Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Дек-23, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью другим СМИ

Интервью писателя В.Словцова газете "Миасский рабочий"

 

Какой великий праздник проходит без подарков, без добрых пожеланий? И в нашей газете есть традиция в торжественные рождественские дни делиться с читателями духовным жемчугом.

  

 На протяжении нескольких лет свою посильную «лепту» вносит в это дело писатель Вадим Словцов, знакомя читателей с безграничной мудростью святоотеческого наследия. И те притчи, толкования Священного Писания, поучения Святых Отцов, которые остаются у нас в сердце, заставляют по-иному взглянуть на жизнь, переосмыслить, переоценить порой все заново: где злато, а где лишь блеск…

  

 Иногда Вадим делится своими литературными работами, и, как правило, они впервые видят свет со страниц нашей газеты. Хочется сказать, что эти произведения становятся близкими не только нашим землякам, но также и зарубежному читателю.

  

 Встретившись с писателем в предпраздничные дни, мы невольно заговорили на духовные темы. А услышав его рассказы, ответы на вопросы, захотели их донести и до вас, уважаемые читатели.

 

***

 

Не все золото...

 

- Вадим Вадимович, часто люди у Бога просят материальных благ, злата. Я слышала, что этого нельзя делать. Можете пояснить, почему?

 

- Ответ на данный вопрос будет очевиден, если правильно, истинно показать наше людское положение. Представьте тонущего человека, к которому подплывает корабль, и капитана, который горит желанием помочь утопающему. Капитан отдает приказ команде вытащить беднягу на палубу, но из пучины от тонущего слышит молитву, прошение, чтобы ему бросили не спасательный круг, а бочонок золота. Вот какому неразумию можно уподобить то, когда молятся Богу, прося ниспослать материальных благ, да и не только материальных благ, но и утех, славы, почестей, власти, а не спасения. Такие прошения не только неуместны, но и оскорбительны для Бога.

 

- Но, тем не менее, если человек находится в крайне затруднительном материальном положении, неужели ему нельзя надеяться, что Бог пошлет и земные блага?..

 

- Даже если исходить только из приведенных суждений, то видно, какова доброта, милосердие капитана: он целый корабль направил, чтобы спасти утопающего, отдал приказ команде и т. д. Вообще возможно ли, что после таких трудов, беспокойств капитан, подняв на палубу тонущего, оставит его без внимания?! Не обогреет его, не накормит, не устроит?! Вижу, что уместней здесь будет сказать слова самого Спасителя: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбу, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».

 

- Как вы считаете, какой момент важно не упустить в деле духовного совершенствования?

 

- Есть одна хорошая старинная поговорка по этому поводу: «Где тонко, там и рвется». Думаю, что этой поговоркой и можно определить то главное, что важно не упустить: исправлять свои недостатки (грехи).

 

В час отчаяния

 

- У каждого человека есть девизы жизни. Не могли бы вы поделиться каким-нибудь из них? Очень часто люди «ломаются», встретив на жизненном пути испытание. Можно ли каким-либо изречением утвердить их в добром?

 

- Действительно, для многих сейчас жизнь не сладка. Бывают такие испытания - тяжелая болезнь, утрата ближнего, отвержение человека кем-нибудь, что каждый день и даже каждый час, как тяжелый бой. Порой постигнет человека горе и становится ему так тяжело от этого, что и дома у него все начинает расстраиваться, и с друзьями отношения ухудшаются. Вроде бы все поправимо, ан нет, душу так у человека сковывает, что ему кажется, как будто бы весь мир обрушился на него. Но тяжелее всего бывает страдающему, когда начинает он себя считать одиноким, видя, что некому за него вступиться, помочь. Да что там помочь, просто бы обогреть душу, посочувствовать, успокоить сердце, дать возможность прийти в себя от постигшего удара. И он начинает отчаиваться, думая, что сам Господь отвернулся от него.

