Портал-Credo.Ru: Расскажите о Вашем духовном пути. Как Вы пришли к церковному служению?
Митрополит Корнилий: Мой духовный путь начался в обычной семье старообрядцев, так что веру выбирать мне не пришлось. Рождение в семье древлеправославных христиан, крещение в Старообрядческой Церкви определили мои духовные устои.
Уже в относительно зрелом возрасте я пришел к мысли, что наиболее узкий, иноческий, тернистый путь – это путь следования Святым Отцам. В иноческом подвиге я и предполагал провести всю жизнь, однако Господь распорядился иначе…
Владыка Алимпий поставил меня в священнодиакона, так я стал служить в Церкви. Уже потом, в 2003-м, Освященный Собор выдвинул меня кандидатом во епископы и Владыка Андриян в сослужении владык Германа и Силуяна поставили меня во епископа Казанского и Вятского. Ну, а там уж сами знаете – владыка Андриян скончался. И выбор соборян пал на меня. Вот, собственно, и все. Остальное можете прочитать в моей биографии, а иноку негоже много о себе рассказывать.
- Как Вы оцениваете работу комиссии РПЦ МП по взаимодействию со старообрядчеством? Есть ли подобная комиссия и в Вашей Церкви?
- На сегодня мне трудно оценить работу этой комиссии РПЦ МП, т.к. пока мы не видели документов о ее деятельности и, следовательно, не было у нас возможности познакомиться с результатами ее трудов и плодами ее работы. В нашей Церкви также недавно создана комиссия по взаимодействию с новообрядчеством, проведено уже первое заседание.
- Каковы цели взаимодействия с новообрядцами?
- Недавно у нас состоялась встреча с председателем ОВЦС МП митрополитом Кириллом. На ней мы вели разговор о наших усилиях с целью помочь обрести русским людям утраченные духовные ценности: любовь к родной земле, сохранение культурного наследия России, борьба с нравственными пороками. Во время обсуждения этих вопросов у нас не было существенных разногласий.
Однако, вопросы веры, вопросы духовные мы не обсуждали. Конечно, важен вопрос изменения в духе, в уме - перемена ума – я говорил об этом на Всемирном русском соборе – то есть, перемены самого строя мысли. Будет ли покаянное возвращение к древнерусскому духу? На этот вопрос должны дать ответ сами новообрядцы…
- Совпадает ли ваша точка зрения на диалог с точкой зрения другой стороны?
- Ну, о полном совпадении речь не идет, конечно. Различие видения этих целей и должно, вообще говоря, проявиться во время диалога. Это совершенно нормальная вещь – различные точки зрения на духовные вопросы, разное видение догматических и канонических проблем.
Хотелось бы, конечно, чтобы такой диалог не был бы дипломатической формальностью и способствовал лучшему пониманию друг друга. Надо, прежде всего, стремиться к доверию и открытости, избегать оскорблений и взаимных обвинений.
- Как вы относитесь к экуменизму, межконфессиональной открытости? Есть ли в экуменизме опасность, ересь? Надо ли православному христианину-старообрядцу отрекаться от экуменизма?
- "Экуменизм", как внешнее, административное объединение Церквей, без полного и совершенного единства веры, в формальном духе, безусловно, есть ересь.
Но иногда под слово "экуменизм" подводят любой диалог, в котором есть необходимость свидетельствовать об истинной вере Христовой. Такой диалог – не предательство веры, не отказ от нее, а свидетельство о ней. В таком диалоге стороны не молятся вместе, не делают совместных догматических заявлений. Он должен вестись по завету Христову – "и будет едино стадо и един пастырь".
В ответ на Ваш вопрос скажу: при присоединении к старообрядчеству из других конфессий надо отрекаться от еретических взглядов.
- На каких принципах должно, на Ваш взгляд, происходить возвращение храмов старообрядческой Церкви?
- На мой взгляд, было бы справедливо придерживаться следующих принципов: здания храмов, построенные в послераскольное время, должны принадлежать их наследникам по вероисповеданию.
А вот церковные здания, построенные в дораскольный период, – другое дело. На них могут претендовать в равной степени обе конфессии, исходя из справедливости.
- Недавно архиереи РПСЦ обратились с посланием к Русской Древлеправославной Церкви, известной также как "беглопоповская" и "новозыбковская". Получен ли ответ на это послание?
- Пока ответа на наше послание мы не получили, но совместная работа продолжается, идет межцерковный диалог. С точки зрения догматики у нас нет никаких различий. Речь идет о снятии исторических недоумений и ряда канонических вопросов. Этот диалог, сближение, позволит укрепить позицию старообрядческой Церкви в гражданском обществе – ведь видя взаимные претензии и вражду различных старообрядческих согласий, люди менее склонны доверять нам.
- Ведет ли РПСЦ диалог с другими старообрядческими поповскими согласиями - Курской иерархией и Иверской Церковью?
- Такой диалог ведется, но о результатах его говорить еще рано. Этот процесс мы готовы продолжать, не форсируя при этом событий.
- Какова ситуация с иночеством в РПСЦ?
- К сожалению, в нашей Церкви иночество на сегодня крайне малочисленно, так что о нем, как о явлении, трудно говорить. Это произошло в основном в результате оскудения веры в годы атеистических гонений в советский период.
Сейчас все же идет медленное восстановление этой важнейшей благочестивой традиции в нашей Церкви.
Конечно, сейчас в епископы часто ставятся вдовые священники. Надо все же помнить, что по канонам церковным иноки или вдовые священники, принявшие иночество, поставляются во епископы только при наличии соответствующих достоинств.
- Поддерживаете ли Вы возникшее в последнее время в старообрядчестве движение за восстановление древней практики частого причащения мирян? Ныне в древлеправославии преобладает сложившаяся к середине XVII века практика редкого (от одного до четырех раз в год) причащения после длительной и сложной подготовки...
- Церковные каноны не ограничивают частоту причащения, она зависит от духовного состояния конкретного христианина, засвидетельствованного мнением его духовного отца. Прошедший Совет Митрополии подтвердил необходимость регулярного и возможно более частого причащения в согласии с учением Святых Отец и духовной жизнью каждого христианина.
- Как Вы смотрите на мнение о "равночестности" старого и нового обряда, принятое, в частности, Поместным Собором РПЦ МП 1971 г.?
- Мы вообще не рассматриваем церковные таинства и священнодействия как "обряды". Поэтому нам бы хотелось говорить не о старых и новых "обрядах", а об истинных, установленных канонами Православной Церкви и святыми Отцами.
Беседовали Алексей Муравьев и Александр Солдатов,
для "Портала-Credo.Ru"
|