О том, как появились старообрядцы в Литве и других странах Балтии, чем отличались, как взаимодействовали с местным населением, мы беседуем с доцентом кафедры славистики Вильнюсского университета, доктором филологии Надеждой МОРОЗОВОЙ.
- Итак ,как оказались староверы в странах Балтии?
- Староверы уходили в сибирские леса, за Урал, на Дон, в общем туда, где было безлюдно. Исход на Запад, в Речь Посполитую, с которой существовали многочисленные контакты, был совершенно естественен. К концу XVII века уже образовался так называемый Псковско-Вильнюсский тракт (через Резекне на Двинск, Даугавпилс, Зарасай), вдоль которого и селились приверженцы старой веры. Эти места были привлекательны, прежде всего потому, что были практически безлюдны после войн и эпидемий чумы, пронесшихся по этой земле. Служба оповещения работала исправно, и те, кто не признавал церковных иерархов, а значит, и московской верховной власти, убегали сюда, чтобы сохранить свою веру, строить храмы и церквушки, беспрепятственно славить бога по заветам своих предков.
Считается, что первым поселенцем в Литве был стрелецкий десятник Трофим Иванов, которого отправили в Соловецкий монастырь бороться с братией, не подчинившейся патриарху Никону. Не вытерпев надругательств над святыми отцами, он бежал в Литву {где, к слову сказать, часто скрывались диссиденты из Московского княжества). Случилось это в 1679 году. Достоверно известно, что первый молельный дом был построен в 1710 г. в деревне Пуща ныне Рокишкского района (позднее был перенесен в деревню Бобришкес, где сохранился до наших дней).
- Как жилось здесь поборникам старины русской?
- Жили свободно, никто не мешал молиться Богу по-своему в этих тогда пустынных местах. Староверы стран Балтии принадлежали к так называемому беспоповскому направлению. Для выполнения необходимых обрядов выбирали наставника, наиболее грамотного и уважаемого человека. Наставником мог стать только женатый, а значит, остепенившийся человек. По данным некоторых исследователей (Г. Поташенко) в XVIII веке на территории Великого княжества Литовского проживало до 200 тысяч староверов. Точную цифру назвать трудно, так как старообрядцы избегали любой формы регистрации: меры, изобретенной, по их мнению, Антихристом.
Вплоть до николаевских времен ничто не нарушало их жизни. Затем начались новые гонения, обращение в единоверие, разрушение храмов. И так вплоть до 1905 года, когда был принят закон о веротерпимости. С 1905 по 1914 гг. начинается, можно сказать, ренессанс церковной жизни староверов. Открываются типографии, школы иконописцев, учебные заведения, в частности, светское училище в Вильнюсе, Бурлит церковная жизнь. Первая война и революция привела к массовому оттоку русских из Литвы и Прибалтики. Но для староверов разлука с Литвой, которая была для них родиной, оказалась невыносимой. Большинство из них вернулось. Многим пришлось пережить страшные трагедии, когда дочь или сын, родители или дети, оказавшись в Советской России, не могли воссоединиться с семьей, и как во времена раскола церкви, гибли за веру.
- Сколько сегодня проживает староверов в странах Балтии?
- По данным переписи 2001г. в Литве проживало 27 тыс., сейчас считается, что 42-47 тыс. Сохранились еще целые деревни сторонников старой веры около Зарасай, Рокишкиса, .Игналины, Швенчениса, Ионавы и, конечно, Вильнюса. В нашей стране действуют 30 старообрядческих церквей. К староверам себя причисляют и некоторые выходцы из смешанных семей. Давно уже сломаны запреты на внеобщинные браки, и многие представители старообрядцев вступают в брак с литовцами, представителями других национальностей. В Латвии сегодня проживают 70-80 тысяч, в Эстонии до 5 тысяч старообрядцев. В Латгалии и Резекненском районе есть волости, в которых свыше 70 процентов - русское старообрядческое население. В Литве насчитывается 59 общин, зарегистрированных в Высшем старообрядческом совете, которые обслуживают 15 наставников. В Эстонии - 11 общин, в Латвии - около 80, в Польше - 4.
- Известно, что из старообрядцев формировался когда-то цвет русского купечества. С чем это связано?
- Одна из причин - это были свободные люди, не знавшие крепостного ярма. Убегая от властей, они обретали личную свободу, нанимались работать по доброй воле, пахали и строили, как говорится, для себя и на себя. Кроме того, их отношение к труду было схоже с протестантским.
- До сих пор в Литве доводится слышать такое: этот человек - старовер, значит, не будет врать.
- Действительно, в прежние времена это были люди глубоко нравственные. А о величии духа, заставлявшего бросать вызов царю и церкви, и говорить не приходится. Соседи их всегда уважали за трудолюбие, верность слову и моральный облик (пить, курить или играть в азартные игры было строго запрещено). Во время экспедиций в Рокишкский район доводилось слышать, что и в начале прошлого века на базаре, например, литовские крестьяне старались обращаться к ним по-русски, хотя староверы хорошо знают местные языки, так сказать, в знак особого уважения.
- Чем отличается быт староверов?
- Хотя различия, естественно, сглаживаются, но и до сих пор верующие сохраняют некоторые традиции. Например, женщина никогда не завяжет платок под подбородком узлом, обязательно закалывает. В традиционной одежде много византийских элементов: она должна ниспадать свободно. Обязательный элемент - поясок. И сегодня, увидев в современном наряде внучку, бабушки ворчат: Как это ты без пояска!". Мужчины также обязательно подпоясывали рубаху, которая носилась навыпуск, ну и, конечно, не стригли бород.
До сих пор в каждом уважающем себя доме старообрядцев в красном углу висят лестовки, своего рода четки, выполненные из кожи, на которой нанесены зарубинки (старообрядцы не признают узлов, символизирующих для них цепи). Там же располагается и под-рушник, молельный коврик, на который во время богослужения опираются руками.
- Какие экспонаты представляют особую ценность на выставке?
- Прежде всего, иконы. Как старого, новгородского письма, так и выполненные современными талантливыми иконописцами, строго следующими традициям. Представлено много редчайших богослужебных книг, в том числе и один из списков знаменитого "Дегуцкого летописца". Все книги сохраняют особенности написания дониконовских изданий. Очень интересны певческие книги, где способ записи отличается от современных нот. Там используются специальные знаки-крюки, похожие на знамена. Поэтому и песнопения староверов называются знаменным пением. Его отличает также система одногласия, пение в унисон.
Впрочем, лучше все это увидеть, услышать лично, а для этого милости просим на выставку!
- Спасибо за беседу.
Г.Петрова
|