– Павел Григорьевич, что представляют собой русские староверы Эстонии сегодня?
– На сегодняшний день староверов Эстонии можно рассматривать как этноконфессиональную общность объединяемую не только общим вероисповеданием, но и диалектом, культурными традициями, родственными связями и компактным проживанием на определенной территории в течение длительного времени. Сегодня многие люди идентифицируют себя "староверами" только в связи с происхождением из старообрядческой среды.
Исторически сложившийся ареал проживания староверов на побережье Чудского озера, сохраняется до сих пор. Но наряду с ним есть две городские общины в Таллинне и Тарту, где прихожане в основном также выходцы из Причудья.
– Какова численность староверов?
– Общая численность староверской диаспоры Эстонии составляет около 15 000 человек. Еще раз напомню, что данная цифра подразумевает, как людей верующих, так и их потомков, которые также называют себя "староверами". Согласно последней республиканской переписи населения, где был вопрос о конфессиональной принадлежности, староверами себя определило 2 500 человек.
– Как можно охарактеризовать современное положение русских староверов в республике?
– Так как староверы являются коренным населением, то проблемы гражданства и всех вытекающих отсюда обстоятельств у нас нет. Кроме того, у нас есть как представители, так и руководители в органах местного самоуправления.
Определенные напряженность существует в вопросе образования на русском языке, в связи с готовящимся переходом преподавания ряда предметов на эстонский язык.
Более уместно обозначить проблемы экономические. Здесь и сокращение рыболовства в связи с установлением границы по Чудскому озеру, и утрата российского рынка для местной сельскохозяйственной продукции, и, наконец, общее сокращение производства в регионе.
– Насколько хорошо староверы интегрированы в эстонское общество?
– О степени интегрированности в эстонское общество сказать что-либо сложно. По своей сути процессы интеграции произошли, наверное, лет 250 тому назад. На сегодняшний день, эстонское общество – это соседи, коллеги по работе, знакомые и прочее. Какой либо конфронтации нет, как и не было раньше. На мой взгляд, такое же отношение и у эстонского населения к староверам. Наверное, в качестве примера можно привести такое определение, как "наши русские", которое часто используется в эстонских СМИ.
– Изменилось ли положение русского религиозного меньшинства с вхождением Эстонии в Евросоюз?
– При референдуме о вхождении Эстонии в ЕС, большинство жителей Причудья проголосовало "против". Основной причиной этого было введение различных европейских норм и требований в области производства, торговли и остальных сфер трудовой деятельности населения, накануне проводимого референдума.
После вхождения в ЕС изменения произошли в области финансирования. Был запущен и воплощается ряд проектов по реставрации книг, икон, ремонта храмов. Наряду с этим, от русских организаций Эстонии только организация староверов была приглашена и является членом Европейского "Бюро языков национальных меньшинств в Эстонии (EBLUL)". На сегодняшний день, каких-либо негативных явлений для староверов от вхождения в ЕС, я не вижу.
– Как складываются отношения русских староверов и протестантов – доминирующей эстонской конфессией?
– Это простые соседские и уважительные отношения. Никакого вмешательства с их стороны, как и с нашей. Нас неоднократно приглашали войти в состав Совета Церквей Эстонии. На что мы всегда вежливо отказывались, в связи с экуменистической идеологией данной организации. К слову сказать, Православная Церковь Эстонии, как Московского, так и Константинопольского патриархатов входят в этот Совет.
– Что можно сказать об эстонском законодательстве в сфере религии?
– Законодательство крайне лояльное по отношению ко всем традиционным для Эстонии конфессиям.
– Благодарю за беседу!
Александр Трифонов
Портал РЕлигия и СМИ
|