- Доброго здоровия, Сергей! Как зародилось Ваше движение?
- С 2000 г. мы в Киеве собрали съезд старообрядцев, и это дело всех заинтересовало. Ото всех общин съехались и решили создать всеукраинское национально-культурное общество. Как бы для сотрудничества с властями. Не везде у Церкви с властями есть контакт. Кроме того, Церковь для многих – это сугубо личное, они думают – зачем лишний раз с властями Церковь должна работать?
Съезд был собран по благословению владыки Саватия, и на нем решили, что будет такое национально-культурное общество. Была избрана инициативная группа, меня выбрали… инициатором, так как я действительно инициировал съезд этот. И вот мы к 2004 г. планировали уже выйти на уровень всеукраинского общества. Но чтобы создать всеукраинское движение, нужно, чтобы в большинстве областей были филиалы. А это еще не везде есть. И мы пошли пока таким путем, чтобы для начала создать и укрепить такой центр в Киеве.
В вот, в 2004 мы учредили Киевское национально-культурное общество старообрядцев-липован. В названии тоже пришлось, конечно, пойти на уступки властям: назваться «старообрядцы-липоване», потому что какие-то «русские старообрядцы» - такое название на Украине не приветствуется. И мы пошли другим путем, потому что самое главное – это решать вопросы, делать дело, так как за нами там закреплено в приницпе это название. В некоторых областях нас называют липованами, то есть мы согласились на это название «старообрядцев-липован».
Устав сами нашли – в старообрядческом журнале «Церковь» за 1914 г. опубликован «устав старообрядческого культурно-просветительского общества». Придумывать ничего не стали – старообрядцы любят все старое, проверенное. Девяносто лет спустя мы зарегистрировали вослед том наше общество. Те же цели. Это как знак Божий.
- И что же было дальше?
- В 2004 году мы провели международную конференцию, было много участников, представители четырех стран: Украины, России, Белоруссии и Молдавии. Только с нашей стороны съехались представители двадцати общин, были безпоповцы-поморы из Житомирской области. Мы создали общество и на конференции приняли резолюцию, что нам нужно как-то себя пропагандировать, то есть надо выходить к людям.
Знаменательно уже то, что на открытие конференции приехал председатель национального комитета Украины Москаль Геннадий Геннадьевич, а он даже не ко всем национальностям приезжает. То есть власти заинтересовались и даже выделили нам деньги на проведение конференции. То есть национальный комитет Украины. Да и киевские власти тоже нас поддержали.
- А какова цель и программа общества?
- Цель какая? Сплотить на национально-культурном поле, объединить старообрядцев в национально-культурном вопросе, пусть мы молимся пока не вместе – поморы у себя, там у них церковь, мы, белокриницкие – у себя, но в национально-культурном вопросе мы можем объединиться. У нас очень много общего, и нам нужно искать пути совместной работы, консолидации. Вот в этом – первая цель нашего общества. Оно ведь не конфессиональное, а национально-культурное.
- Как проходит работа общества?
- Ну вы знаете, у нас в Киеве, ситуация в общем-то тяжелая, о старообрядцах практически не знают. Почему-то сложилось мнение, что старообрядцы живут только в Сибири, в лесу, в тайге. А липоване, Измаильская область – это ж далеко, и в Киеве про них практически ничего не знают. Когда Г. Москаль к нам приезжал, он сказал: «Я этот вопрос приветствую, это хорошо, что старообрядцы включаются в национально-культурную жизнь, потому что властью национально-культурные проекты поддерживаются».
- А не рассматривают ли власти старообрядцев как особо связанных с Россией, "агентов Москвы"?
- Те кто знает что-то о старообрядцах, как правило, знает, что мы – коренные русские, «русские из русских», которые сохраняли традицию. Но им это интересно, потому что мы идем в строго национально-культурном русле и не лезем в политику. Так что власти даже больше с нами стали сотрудничать.
Я даже так скажу: к нам приезжала делегация из Бурятии, председатель Верховного Совета Бурятии – а это же старообрядческий край, так самое крупное компактное поселение старообрядцев – и они нам подарили костюмы строобрядческие. Мы там нашили, наши мастера, таких костюмов по образцам, и так оказалось, что в русских обществах у них даже костюмов нету русских. Их власти приглашают на какое-то мероприятие, татар, армян, немцев приглашают, и нас, русских приглашают. Мы приходим в своей национальной одежде, а у тех даже не в чем прийти – все безличное магазинное. Какие они русские? Что у них русского осталось-то?
- А есть ли среди христиан-старообрядцев коренные украинцы?
- Да, вы знаете, сейчас много уже чистых украинцев. И не только через браки. К нам часто идут украинцы без всякого старообрядческого прошлого. Да и смешанных браков очень много. Это же наследие старых режимов – стерлась грань, и уже все раздроблено. Нету цельного народного ядра, все размыто.
На всей Украине сейчас пока пятьдесят три наших, «белокриницких» общины по статистике. Ну там плюс-минус одна-две. Расхождения небольшие всегда бывают – там что-то слилось, а там наоборот – возникло. Порядка пяти общин братьев-поповцев, ну «новозыбковских». И еще сорок пять общин поморских. Это много. То есть, у нас получается более ста общин старообрядческих. С поморцами у нас строятся самые сейчас добрые отношения. У нас газета вышла, в ней мы печатаем материалы ими написанные. Они участвовали в конференции, к нам Алексей Безгодов приезжал – полная солидарность была. Потому что мы к ним не лезем, а они – к нам. Договорились поддерживать совместные мероприятия национально-культурного плана.
И вот в Бердичеве тоже создалось национально-культурное общество. И это в Житомирской области, где в основном – безпоповцы, десять общин, а у нас там одна маленькая община. То есть это дело им тоже подходит и есть у нас определенные контакты.
