- Владыко святый, сегодня много говорят о таком явлении как экуменизм. Эта тема широко обсуждается как в современном обществе, так и в среде христиан. Часто высказываются самые разные, порой противоречащие друг другу мнения. Каким, по вашему мнению, образом должно быть выработано мнение об экуменизме в Русской Православной Старообрядческой Церкви?
-Действительно, тема экуменизма и экуменического движения сегодня часто затрагивается в церковной жизни. Широко представлены и мнения, касающиеся этого вопроса.
С одной стороны, находятся люди, называющие экуменизмом любую внешнюю активность. Для таковых и проповедь слова Божия вне храма, и контакты с представителями других конфессий, и даже отстаивание интересов Церкви во внешнем, светском обществе являются экуменизмом.
С другой стороны, высказывается противоположное мнение. Говорят, что в современном обществе уже нет ясной границы Церкви. Что строй богослужения и церковные традиции являются разновидностями культуры.
Крайние экуменисты полагают возможным считать разные вероисповедания спасительными. Отвергают необходимость сохранения церковных традиций и отеческого предания.
Полагаю, что и первая точка зрения, и вторая являются крайностями. В первом случае Церковь лишается возможности проповедовать учение Христа среди жаждущих познать истину и получить духовное исцеление. Во втором случае, теряется само понятие Церкви как общества христиан, исповедающих правую веру, православие. Размываются традиции, теряются критерии нравственности.
Полагаю, что суждение по этому вопросу будет предложено разработать церковным комиссиям, а затем вынесено на Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Сегодня в Русской Православной Старообрядческой Церкви действуют несколько комиссий, в рамках которых может быть рассмотрен этот вопрос. Это Комиссия по проблемам глобализации, Каноническая комиссия, Комиссия по подготовке современной редакции чиноприема от инославных конфессий.
- Владыка, на днях в Москве проходил саммит (собрание) лидеров религиозных объединений. Вы лично принимал участие во Всемирном Русском Соборе, других мероприятиях с участием представителей иных конфессий. Как вы считаете, в каких направлениях возможно сотрудничество Русской Православной Старообрядческой Церкви с другими вероисповеданиями?
- Сотрудничество с другими конфессиями возможно в гуманитарных, общественных и социальных вопросах. Это, например, борьба с наркоманией, пьянством, табакокурением, азартными играми. Еще одной проблемой является пропаганда в средствах массовой информации потребительского образам жизни, низменных пороков. Старообрядческую Церковь волнует и демографический вопрос. Сокращение населения России - одна из острых современных проблем нашего Отечества.
Сегодня все чаще говорят о национальной и религиозной нетерпимости. Полагаю, что эти проблемы также должны быть предметом обсуждения между конфессиями. Здесь не может быть двойных стандартов. Законное равноправие в возможностях церковной деятельности должны быть основой отношений между конфессиями.
Остается добавить, что в вопросе религиозного диалога важно держаться “царского пути”. С одной стороны, нельзя впадать в полное безразличие к религиозным вопросам, граничащее с потерей Веры. В обществе допустимы дискуссии между конфессиями на академической, богословской и исторической почве. С другой стороны, нельзя допускать, чтобы эти дискуссии превращались в конфликты, и уж тем более звучали призывы к составлению “списков врагов”.
Должен быть уважительный диалог, нормальные добрососедские отношения, отсутствие конфликтов с представителями иных конфессий.
- Жители нашей страны наблюдают, как больших и малых городах, деревнях и селах верующим возвращаются храмы. Самые разные религиозные объединения получают земельные участки, возводят церкви, часовни и молельные дома. Вместе с тем, вопросы с возвращением старообрядческих храмов и предоставления земельных участков решаются крайне медленно. Каковы, по-вашему, причины этого явления?
- Медлительность в передаче храмов и выделения земельных участков нельзя обусловить какой-то одной причиной. Надо признать, что, отчасти, вина в этом лежит на недостаточной активности самих христиан-старообрядцев.
Чтобы добиться возвращения храма или получить земельный участок нужно активно работать с местными властями, административными органами, средствами массовой информации, населением. Современному потерявшему свои корни обществу нужно объяснять, что такое Старая Вера, рассказывать о древлецерковных традициях.
К сожалению, у нас часто христиане замыкаются в своем кругу. Ждут, пока кто-то выделит им участок земли, добьется для них возвращения храма, пришлет священника. Есть случаи, где местные власти и готовы помочь христианам, но те, уже став “теплохладными” ничего не предпринимают для возрождения духовной жизни, строительства храма или регистрации общины. Таким христианам хочу напомнить слова апостола: “Вера без дел мертва”.
В ряде случаев, в тех населенных пунктах, где находятся бывшие старообрядческие храмы, уже не осталось старообрядцев. Поэтому сами храмы там пока брать некому.
Есть и отрадные случаи, когда государственные и муниципальные власти идут навстречу Церкви и восстанавливают историческую справедливость. Это, в частности, касается решений властей столицы относительно архитектурно-исторического ансамбля Рогожская слобода.
Со своей стороны хочу заверить, что Московская Митрополия будет предпринимать все усилия по возвращению старообрядческих храмов и других святынь Церкви.
- В некоторых печатных СМИ таких как газеты “Русский Вестник”, “Русь Православная” и других в последнее время нередки появляются сомнительные и даже клеветнические материалы, посвященные истории церковного раскола и староверия. Как христианам-старообрядцам следует относиться к подобным публикациям?
- Я полагаю, что такими публикациями трудно поколебать веру древлеправославных христиан. Ибо она держится не на домыслах публицистов, а на Священном Писании и Священном Предании. Факты, публикуемые в этих изданиях, давно опровергнуты и самими старобрядцами, и светскими учеными. К сожалению, недобросовестные публицисты игнорируют работы таких ученых авторов, как Зеньковский, Каптерев, Дмитриевский. Поэтому в прессе вновь появляются мнения про никогда не существовавшего “Мартина еретика”, про исправление “по древним образцам” книг при патриархе Никоне, о мнимом “обрядоверии”, о “заговоре” старообрядцев против России. Появление подобных публикаций говорит не только о низком уровне самих авторов, но и о болезненной духовной тенденции в подобных изданиях. Вместо попыток переосмыслить непростую историю Отечества, найти внутренние причины ослабления христианской веры в России, эти газеты занимаются бесконечными поисками “тайных заговоров” и “врагов”.
Интересующимся историей Русской Церкви, и в частности, историей русского Староверия, я посоветовал бы приобретать научную литературу, подготовленную академическими издательствами, а также книги, изданные самими староверами. Сегодня в храмах Русской Православной Старообрядческой Церкви можно приобрести книги, посвященные церковной истории, вероучению и современному дню староверия.
|