- Владыка, сейчас многих волнует вопрос о соотношении вашей церковной политики с политикой митрополита Андриана. Продолжите ли Вы прежний курс?
- Преосвященнейший Андриан за тот небольшой срок, который он пробыл предстоятелем Церкви, сделал очень много. Поэтому первой своей целью сегодня я ставлю осмысление сделанного. Многое из начатого владыкой Андрианом, несомненно, будет продолжено.
Это в первую очередь касается политики открытости и проповеди. В наше непростое время, когда культ золотого тельца, пропаганда вседозволенности и низменных страстей становятся нормой жизни значительной части общества, Церковь не может быть в стороне. Слово Божие не должно скрываться за церковными дверями и произноситься только во время Богослужения. Оно должно быть донесено до людей, еще не слышавших евангельского благовестия, не знающих заповедей Христовых, не соприкоснувшихся с истинной верой и не причастных к наследию древней, Святой Руси.
Среди других направлений церковной деятельности, начатых митрополитом Андрианом, особое внимание должно быть уделено внутреннему укреплению Церкви. В ближайшее время предстоит подобрать кандидатуры епископов на вдовствующие кафедры, расширить процесс подготовки кадров церковно- и священнослужителей, уточнить местоположение и количество храмов, некогда принадлежащих старообрядческой Церкви. Значительное внимание будет уделяться духовному образованию и издательской деятельности.
- Что будет с командой митрополита Андриана? Окончательно ли сформирован круг людей, которые вместе с вами будут решать задачи церковного управления?
- Слово "команда" кажется не вполне церковным. Его уместнее употреблять в светском лексиконе, например, в политике или спорте. В церковной жизни мне хотелось бы видеть рядом с собой группу сподвижников, единомышленников. Думаю, что такие люди будут постепенно подбираться по таким критериям, как идейное согласие и духовное единомыслие. Я в свою очередь надеюсь, что этот процесс будет проходить без потрясений, и большинство людей, близких к митрополиту Андриану, продолжат свой труд на благо церковного преуспеяния.
- Владыка, вы недавно встречались с митрополитом Леонтием Белокриницким. Чему была посвящена встреча и каковы ваши впечатления от личного общения?
- Встреча с митрополитом Леонтием, которая прошла в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы города Черновцы, была нашим первым знакомством. Мне показалось, что владыка Леонтий достаточно глубокий и вдумчивый человек. Долгие годы иноческого послушания, проведенные в монастыре, несомненно, оказали серьезное влияние на личность митрополита. Заметно, что владыка хорошо знаком с древлеправославной иноческой традицией, другими благочестивыми обычаям христиан-старообрядцев.
В ходе недолгого общения мы сумели найти общий язык с митрополитом Леонтием. Хочется надеяться, что все проблемы между нашими Церквями будут разрешены в ближайшие годы. Уверен, что все наши христиане, как проживающие в России, так и в Румынии, и многих других странах мира, ощущают себя чадами единой, соборной и апостольской Церкви.
- Каковы перспективы развития отношений с другими старообрядческими согласиями, прежде всего с РДЦ?
- Мы сожалеем, что в среде староверов есть несогласия. Конечно, большинство из них обусловлено историческими причинами. В условиях жесточайших гонений XVIII-XIX веков христианам невозможно было собираться и вырабатывать на основе Священного Писания и Священного Предания общую позицию по вопросам бытия Церкви. В результате обособленные группы верующих были вынуждены приспосабливаться к жизни с учетом тех непростых условий, в которых они находились. На мой взгляд, именно это и обусловило разделения в староверии.
Продвижение вперед в межстарообрядческом диалоге стало появляться в конце XIX- начале XX века. Однако эти робкие, ростки сближения древлеправославных христиан были прерваны потрясениями Первой мировой войны, двух русских революций и семидесятилетним господством безбожного режима.
По Господнему благоволению сегодня ситуация совсем иная. Уже ничто внешнее не мешает староверам обсуждать насущные вопросы, в том числе и причины разделения. Конечно, никто не призывает вдруг объединиться в одну Церковь. Для начала достаточно выслушать друг друга, понять позицию собеседника, быть может, пересмотреть какие-то свои предубеждения.
Что касается Русской Древлеправославной Церкви, то хочется думать, что наши взаимоотношения с ней вступают в новую эпоху. Надеюсь на разрешение взаимных проблем и противоречий, на установление христианского взаимопонимания.
Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви, прошедший этой осенью, уделил большое внимание данному вопросу. Не скрою, большую радость среди христиан, присутствовавших на Соборе, вызвало сообщение о желании священноначалия и мирян Русской Древлеправославной Церкви освободить отношения между РДЦ и РПСЦ от исторических напластований и недоразумений. В постановлении Освященного Собора РПСЦ прямо говорится, что наша Церковь готова "приветствовать стремление Собора РДЦ к новому беспристрастному, объективному и непредвзятому исследованию канонической законности Белокриницкой иерархии с надеждой на положительный результат". Результатом соборного обсуждения стало создание специальной комиссии под руководством о. Алексея (Лопатина). В ее обязанность вошло налаживание контактов и диалога с РДЦ.
Что касается моей личной встречи с руководством РДЦ, то думаю, что она вполне возможна. Остается дождаться результатов деятельности комиссии.
- Каково ваше мнение о создании общестарообрядческой общественной организации?
- Как уже говорилось выше, ныне настало благоприятное время для диалога между старообрядцами всех согласий. Кроме общей истории, у нас много общих проблем и общих задач сегодняшнего дня. Как предохранить храмы, моленные и дома христиан от хищения икон и церковной утвари? Какую позицию должно занять старообрядчество по вопросам возврата церковной собственности? Что сделать, чтобы возродить угасающий интерес христиан к книге? Каким образом помогать научным организациям в исследовании темы Старой Веры? Какие издательские и просветительские дела можно делать совместно? Могут ли старообрядцы выработать общее публичное мнение по насущным проблемам общества: нищете, распространении наркомании, азартным играм и пропаганде содомского греха?
Эти и многие другие вопросы могут обсуждаться или в рамках некой общестарообрядческой организации или даже проще - на периодической общестарообрядческой конференции, которую можно проводить на нейтральной территории.
Опубликовано в газете "Старообрядец", 2006, № 35
|