Триодь, или Триодион, в переводе с греческого языка означает трехпесенный канон, трипеснец. Так названа книга, содержащая чин богослужения в продолжении 18 недель: 10 недель (70 дней) до Пасхи – Постная Триодь, и 8 недель по Пасхе – Цветная.
Триодью книга названа потому, что в это время на службе поются каноны, состоящие из трех песней. Первым составителем трехпесенных канонов был великий гимнописец св. Косма, еп. Маюмский (12 октября), живший в первой половине VIII века. Он написал эти каноны для Великой седмицы. Позднее по его примеру и другие песнопевцы, в первую очередь, Иосиф и Феодор Студиты (IX в.), составляли трехпесенные каноны для прочих недель Св. Четыредесятницы. Затем все эти богослужебные тексты были собраны вместе, дополнены стихерами и канонами, и переданы в Студийскую обитель; так образовался ряд служб, получивший название триодиона.
Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной. Песнопения Цветной Триоди, так же как и Постной Триоди, составлены святыми отцами, отдельные имена которых остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе, одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений - канон на Святую Пасху. Собрание песнопений в одну книгу приписывается св. Феодору и Иосифу Студитам.
В приложении к Цветной Триоди помещены трипеснец и четверопеснец для пения на блаженнах на литургии. В современных греческих изданиях Цветной Триоди их нет, а у русских новообрядцев по современному уставу они должны употребляться на повечериях, но поскольку на приходах повечерия не совершаются, эти песнопения выпадают из богослужения. У старообрядцев они сохранились.
Тексты набраны и сформатированы Александром Ивановичем Самсоновым.
|