- А как теперь строятся отношения с новой властью?
- Власть поменялась и надо сейчас заново налаживать контакты. Но власть и та, и это даже меньше сотрудничает с Российским движением и остальными четырьмя всеукраинскими русским организациями, чем с нами. Потому что они – более политизированные, хотя у них задачи вроде бы культурные, но они пытались решать политические вопросы. Все лезут в политику, а мы – как записано, «национально-культурное» только этими вопросами и занимаемся.
Но главная проблема – у нас некому работать с властями. Никто с ними не работает систематически. И то, что мы в таком положении находимся – в основном вина самих старообрядцев. Я это серьезно заявляю. Вот у нас сейчас много проектов – и некому заниматься. Власти открыты – пожалуйста, приходите, разговаривайте, работайте, но некому работать. В активе общества порядка сорока человек, но работают всего трое. Остальные поддерживают так, разово что ли. А так, чтобы постоянно трудиться и работать – нет… Может, это за годы советской власти или еще как, основной генофонд старообрядчества уничтожен, это тоже нужно анализировать, почему так сложилось. Но наши общины практически сторонятся контактов с властями, с ними не работают. А со стороны властей – полная открытость.
Например, сейчас мы готовим праздник, посвященный дню победы в Великой Отечественной войне. Мы проводим его исключительно на национально-культурном уровне без всяких политических аспектов. И вот эти пять обществ российских, имеющих статус «всеукраинских» - с ними власти не захотели сотрудничать. А с новой властью – я у них был, мы разговаривали – у нас все нормально. Они пообещали, что будут с нами сотрудничать. Более того – они нам сказали: давайте, подавайте сметы на финансирование. Для нас сейчас главное- наладить регулярный выпуск газеты. Чтобы она была цветная, еженедельная в четыре полосы. И вот я разговаривал в национальном комитете с начальником управления. Она сказала: «Подавайте смету, будем рассматривать». То есть наша газета будет финансироваться из госбюджета. Это было бы очень большое достижение. И глава комитета обещала, что будет у нас на 9 мая, будем с ней дальнейшие планы обсуждать, поздравлять наших ветеранов. То есть с властями надо работать, надо им нас знать, и тогда они не будут нас бояться. Я помню, когда мы только пришли в национальный комитет – от нас там шарахались. А теперь мы два года поработали, себя показали. Они увидели, что мы – такие же люди, наоборот – более порядочные, более серьезные, и они идут к нам навстречу.
- А не влияют ли никонианские согласия на ваши отношения с властями?
- Кстати, должен сказать, что на фоне постоянных распрей новообрядных согласий между собой мы выглядим очень мирно. У нас поповцев – два направления и безпоповцев – два. И все мирно живут. А у никониан там такое творится! У них сколько сект и согласий! Это конечно полный беспредел – про них уже нужно писать, что там творится. Таи и «автокефальная», и филаретовцы, и Московский патриархат никонианский, и «катакомбная», и зарубежная и Греко-католики…. Это только которые я знаю, у них там вдвое больше. На Украине нет доминирующей какой-то Церкви,, никто не вылезает. Все практически находятся в равных условиях. Единственно московские и киевские патриархаты – они многочисленные и вхожи в разные кабинеты. А нас пассивность подводит. Если бы мы работали – и у нас все было бы.
Мы стараемся, что можем делаем – вот сейчас газету сделали, сайт в Интернете. Когда мы получим всеукраинский статус – сможем выходить на президента.
- А что мешает деятельности старообрядческого движения?
- Ну, активность, я говорил, малая. Хотя не только в Киеве, в областях у наших християн тоже интерес есть, недавно был в Кивине, в Старой Некрасовке – там отец Никола, очень стараются, но надо еще больше работать.
Сейчас для старообрядчества уникальный шанс. Являясь носителями русской культуры, но не будучи связаны современным российской политическим сознанием, мы могли бы очень многое сделать. Но беда в том, что старообрядчество само очень пассивное. Надо объединять людей. Что может их объединить? Общие дела, общие радости, общие печали. Просто так объединить не выйдет, а вот общие встречи, конференции – это работает.
Есть еще одна проблема, конечно. Смотрите – на пятьдесят две общины у нас только двадцать два священника. И при этом есть с их стороны такое… не очень сочувственное к нашему делу отношению. То есть наше же священство старообрядческое находится к нам в какой-то… скрытой оппозиции. Потому что в открытую – что они могут сказать? Мы же свои. Стоят они в скрытом таком противодействии. Было даже такое неприятие нашего общества. Тут у нас борьба идет, а не то что с властями! Нет бы объединиться с нами и работать – так нет. Мы сами в себе ничего не можем пока решить! Владыка Саватий вот нас очень поддерживает, без него было бы очень трудно. Владыка даже письмо попам разослал – чтобы нас поддержали. Но полная тишина в ответ. Вот это основной вопрос сейчас получается. Нет поддержки от священства, нет вообще никакого контакта.
Я уже говорил про устав 1914 г. – вот наш путь, мы на верном пути. И если будут наши старообрядцы – не только на Украине, а и в России – более активными, более горящими духом, чем мы сейчас, то этот путь приведет нас к великим делам. Власти ждут – приходите, будем работать. Потому что им не с кем работать получается. К ним идут люди с политикой в голове, даже криминальные. И видя это, они больше идут на контакт с нами. Но я говорю: для нас старообрядцев на Украине сейчас самая выгодная ситуация!
- Спаси Христос! Бог в помощь!
Портал «Правда Старой веры» -http://www.starovery.ru/pravda/nzd.php?cid=81
|