мирянином, на себе испытал такой негатив со стороны служащих храма, когда во время командировки в Москву зашел помолиться в старообрядческий храм. Оказывается, на полиэтиленовом пакете, который я нес в руках, была реклама импортных сигарет. Я и не заметил этого, а вот ревнители сразу обратили внимание и предъявили мне претензии, причем в довольно грубой и недоброжелательной форме. Строгость, конечно, должна быть. Нужно и одеваться для храма соответственно, и вести себя подобающим образом, но излишняя настороженность к чужим не способствует развитию интереса к старой вере. Здесь мы теряем, конечно. Но с такими проявлениями немирности мы боремся в меру сил.

 

— Ваше Высокопреосвященство! Вопрос веры — это, в конечном счете, вопрос спасения. Сейчас по всей России идет возрождение православия, строятся храмы, открываются воскресные школы, где и взрослые и дети приобщаются к вере. Но, с точки зрения старообрядчества, все это от истинной веры очень далеко. Неужели все бесполезно, и у православных россиян нет возможности спастись?

 

— По христианскому учению, спастись может только тот, кто принадлежит к истинной Церкви. Немало людей считают, что они к такой Церкви принадлежат, и потому надеются на спасение. Спасутся ли они? Есть такое выражение: «У Бога обителей много». И если человек жил по заповедям, жил жертвенно, имел дерзновение на спасение, то остается надеяться, что Господь учтет это, и жизнь такого человека не будет напрасна.

 

— Насколько мне известно, храмы строятся и в старообрядческой Церкви. Как удается справляться на столь нелегком и дорогостоящем поприще?

 

— Большинство храмов, как в древности, так и сейчас, строят «всем миром». Каждый христианин стремится сделать свой посильный вклад — трудом, добрым советом, деньгами, материалами. За всех, кто принял участие в созидании храма, Церковь молится за каждым богослужением. С удовлетворением можно отметить, что и областная, и городская администрации Новосибирска с пониманием относятся к проблемам старообрядческой общины и помогают ей. Делают серьезные пожертвования и отдельные организации. Пользуясь случаем, хочется выразить всем благотворителям глубокую благодарность: «Спаси всех Христос!»

 

Справка: Митрополит Андриан, в миру Александр Геннадьевич Четвергов. Родился 14 февраля 1951 года в Казани. В 1974 году окончил Казанский авиационный институт. До служения в церкви работал инженером-конструктором в оборонной промышленности. 17 октября 1999 года рукоположен в сан дьякона, 14 мая 2000 года — в сан священноиерея, в 2001 году принял монашество с именем Андриан, 29 апреля 2001 года рукоположен во епископа. Решением Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви в феврале 2004 года избран митрополитом Московским и всея Руси.

Категория: Интервью другим СМИ | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-15)
Просмотров: 1002

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz