Летом этого года состоялась поездка в Поволжско-Уральский регион представителей Российского Совета ДПЦ под руководством духовного наставника Невской общины С.-Петербурга Владимира Шамарина. Об итогах поездки нашей газете рассказал сам Владимир Викторович во время своего визита в нижегородские поморские общества.
- Это была моя первая поездка на Вятку и Урал. Поводом послужило приглашение из общины Верхней Туры Свердловской области.
Наше путешествие началось с посещения Казани. Там мы осмотрели старый поморский храм, занятый ныне белокриницкой общиной. Сегодня группа поморцев собирается на дому. Пообщались с возможными попечителями строительства будущего храма, в том числе с представителями рода Казанцевых. Надеемся, что наш приезд дал какой-то толчок этому делу. Познакомились мы и с наставником казанских федосеевцев Александром Евгеньевичем Хрычевым, состоялся очень приятный разговор. Здесь, в Казани, поморцы четко осознают, что они с федосеевцами родные братья.
Далее на автомашине, предоставленной все теми же Казанцевыми, мы поехали на Вятку в город Уржум. Там мы поспели к панихиде и благодаря этому ознакомились с особенностями местного служения, напев здесь свой, с явными следами наонного пения. Поминальный обед строго регламентирован в отношении блюд и порядка их подачи.
В городе сохранились остатки большого поморского храма. Будем думать, что с ним делать, ибо на Вятке попечителей маловато. По дороге назад, в Шурме, состоялась встреча и беседа с представителями филипповцев.
Следующим пунктом был уральский город Верхняя Тура. Здесь поморской общине вернули здание храма, отобранного при советской власти. Приход в значительной степени держится на нескольких сестрах, наставника нет. Большинство поморцев живет по окрестным городам: в Нижней Туре, Красноуральске, Кушве. Но не все так плохо, мы встречались с молодежью, поговорили о будущем общины, есть люди, которые могут материально ее поддержать. Здесь интересная манера пения - мы были удивлены, насколько напев точно соответствует солям.
Поехали в Екатеринбург, где состоялось незапланированное освящение закладки храма, но будет ли он затем передан в собственность поморской общины? Община здесь не очень большая, но дружная. Состоялась встреча с новообрядческим архиепископом Екатеринбургским Викентием, мне показалось, что он настроен к старообрядчеству не агрессивно, никакого высокомерия по отношению к нам я в нем не заметил.
Двинулись в Курган. Там община благополучная, есть наставник, круг служителей, действует воскресная школа, молодежная группа.
Заехали в Пермь, где прошло собрание деятельного и дружного актива местной общины. Есть необходимость в постройке храма, помимо этой общины, в городе существуют еще и автономные группы.
Завершающей частью поездки было посещение Нижнего Новгорода, где мы познакомились с тремя общинами — центральной на улице Короленко, в Бешенцеве и в Утечине. Впечатление неоднозначное, вроде бы, общины достаточно крепкие, но для такого центра хотелось бы большего. С другой стороны, в двух общинах есть наставники, в третьей есть старец, которой замолитствует. Есть кандидаты на обучение. В центральной общине отмечу хорошее знание устава, а в Утечинской - хорошую выучку головщицы Валентины Андреевны. Я думаю, что Нижний Новгород - это то место, где поморское староверие будет развиваться. Для меня было открытием, что практически во всех общинах, где мы были - в Нижнем, Перми, Екатеринбурге, в церковном пении совершенно явственно прослеживаются следы зуевской певческой школы, то есть в начале прошлого века зуевские мастера обучали причетников этого края. Во всех местах мы также собирали от пожилых людей информацию об истории общин, кто служил, в какие годы, где молились.
Практически везде - от Нижнего и до Кургана - мы ощущали, что поморское староверие едино - несмотря на удаленность от центра в дальних общинах нет чувства оторванности, чувства потерянности. Большую роль в этом осознании церковного единства сыграл Всероссийский собор, проведенный в мае этого года. И эта наша поездка, и последующие визиты должны лишь укрепить единство Поморской Церкви.
"Старообрядецъ", 2006, ноябрь, № 37
|