Книжница Самарского староверия Четверг, 2021-Окт-21, 23:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью другим СМИ

Интервью управляющего делами Московской митрополии РПСЦ, настоятеля Покровского храма г.Ржева протоиерея Евгения Чунина журналу "Караван + Я

- О. Евгений, Вы принимали участие во всемирном саммите религиозных лидеров. Как Вы полагаете, нужны ли подобные мероприятия и какие вопросы на них должны обсуждаться?

- Высокопреосвященнейший Корнилий, старообрядческий митрополит Московский и всея Руси, поручил мне участвовать в прошедшем саммите в качестве наблюдателя от Русской Православной старообрядческой Церкви. Этот международный форум прошел с 3 по 5 июля в Москве, в Президент-Отеле - гостиничном комплексе администрации президента России.

За пару дней до открытия саммита на пресс-конференции мне пришлось отвечать на вопрос, что старообрядцы ожидают от предстоящего саммита. Тогда я сказал: "Наше самое главное ожидание - чтобы удалось найти больше взаимопонимания в вопросах уважения религиозных ценностей, в которых взгляды представителей различных религиозных систем и течений могут расходиться. Если будут выработаны общие методы подхода к защите традиционных ценностей каждой конфессии так, чтобы никто из ее представителей не чувствовал себя ущемленным, - это было бы самым дорогим, самым важным, на что мы надеемся, если говорить о возможных итогах предстоящего саммита".

Действительно, вспоминая драматичную историю старообрядчества, которое было два с половиной века гонимо в родной стране от своих же собратьев-христиан и именно за религиозные убеждения - за верность многовековой русской религиозной традиции, можно понять, насколько прочувствована старообрядцами реальная свобода совести, свобода исповедания веры. Но приверженцы древлего благочестия, будучи несправедливо и столь жестоко преследуемы, всегда оставались законопослушными гражданами своего государства и патриотами своей Родины, которая в те времена была к ним вовсе немилосердна. Следуя призыву Спасителя "благословляйте ненавидящих вас", староверы всегда стремились избежать силового сопротивления и предпочитали либо терпеть лишения, преследования и страдания за свои убеждения, либо бежать на край света - туда, где не достигнет рука гонителей.

Но сегодня старообрядческая тактика "сопротивления злу ненасилием", надо сказать, далеко не типична и мало кому близка. Сегодня на религиозные (как и на политические) притеснения стало принято отвечать террором и экстремизмом... Это страшно и это может стать глобальным мировым бедствием. Но путь к предотвращению (или ослаблению) этой опасности, по нашему пониманию, в воспитании терпимости и уважения к людям с другими взглядами (даже если кто-то считает эти взгляды неправильными). Иного пути нет.

- Вы рассказали об ожиданиях. Но саммит уже завершился; в какой мере он оправдал ваши надежды?

- Впечатление от состоявшегося форума неоднозначное. С одной стороны, такие встречи необходимы, но по нашему пониманию более уместно их проводить под эгидой государства. Это, по крайней мере, будет более понятно с церковно-канонической точки зрения. Хотя в задачи саммита не входило обсуждение богословских вопросов, проблемы сближения церквей или идеи создания единой религии - всего того, что связано с понятием "экуменизм" и не было попыток устроения совместных молебствий, однако важно понимать: сами подобные контакты только тогда смогут принести реальный позитивный результат, когда торжественно-декларативный тон их итоговых документов сменится искренним, неподдельным вниманием к взглядам КАЖДОГО участника подобных встреч - без деления оных на "основных" и "прочих".

Отрадно, что в последнее время в политической и деловой жизни нашего государства встречаются примеры не-заорганизованных, конкретно-деловых, направленных на достижение результата процессов, позволяющих находить нестандартные решения существующих проблем. Надо стремиться шире внедрять практику открытости и в решение проблем религиозного плана.

- Какие изменения наблюдаются в Российском конфессиональном пространстве в последние годы?

- Продолжают развиваться уже знакомые тенденции. Нас тревожит то, что становится все больше фактов отступления от буквы и духа государственного Закона о свободе вероисповеданий. Наиболее распространенная схема таких отступлений, когда одной из конфессий вручаются, по сути, экспертные или даже посреднические функции в отношениях государства с другими конфессиями. С одной стороны, такой феномен объясним с точки зрения интересов как самой этой конфессии (которая в этом случае приобретает своеобразную исключительность), так и региональных госорганов (которые избавляются от лишней головной боли). С другой - надо понимать, что такой "эксперт" и "посредник" по определению не может быть вполне объективен, и важнейшее достижение современной Российской демократии - гарантированное законом равенство всех религиозных организаций перед государством - де-факто оказывается ослабленным, его подменяет принцип двойных стандартов...

Другая очевидная тенденция - стремление наиболее распространенной в каждом отдельном регионе конфессии к усилению своего влияния на органы местного самоуправления. В некоторых регионах это уже привело к установлению столь тесного взаимодействия духовных и светских руководителей, что со стороны может показаться, будто духовные лица уже являются штатными сотрудниками местной администрации. В других субъектах федерации продолжается скрытая борьба за влияние, но органы государственной власти стремятся сохранить свое собственное лицо.

Подобный феномен чем-то напоминает известную практику государственно-церковных отношений в синодальный период русской истории.

Но с какой бы стороны мы ни оценивали эту тенденцию, важно понимать, что она неминуемо ведет к перекосу в сфере государственно-конфессиональных отношений, к нарушению равновесия, и это в любом случае плохо. Плохо прежде всего для самой той конфессии, которая претендует на исключительность, потому что получение неоправданных полномочий зачастую развращает духовный климат и может способствовать внутреннему загниванию. Плохо и для остальных конфессий, потому что такое одностороннее посредничество зачастую создает препятствия на пути нормального разрешения вопросов в государственных органах и поэтому воспринимается как религиозная дискриминация, что чревато возникновением напряжений.

Тем не менее, значительное число государственных чиновников высокого ранга (причем зачастую сами - верующие люди!) осознают опасность чрезмерного единения государственных органов и церковных структур какой-то одной (пусть даже самой многочисленной) конфессии. Поэтому я не считаю, что сегодня феномен господствующей церкви может возродиться в качестве, близком к синодальному периоду истории. Но надо сделать все для того, чтобы свобода вероисповедания в нашем государстве осталась реальной категорией, а конфессиональное пространство современной России было максимально справедливым и свободным.

Опубликовано на Тверском городском портале eTver.Ru

http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=21961

Категория: Интервью другим СМИ | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-11)
Просмотров: 611

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2021Бесплатный хостинг uCoz