Современная жизнь старообрядческих приходов преисполнена множеством событий – радостями и печалями, повседневным трудом и молитвой, преодолением трудностей, созиданием и укреплением своих идеалов.
Сегодня мы беседуем с настоятелем старообрядческого прихода г.Арзамаса отцом Алексеем Думновым.
- Дорогой отец Алексей, расскажите о себе и о своей семье.
- Родом я из города Томска, из семьи потомственных священнослужителей - по отцовской и материнской линии. Мой дед и отец были старообрядческими священниками. Дед в 30-е годы пострадал за веру в сталинских лагерях. Отец сначала служил дьяконом в Томске, после - священником в с.Чернуха Арзамасского района. Всё мое детство прошло в Чернухинской старообрядческой церкви. После школы служил в армии. После армии женился на р.Б. Анне, племяннице старообрядческого митрополита Алимпия. Был поставлен в дьяконы и в этом сане служил три года, после был поставлен в священники к Чернухинской церкви, где служил 11 лет, и вот уже 5 лет являюсь настоятелем Арзамасского прихода. У меня пять детей – три дочери и два сына.
- Расскажите о вашем приходе
- До меня в Арзамасе не было старообрядческого священника. Но когда я узнал, что в этом городе живёт много людей по старой вере, я решил организовать там приход. Обратились за помощью к властям. Нам выдели заброшенное здание детского садика, мы его обустроили и начали служить. Чин открытия и освящения храма во имя Святителя Николы совершил предстоятель РПСЦ митрополит Алимпий . Число прихожан у нас хоть и не быстро, но неуклонно растет. Сейчас это центр старообрядчества всего юга области. Помолиться, покреститься сюда приезжают люди из окрестных районов.
- Дорогой отец Алексий, расскажите, какие трудности и радости переживает ваш приход?
- Приобщаем к церковной жизни молодёжь, открыли воскресную школу, проводим с детьми праздники. Приход живёт, развивается, и это радует и вселяет надежды.
Храм наш замоленный, хороший, но это здание все же не каноническое, потолки низкие, да и вширь тесновато. Хотелось бы иметь свой полноценный храм. По этому вопросу мы неоднократно выходили и на городскую власть, и на областную, и на покойного митрополита Николая и на епископа Георгия (РПЦ (МП) - прим. "Самарского староверия"). Существует даже комиссия по нашему вопросу. Надеемся, что одним церковным зданием из числа восстанавливаемых в городе с нами, в конце концов, поделятся.
Напомню, что сто лет назад, 17 апреля 1905 года, император Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Спустя ровно полгода вышел манифест, закрепивший положения апрельского закона. Старообрядцы отмечают эти даты как окончание гонений на свою веру. Притеснения эти продолжались два с половиной столетия, с момента раскола Русской православной церкви и реформ патриарха Никона. Большое число людей тогда не приняли новые обряды, усмотрев в них посягательство на веру предков. Государство вместе с официальной церковью начало борьбу со старообрядчеством. Пострадало много приверженцев старой веры. Уцелевшие уходили в глухие лесные места и за границу. Даже в конце XIX века за старую веру сажали в монастырские тюрьмы на 25 лет.
В 1905 году после дарования свобод по всей России стали активно регистрироваться старообрядческие общины. Всего было зафиксировано около тысячи, 17 из которых было зарегистрировано под Арзамасом. Немало последователей Аввакума с XVII века проживало и в самом Арзамасе. После царского указа в уезде были построены 5 старообрядческих церквей: в Коваксе, Мотовилове, Собакине и две в Чернухе. Кроме того, открыто множество молельных домов и Чернухинский женский монастырь. Вековой юбилей указа «Об укреплении начал веротерпимости» широко отмечался на празднике «Жен–мироносиц» 15 мая. Главные торжества прошли в Москве. Из общин всей России и многих зарубежных стран съехались представители старообрядчества, в том числе и арзамасцы.
- Отец Алексей расскажите чем запомнились вам последние два выдающихся предстоятеля РПСЦ?
- Митрополит Алимпий поставлял меня в священный сан и оказывал всякое попечение о нашем приходе, моя матушка ему племянница. Отличался он особой чистотой и молитвенным настроем, его лучезарная чистота многих привлекала и воодушевляла. При нём много открылось храмов и молитвенных домов, была восстановлена митрополия, открыт женский монастырь в г.Угличе, были рукоположены молодые священники. Всегда строг был к себе и говорил нам в назидание – «покажи проповедь своей жизнью». Умер в 2003 г. на 74 году жизни.
Митрополит Андриан запомнился как мудрый управитель и ревностный наставник. В недолгие годы его правления он организовал во всех приходах воскресные школы, была открыта Дальневосточная епархия, он уделял много времени окормлению молодёжи, объехал все приходы. Был и у нас, его служба на нашем приходе и проникновенное поучение осталась на долгие годы в нашей памяти. Скончался он во время Великорецкого крестного хода.
Сейчас РПСЦ возглавляет также мудрый архипастырь – это митрополит Корнилий .
- Расскажите как обстоят взаимоотношения РПСЦ (Белокриницкая иерархия) с РДЦ (Новозыбковская иерархия)?
- Ведётся серьёзный диалог между нашими церквями. Достигнуты определённые результаты, налаживаются добрые взаимоотношения. Мы не против воссоединения, но со стороны РДЦ последовал недобрый жест, можно сказать, и в нашу сторону, когда они избрали и поставили себе патриарха. Архиепископ Александр не был даже митрополитом и вдруг сразу получил статус патриарха. Это деяние мы расценили как «намёк на то, кто к кому должен присоединится». Этот горделивый шаг с их стороны усложнил наши взаимоотношения.
- Дорогой отец Алексий, сердечно благодарю за беседу .
Беседовал иерей Алексей Веснин
|