Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью другим СМИ

Интервью председателя правления Сыктывкарской Поморской общины, Заместителя Председателя РС ДПЦ И.В.Сокерина сайту Kominarod.Ru

Как известно, старообрядчество в Коми имеет многовековую традицию. Известны старообрядческие центры на Усть-Цильме, Удоре, в верховьях Печоры, Прилузье и в Усть-Куломе. Выходцы из этих районов и образовали двенадцать лет назад Сыктывкарскую старообрядскую общину Древлеправославной Поморской Церкви (больше известные как старообрядцы). Затем к ним присоединились единоверцы из Новгородчины и Вятки. Поначалу для молитв собирались в малосемейке, но уже через два года приобрели частный дом. Сейчас старообрядцы лелеют планы о возведении в Сыктывкаре настоящей церкви. До того, как была обустроена церковь, первый столичный духовный служитель-старовер крестил детей в своей малосемейке, а взрослых - в Вычегде. За десять лет более полусотни сыктывкарцев приняли крещение по старообрядческой традиции. Сейчас в общину входит около восьмидесяти человек, а возглавляет ее Иван Сокерин, получивший в Москве начальное благословение на служение. С ним и встретился наш корреспондент накануне Рождества.

  

 

- Иван Васильевич, ваша община объединяет старообрядцев всей республики, или существуют разные «толки»? Сколько вообще староверов в Коми?

 

 

- В старообрядчестве традиционно было несколько основных центров, вокруг которых объединялись приверженцы дореформенного Православия. Из крупнейших можно перечислить: Выгорецкое общежительство в Поморье, около Онежского озера, основанное при участии соловецких иноков; скиты по реке Керженец в Нижегородской области, позднее старообрядческие кладбища в Москве с храмами и часовнями за Рогожской и Преображенской заставами. Дело в том, что ситуация, в которую попали хранители святоотеческих преданий, была беспрецедентна: все священство, не пожелавшее принять реформ патриарха Никона во второй половине XVII века, в результате жесточайших гонений при царе Алексее Михайловиче, его дочери Софье, было уничтожено. Остались только принявшие реформы архиереи. И тогда часть старообрядцев стала принимать рукоположенных этими епископами беглых попов из господствующей церкви, а часть решила обходиться без них, поскольку считала, что принять этих беглых попов и определить их на служение без своего архиерея согласно каноническим правилам все равно нельзя. Первые стали называться беглопоповцами, или просто поповцами, а вторые беспоповцами. Были ещё несколько согласий или толков, которые нашли свой оригинальный выход из сложившейся ситуации, но они большей частью постепенно исчезли, попадая под влияние вышеназванных центров.

 

В нашей республике по Печоре и на Удоре в основном проживают христиане-поморцы (последователи выгорецких старцев), относящиеся к беспоповству. Поэтому и сыктывкарская община принадлежит к Древлеправославной Поморской Церкви – единственной централизованной религиозной организации старообрядцев-беспоповцев, объединяющей около пятидесяти зарегистрированных общин, из которых две находятся в Республике Коми – в Сыктывкаре и Усть-Цильме, а две в непосредственной близости от границ – в городе Мураши (Кировская область), и в Нарьян-Маре. Группы верующих есть и во многих районах республики – например, Ухте, Печоре, но они не спешат получить статус юридического лица. По России же примерно в двух третях регионов имеются общины или группы наших христиан-староверов.

 

Долгое время при советской власти в России не было объединяющего общины центра, но в 1989 году на учредительном съезде был создан Российский Совет ДПЦ, принявший на себя церковное руководство. После распада СССР общины Белоруссии, Латвии, Литвы, Украины, Казахстана, Эстонии также создали свои центральные органы, которые вместе с Российским Советом ДПЦ образовали Единый Совет ДПЦ. Регулярно проходят церковные Соборы, развивается издательская деятельность.

 

Ещё несколько исторических фактов: всеми дореволюционными исследователями отмечался высокий уровень грамотности среди старообрядцев, успешная крестьянская и купеческая деятельность, в числе первых российских промышленников известны фамилии старообрядчев Морозовых, Гучковых, Рябушинских и многих других. Основная ударная сила русской армии казачество – донское и уральское в значительной степени, а кубанское в основном также было старообрядческим.

 

 

- Весной прошлого года я писал про жизнь староверов в Южной Америке. Жители русского городка Табороче по-прежнему носят косоворотки и сарафаны, мужики отращивают бороды. Они не смотрят фильмы, не пользуются многими благами цивилизации. Наши староверы отличаются внешне или в быту от большинства населения? Это такие же бородатые мужики?