 

Не скрою, и у меня бывают тяжелые дни. В такие моменты жизни мое сердце врачуют следующие изречения. У царя Давыда в псалмах есть строки, которые, думаю, могут придать любому верующему в час брани (борения) уверенности, решимости и крепости: «Господь не лишит блага ходящих незлобием».

Б

ывает, на ум приходят слова святого Иоанна Златоуста, которые также не дают мне малодушничать. Этот святой прожил тяжелую жизнь, пройдя сквозь самые опасные испытания: многолетнюю болезнь, лишения, изгнание. Он говорил так: «В час отчаяния знай - не Господь покинул тебя, а ты покидаешь Господа».

 

И еще мне помогает противостоять испытаниям одна крылатая фраза: «Если это меня не убило, значит, сделало сильнее».

 

«Выгода» обмана

 

- Сейчас часто говорят: цель оправдывает средства. Можно ли эти слова переложить на христианство?

 

- Нет, ибо эта фраза от лукавого. И к христианству этот лозунг никакого отношения не имеет и иметь не может. Ибо Бог наставлял в следующем: «Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться».

 

- Вадим Вадимович, в наше время многие считают, что без обмана сейчас прожить сложно. Как вы к этому относитесь?

 

- Лукавство, изворотливость, фальшь, да и всякого рода обманы, как вы высказались, действительно сейчас очень распространены. Куда ни глянь, везде это присутствует: в торговле, в политике, в бизнесе, в медицине, в духовном мире. Господь очень строго наказывает за это зло, и многих еще при этой жизни. В священном писании четко определено положение обманщиков и обмана: «Кто говорит ложь — не спасется», «Неверные весы - мерзость пред Господом».

 

По этому поводу расскажу один случай. Некий купец покупал на рынке коня и, увидев, что продавец коня — малограмотный мужик, решил его обмануть. Узнав, что конь стоит 30 рублей, купец разменял 3 рубля медяками и отдал их горстью мужику, заверив продавца, что ни на грош его не обманул. Мужик стал пересчитывать свои медяки, а купец, усевшись на коня, ускакал. Ехал купец домой и радовался, как умело обманул простака. Но когда он приехал домой, то увидел, что на месте его дома и двора — пепелище. Оказалось, что во время его отсутствия случился сильный пожар, в котором все и сгорело… Купец заново отстроил дом, сел подсчитывать убыток и был сильно удивлен, когда обнаружил, что убыток составил 300 рублей. И вспомнил он, как радовался, что обманул мужика, заплатив ему за коня в 10 раз меньше.

 

У лживых людей так всегда и получается. Стремятся заиметь прибыль обманным путем, но сами и обманываются. Приобретая в малом, теряют в большем...

 

Хочется закончить ответ на этот вопрос словами Апостола Павла: «…обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь».

 

- Раз уж мы заговорили о грехе, не могли бы вы объяснить, а как он связывает человека?

 

- Есть хорошая притча, которая наглядно и очень понятно дает ответ на этот вопрос.

 

Ранним утром два неких человека, изрядно напившись вина, пожелали переправиться с одного берега реки на другой. Сели они в лодку, стоящую у причала, установили весла и начали грести, подбадривая друг друга, что до противоположного берега не так далеко и поэтому недолго придется плыть. А так как было утро, над водою завис сильный туман.

 

Час они гребут - противоположного берега не видно, два гребут - а берега все не видно... Гребцы уже выбились из сил, да так, что веслами работать перестали, а берега все не видно. Встало солнце, туман рассеялся, и тут они увидели, что лодка привязана веревкой к причалу.

 

Вот так и в жизни: за что бы доброе ни взялся человек - грех связывает, мешает.

 

Оправдание добродетелью

 

- В Священном Писании есть такое изречение: «Женщина спасается деторождением». Что вы можете сказать по этому поводу?

 

- Да, такое наставление есть у Апостола Павла. Приведу его полнее: «…впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием». Этим наставлением Апостол указывает женщинам на то, что они спасение и счастье могут обрести в семейной жизни, рождая и воспитывая детей. Но при всем при этом они должны сохранять всегда чистоту брака, веру и любовь.

 

Некто из мудрых людей сказал - на Земле всего тяжелее матери. Действительно, невозможно с этим не согласиться. Ведь как велик этот подвиг материнства! Если брать во внимание не только плотское рождение младенца, но и духовное его становление. Бессонные ночи, многочисленные заботы, обязанности, переживания, слезы, часы, проведенные возле заболевшего малыша. Какой неимоверный труд - воспитание одного ребенка. А если их в семье двое, трое, четверо и более? Поэтому Богом и выделяется этот подвиг величием уготовленной награды: Райским Венцом и обретением Царствия Небесного.

 

Хочется рассказать одну притчу из святоотеческого наследия, как мать получила оправдание от Бога за исполненный праведно материнский долг.

 

Некая женщина провела очень трудную земную жизнь. Родила и подняла на ноги не одного ребенка. И велико ее было усердие в воспитании и любви… И вот наступила старость. Смерть… Душа ее предстала пред Райскими вратами. Она попыталась войти в них, но два огненных Ангела, стоявших стражниками возле врат, скрестили перед ней мечи, произнеся: «Жена, мы не можем тебя пропустить в Рай, ибо за тобою есть некое зло. Что ты можешь сказать в свое оправдание?» Женщина заплакала и тихо произнесла: «Я - мать». Услышав сие, Ангелы подняли мечи и пропустили ее в Райские Обители.

 

Страх и любовь

 

- В заповедях Божьих написано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею. Но так- же в христианском вероучении есть понятие «страх Божий». Как возможно соединить это - страх и любовь?

 

- В конце VI-начале VII века среди многих учителей вселенной выделялся мудростью преподобный Дорофей. Еще тогда, у истоков христианства, он с Божьей помощью и ответил на этот вопрос. Следуя суждениям этого святого старца, страх Божий делится на два вида: страх рабский (несовершенных) и страх Божий (совершенных). Поясняет преподобный Дорофей это так.

 

Если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся гнева господина, это есть страх рабский (несовершенных). Но, постоянно утверждаясь в вере в Бога, человек, боясь содеять зло, начинает добровольно, мало-помалу делать благое, надеясь получить некоторое воздаяние, как наемник.

 

Постоянно избегая зла из страха наказания, подобно рабу, и делая благое в надежде награды, подобно наемнику, пребывая в вере, в благодати Божьей, человек постепенно начинает соединяться с Богом, получая вкус благого и начиная понимать, в чем истинное добро. Причем он не просто начинает понимать, но и не хочет разлучаться с Ним. Тогда-то верующий человек и достигает достоинства сына. Иное отношение у раба к господину, иное у сына к отцу. Таковой человек, который обретает добрый навык в доброделании и уклонении от зла, обретает и любовь к Богу. Сын, если уже живет тем, что не желает расстроить или оскорбить отца, то он уже живет любовью к отцу. И боится и исполняет волю Божью уже не по страху наказания и не для того, чтобы получить награду, но потому, что он, как сказано, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее, боится удалиться от своего Отца. И этот совершенный страх рождается от любви к Богу. Вот таким союзом и объединены страх Божий и любовь к Богу.

 

- Вадим Вадимович, что вы пожелаете нашим читателям на Новый рождественский год?

 

- Заступления Господнего во всех добрых начинаниях, упования на милость и человеколюбие Божье и крепости веры! Ибо во время плавания по морю жизни, какой бы ни начался шторм вокруг вашего парусника, какая бы волна ни грозилась обрушиться на борта, бояться будет нечего. Ведь с вами - Господь! Христос рождается, славите!

 

 

«Миасский рабочий», № 1 (15500), 6 января, 2006

 

Материал предоставлен Максимом Гусевым (Екатеринбург

-----------------------------7d72f71f2c0502 Content-Disposition: form-data; name="sort" 50
Категория: Интервью другим СМИ | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-30)
Просмотров: 1491

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz