- Отец Алексий, чем сейчас живет Древлеправославная Поморская церковь Латвии?
- Недавно мы пережили значимое событие: в Управлении по делам религий была зарегистрирована новая редакция устава ДПЦЛ, принятого на Соборе ДПЦЛ 25 июля 2006 года.
- Как вы оцениваете роль нового устава в дальнейшей организации церковной жизни?
- Новостроенский Собор 2006 года имеет, без преувеличения, эпохальное значение. Ведь к принятию нового устава мы шли долгих 11 лет. Существовало не менее семи черновых редакций устава, пока наконец на совместных заседаниях, проводимых в духе терпимости и взаимоуважения, была выработана такая редакция, которая устроила все договаривающиеся стороны.
Убежден, что новый устав укрепит фундамент ДПЦЛ, поднимет духовность, будет способствовать дальнейшему развитию церковного единства. Он послужит надежной юридической защитой ДПЦЛ от неприятных неожиданных обстоятельств.
Все старообрядческие общины Латвии, объединенные общим церковным уставом, должны почувствовать себя единым целым. В новой редакции устава взят курс на централизацию, но это является ответом на вызов сегодняшнего дня. В уставе особо оговорена ведущая роль духовного наставника в старообрядческой общине, повышены дисциплинарные требования к причетникам, а также повышено значение Духовной комиссии (ДК) ДПЦЛ.
Весьма важно, что теперь три места в Духовной комиссии из девяти постоянно будут закреплены за тремя крупнейшими старообрядческими общинами Латвии: Рижской Гребенщиковской, Резекненской Кладбищенской и Первой Даугавпилсской.
- Какие трудности переживает сейчас ДПЦЛ?
- В старообрядческих общинах продолжает происходить наглая и дерзкая кража старинных икон. Правда, некоторые находят, но над проблемой сохранности наших святынь и культурных ценностей еще предстоит много работать. И здесь нужна государственная поддержка. Ведь от кражи уникальных предметов седой старины страдает не только старообрядческая церковь, но и все культурное наследие Латвии.
Вторая трудность - вредительство конкретных людей, которые занимают высокое государственное положение. Взять, к примеру, депутата Сейма от Первой партии Павла Максимова. Сомневаюсь, имеет ли он какие-либо моральные принципы. Везде провозглашает себя старовером, а в Административном суде судится с Центральным советом ДПЦЛ за право иметь в церкви власть! Это то же самое, как если бы он судился со своей родной матерью из-за семейного наследства.
За неумение работать с людьми в христианской среде и христианскими методами Павел Максимов был снят с должности председателя Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО), а затем исключен из членов общины. В отместку он вывез из общины часть архивных документов, и теперь «изобличает» всех, кроме себя, конечно же, в якобы совершенных противозаконных деяниях. Он снова надеется сесть в кресло председателя Совета РГСО. А уж его высказывания в адрес ДПЦЛ наполнены цинизмом.
Целенаправленные антицерковные действия Павла Максимова не могут оставить равнодушными верующих, которые переживают за свою общину, за церковь. Они сознают, что люди, подобные ему, не могут быть в числе депутатов Сейма.
- Раз уж речь зашла о грядущих выборах в Сейм, то за кого будете голосовать вы, отец Алексий? Через нашу газету вы недавно пригласили староверов идти на выборы и голосовать по совести.
- Во-первых, я еще в вопросе голосования не определился. Во-вторых, когда определюсь, то этот мой выбор останется тайной. Церковнослужители не имеют права и не должны публично агитировать или отдавать свое предпочтение тем или иным кандидатам, поскольку этим предпочтением они явно незаслуженно обидят других кандидатов, что будет совершенно не по-христиански. А мой призыв к староверам идти на выборы остается в силе. И пусть каждый голосует по своей совести!
Вера Иваненко
Информационный портал Даугавпилс.lv
|