 

 

- Ещё в 70-е годы прошлого века в Усть-Цильме продолжалась борьба с традиционной русской одеждой, которая в то время имела широкое распространение по району. Сейчас такую одежду молодежь одевает лишь по праздникам, а повседневно носят современную, пришедшую на Русь с Запада, как раньше говорили «немецкую» одежду. В отличие от и ныне здравствующих стариц, многие из которых никогда не надевали другой одежды, кроме традиционной. И бородатые мужики до сих пор нередки, а раньше их было гораздо больше. Несмотря на то, что староверческая община городка Табороче относится к часовенному согласию, в основном представления о жизненных ценностях у нас с ними совпадают. Нам также важно сохранять уклад жизни по христианским канонам, преданиям. В советское время такой уклад жизни насильственно разрушался, особенно в период коллективизации, поэтому сейчас наладить его вновь очень трудно. Отсюда живя в современном мире приходится в определенной степени внешне идти на компромиссы, но внутренне мы сознаем свой грех и каемся в нем, а это, как написано, уже немалая степень благочестия. Поэтому хотя наши христиане в быту сейчас не сильно отличаются от большинства населения, но это не значит, что мы принимаем все «блага» цивилизации безоговорочно и радуемся им. У нас есть христиане, которые ограничивают себя в просмотре определенных передач и фильмов, как собственно делают и все здравомыслящие люди, есть христиане, которые совсем отказываются от телевизора и других развлечений в пользу чтения святоотеческих книг, духовного совершенствования. Это только приветствуется. То же касается и прочих христианских обычаев – требования одни, но каждый несет свой крест, мы же стараемся помочь друг другу понести больше. Так и в ношении бороды – мужчина должен иметь бороду, этим он отличается по естеству от женщины, и в православной традиции ношение бороды признавалось необходимым для христианина, а кто уже какую сможет понести это на совести человека. Кто что посеет то и пожнет.

 

 

- Как складываются у вас отношения с представителями РПЦ? С иными конфессиями?

 

 

- Ответственный секретарь ДПЦ Алексей Васильевич Хвальковский как представитель нашей Церкви участвовал в конституционном совещании, позднее в Совете религиозных объединений при Президенте РФ, из рук Владимира.Путина получил орден Дружбы народов. То есть на федеральном уровне отношения складываются достаточно взаимоуважительные. В республике же отношений на сегодняшний день нет никаких, с руководителями епархии мы нигде не встречаемся, не обмениваемся мнениями. А такая необходимость, наверное есть, учитывая, например, на наш взгляд недостаточно корректную подачу в СМИ информации о строительстве в Усть-Цильме единоверческой церкви. Какое-то время назад была инициатива снизу создать подобный федеральному Совет представителей религиозных объединений при Главе РК, но что-то не получилось, трудно сказать по каким причинам. Тем не менее, в рамках консультаций во время этой деятельности со многими конфессиями у нас состоялось знакомство и установились нормальные отношения.

 

 

- К вам «идут» только дети и внуки староверов? Или «непотомственные» неофиты также бывают? Как приходят в староверы?

 

 

- К нам приходят все интересующиеся дореформенным Православием, достаточно сказать, что весьма значительную часть общины на сегодняшний день составляют как раз новокрещенные и молодежь. Конечно, у большинства из них есть староверческие корни. А у кого их нет? Таких людей мне кажется в России вообще меньшинство.

 

 

- О деятельности вашей общины практически неизвестно сыктывкарцам. У вас замкнутый мир?

 

 

- Мы сами постоянно удивляемся тому факту, что, несмотря на наши усилия по освещению деятельности общины осведомленность людей остается крайне низкой. Перечислю хотя бы вышедшие в последние годы основные материалы: два года назад проведен круглый стол по староверию в республике с участием ученых КНЦ и Сыктывкарского госуниверситета, о чем был сюжет в «Вестях-Коми» и отчет в журнале «АРТ», да и весь тот номер журнала был посвящен старообрядчеству; вышел научный сборник под редакцией Андрея Власова «Старообрядческий центр на Вашке»; в этом году в программе республиканского телевидения «Русский крест» было две передачи о нижнепечорских и удорских староверах; было дано несколько радиоинтервью; наконец недавно с нашим участием вышел научный сборник под редакцией Татьяны Дроновой «Староверие на Северо-Востоке европейской части России». Проблема наверное в том, что сейчас в наш информационный век людям дают столько информации, что эти материалы составляют долю процента и проходят незамеченными для большинства жителей республики. Здесь же думаю уместно указать телефоны для связи с руководством общины, по которым можно получить любую интересующую информацию о жизни общины: 24-89-24 и 43-09-19.

 

 

- Кто у вас исполняет церковные таинства? В чем сейчас отличие вашего обряда от православного? Дело только в двух перстах?

 

 

- В отсутствие священников церковные таинства у нас проводят избираемые из числа верующих лица, которых мы называем духовными наставниками. Они также должны получить благословение от своего духовного отца на церковное служение. В случае же вынужденных обстоятельств согласно православных канонов покрестить и исповедать может любой принадлежащий к нашей Церкви грамотный христианин. По второму вопросу нужно сказать так – наш обряд ничем не отличается от православного, потому что мы и содержим православные таинства и чинопоследования. Что, кстати, признано и Поместным Собором РПЦ в 1971 году. Таким образом корректно вопрос нужно ставить по-другому: есть ли отличия чинопоследований в нашей Церкви и в РПЦ? Отличия конечно есть, особенно учитывая, что у нас бессвященнословное служение, то есть беспоповское. А если серьезно, то название старообрядцы нам дано государством, а точнее Екатериной II вместо ещё более несправедливого - раскольники, и оно в действительности несколько упрощает суть наших разногласий с послереформенной церковью, и даже название староверы не определяет сущности нашего вероисповедания, поскольку для большинства сейчас уже непонятно – какую такую старую веру держат эти люди? Поэтому сейчас мы чаще называем себя православные христиане древлекафолического вероисповедания, или древлеправославные христиане. Суть же одна – мы держим вселенское Православное Предание, охраняя его от искажения. А, например, двуперстие – это неотъемлемая часть этого Предания, имеющая важное значение для символического исповедания христианской веры.

 

 

- Есть ли у вас свои школы, училища?

 

 

- В настоящее время учебных заведений, готовящих церковнослужителей на постоянной основе, в ДПЦ нет, есть только временные курсы, на которых обучают уставу ведения служб и церковному пению. Также ежегодно летом проходит молодежный лагерь в псковской области. Во многих общинах есть воскресные школы, у нас в общине также время от времени проходят обучающие курсы и беседы на различные важные для христианской жизни темы.

 

 

- Как Вы стали Председателем общины, да ещё в таком молодом возрасте, поскольку обычно старообрядчество ассоциируется со старцами и старицами из глухих таежных мест?

 

 

- Такие представления не очень верны, выдавливание старообрядчества из центральных областей и крупных городов страны происходило в первые послереформенные годы (конец XVII - начало XVIII века) искусственно, вследствие государственной политики, направленной на «искоренение раскола». Кроме того, действительно существовали такие староверы, которые стремились к бегству от мира, к пустынножительству, к иноческим подвигам. Но в основном старообрядцы жили повсеместно, в частности, и в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и так далее, где и сейчас имеется множество действующих храмов и общин.

 

Старообрядцы в целом никогда не стремились к изоляции, в течение XVIII и XIX веков их численность активно росла в периоды ослабления репрессий со стороны государства. Символически можно сравнить это состояние с мощным деревом, у которого обрубают ветки, но жизненная сила дерева дает постоянно новую молодую поросль. Подобным образом древлеправославие хотя и более трех веков пребывало в иногда больших, иногда меньших гонениях, но всегда привлекало к себе новых последователей. Известно, что наиболее знаменитые деятели конца XVIII – начала XIX веков пришли в старообрядчество уже будучи взрослыми людьми. И мой сознательный приход к вере состоялся уже после армии, когда поиски правды и духовно-нравственного обновления привели меня к христианству, а затем и к исконному Православию. Свою роль в этом конечно сыграло и то обстоятельство, что одна из моих малых родин – нижняя Вашка на Удоре, где были сильны старообрядческие традиции. От бабушки остались в нашей семье старопечатные книги, которые немало помогли в период самообразования. После окончания университета пришло желание поспособствовать налаживанию в Сыктывкаре полноценной христианской жизни. Это желание было поддержано со стороны единоверцев и на учредительном собрании мне было доверено возглавить вновь созданную общину.

 

 

- Вы сами интересуетесь новостями и современной культурной жизнью, какие книги читаете, смотрите ли телепередачи и кинофильмы?

 

 

- Мне приходится достаточно много общаться с людьми, поэтому надо быть в курсе основных вопросов, волнующих людей. Отсюда потребность читать газеты, иногда получать информацию из других новостных каналов. Из светских книг более всего привлекают исторические романы, проза, в которой описывается природа и обычаи разных мест и народов. Это расширяет кругозор, дает сведения для сравнения и анализа жизненных явлений. То же можно сказать и о фильмах, они должны быть познавательны, открывать что-то новое. Недостоверное и безграмотное изображение эпох, явлений, персонажей во многих современных фильмах меня зачастую возмущает. Также мне не нравится, когда люди некритично воспринимают распространяемую через СМИ информацию, а это происходит в том случае, если человек получает её только из одного источника. Нужно много думать и читать, чтобы по возможности глубже и правильнее понимать происходящие в мире события.

 

   

Справка: Сокерин Иван Васильевич – председатель правления Сыктывкарской общины ДПЦ, Заместитель Председателя Российского Совета ДПЦ. Родился 3 июня 1970 года в селе Пучкома Удорского района РК. Отслужил в советской армии. В 1994 году закончил экономический факультет Сыктывкарского госуниверситета. В настоящее время работает по специальности. Женат, двое детей. С 1994 года занимался организацией старообрядческой общины в г.Сыктывкаре.

 

Артур Артеев

 

Kominarod.Ru

 

Дата публикации: 10.01.2007

 

Категория: Интервью другим СМИ | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-30)
Просмотров: 1508

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz