Время накопления сил
- Год от года авторитет латвийского, и в особенности рижского, старообрядчества растет. Радостно, что Рижская Гребенщиковская старообрядческая община не позволяет общественности забыть о себе и регулярно по разным поводам проводит конференции и исторические чтения, напоминающие, что не хлебом единым жив человек. Расскажите, пожалуйста, подробнее о сегодняшнем дне вашей старообрядческой общины.
- Естественно, что для взора человека стороннего внутренняя работа религиозной общины малозаметна. Мы же, те, кто день ото дня ею занимается, можем с гордостью отметить, что духовная деятельность РГСО за последний год существенно возросла.
Сейчас у нас открыты две группы воскресных школ - одна для детей, другая для взрослых. Работа с детьми несколько проще: прививая ребятишкам с младых ногтей любовь к Богу, мы со временем получим глубоко верующих взрослых, которым не нужно объяснять азы христианского учения. Сложнее работать с теми взрослыми, чья молодость пришлась на атеистический период. Для них мы преподаем церковнославянский язык, ведь верующему человеку нужно не просто стоять на службе, не понимая смысла происходящего, а участвовать в ней, вникая в суть богослужения.
Староверы идут в школу
- Это и в самом деле непросто, хоть за парту садись! Изучение церковнославянского языка дело кропотливое и многотрудное, требует серьезного, едва ли не университетского подхода...
- Да вы как в воду глядите! В ближайшее время мы запланировали открытие на базе нашей общины старообрядческого духовного училища. Об этом мы думали уже давно. И вот на сегодняшний день мы имеем проект, который устраивает всех - и латвийское государство, и попечительский совет училища, состоящий из духовных наставников и активных мирян, и староверов, будущих учеников, которым только предстоит сесть за парты новой духовной школы. К слову, мы уже отремонтировали прекрасный блок помещений для училища и освятили учебные комнаты.
Планируется, что в перспективе училище даст нам образованных духовных наставников и причт (певчих), в которых остро нуждаются старообрядческие общины Латвии. Училище смогут посещать вольнослушатели, то есть те, кто просто желает повысить образовательный уровень. И если все наши планы будут удачно реализованы, то латвийское училище станет единственным в мире учебным заведением старообрядцев беспоповского согласия.
А преподавательский состав обещает быть весьма достойным: мы рассчитываем приглашать на работу не только местных университетских преподавателей, но и зарубежных. Уже ведутся переговоры с профессором Шаховым и о. Владимиром Шамариным из Санкт-Петербурга - оба они превосходные специалисты, разбирающиеся в истории и становлении древлеправославного благочестия.
- Когда-то при РГСО уже существовало духовное училище. Вы собираетесь в точности восстановить его?
- Да, такое училище было, я сам его оканчивал. Но время идет вперед, образование требует нового подхода, поэтому, восстанавливая старые традиции, мы, конечно же, вносим и современные коррективы. Прежде всего, программа обещает быть весьма обширной, и в ее основу заложены новые гибкие принципы формирования образовательных программ. Так, у нас будет ряд общеобразовательных, обязательных для всех предметов - это изучение Ветхого и Нового Заветов, латышский язык.
Будут предусмотрены предметы по специализации. К примеру, если учащийся рассчитывает в дальнейшем служить в причте, то больший упор нужно делать на основы богослужения, пение, устав службы. Те, кто планирует трудиться при храме, обеспечивая хозяйственную деятельность общины, должны знать основы общинного общежительства, латвийские законы, разбираться в экономических вопросах, им понадобятся право, управление, делопроизводство. Наконец, предполагается, что ряд предметов будет свободно выбирать учащийся. Это и логично: кого-то привлекает иконография, кому-то по душе изучение языков или даже информатика.
- Каким будет статус духовного училища в Латвийской Республике? Как его оценит государство?
- Мы внимательно изучили законодательство Латвийской Республики в области образования, посмотрели на опыт духовных училищ и семинарий других конфессий и определили, что мы можем для себя выбрать первый уровень профессионального образования под стать статусу колледжа. Это два - два с половиной года обучения, то есть порядка 80- 90 кредитных пунктов (кредит - это образовательная неделя), плюс самостоятельные занятия в нашей библиотеке и книжнице, и еще практика, то есть служба в причте или на каких-то хозяйственных должностях, а также аттестационные работы.
Хозяйство на службе у духовности
- Довольны ли вы тем, как сейчас решаются дела с хозяйственным обслуживанием общины? Все ли в порядке?
- У староверов принято решать хозяйственные вопросы сообща, и для этой цели регулярно собираются общие собрания членов общины, на которых выбирается совет общины. В совет общины у нас входят духовные наставники, а председатель назначается из мирян. Нынешний совет под руководством Устинова Василия Молофеевича работает уже год, и своей главной задачей он определил заботу о духовности. То есть что бы ни происходило в общине, какие бы работы ни велись, члены совета крепко помнят о намеченных ими же самими приоритетах.
Прихожане должны приходить в святой храм, убранный и отремонтированный, причт (певчие) и наставники - чувствовать себя тут удобно, иметь возможность спокойно совершать богослужения и требы. Обеспечить это - дело хозяйственников общины. Несколько лет община трудится над проектом благоустройства территории, на который мы получили поддержку от государства - более 20 тысяч латов. От древности и ветхости, оттого, что рядом, буквально под стенами общинной ограды, когда-то протекала Двина, накренились ворота и паломнический домик - их подправили. Дума и Латгальское предместье помогают нам в ремонте 360-метровой дороги вдоль храма - более полумиллиона латов тратится на эту работу.
Наш храм - это памятник, охраняемый государством, в нем ничего нельзя менять, даже самая, казалось бы, незначительная деталь должна быть сохранена в первозданном виде. Поэтому реставрационные работы у нас сложные и дорогостоящие. Мы уже начали ремонт лестницы со стороны колокольни, обшиваем ее мрамором, а впереди еще ремонтные работы молитвенного зала и реставрация икон. По самым скромным подсчетам, для этого нужно несколько миллионов латов, но так как сразу таких денег нет, остановились на политике мелких шагов: постепенно да понемногу с Божией помощью и молитвой все сделается. Лишь бы только не отвлекали и не мешали в работе.
- А что, разве кто-то мешает?
- Увы, да. С болью отмечаю, что не всем по духу наше староверское единство и сплоченность, находятся и такие, кого привлекают ссоры и склоки, и эти люди пытаются провоцировать их в староверской среде. В последнее время в этом деле особенно отличился Павел Максимов, депутат нынешнего Сейма, который причисляет сам себя к староверскому вероисповеданию. Собор нашей церкви в июле принял резолюцию, осуждающую действия Павла Максимова как сеющие рознь и нестроения среди староверов. На поверку выходит, что Гребенщиковская община не вмешивается в политику, но политики вмешиваются в нашу внутреннюю жизнь! Наверное, перед выборами это особенно актуально... Но ведь кто идет против церкви, тот идет против Бога - вот чего не стоит забывать.
Помочь ближнему
- Существует расхожее убеждение, что Рижская Гребенщиковская старообрядческая община - самая богатая из религиозных общин страны. Так ли это?
- Есть такой миф. Но ведь наши богатства - в землях, да еще в храмовом иконостасе. Земли, завещанные предками, распродавать не будем, ведь они приносят доход, на который существует община, ремонтируется храм и ведется благотворительная деятельность.
Ведь РГСО оказывает огромную благотворительную помощь малоимущим (есть у нас специальная комиссия по благотворительности, я в ней председатель) нашим братьям по вере. Так, мы выделили средства для поддержки Екабпилсской, Лиепайской, Тискадской и других общин. И хотя можно было бы на весь мир кричать о безмерной дороговизне наших ремонтных работ и невозможности выделения средств на благотворительность, мы все-таки стараемся всегда помнить заповедь Христа о любви к ближнему. Суть этой любви заключается не в том, чтобы красиво говорить и много обещать, а в том, чтобы красиво и благородно поступать. А староверы своих в беде не бросают.
Опубликовано на Информационном портале Даугавпилс.lv
|