«Сыне, не славися в безчестии отца твоего: несть бо ти слава отчее безчестие», (Сирах 3,12)
Православные христиане и честнии отцы и братия!
По даровании нам религиозной свободы и свободы печати в издаваемых журналах некоторыми старообрядцами время от времени печатаются статьи, как самих издателей, так и их сотрудников, носящие дух сопротивления церковным пастырям, дух осуждения и поношения, унижающие честь и достоинство человека и тем более пастырей церковных (не оставляют в покое и честныя обители и монастыри), не доводя о замеченных слабостях и правонарушениях до сведения церковной власти - для исправления в порядке, указанном в канонах св. Церкви.
Те лица, которые встали на путь обличения, вообразили себя целителями общечеловеческих недугов, не будучи призваны на сие дело от св. Церкви. Да и цель их клонится не ко исправлению недугующих, а чтобы посеять прю и раздоры, осмеять брата, духовного отца и вообще пастырей церковных.
Из Священного Писания видно, что осмеяние и позор брата и отца не похваляются, а осуждаются: «Священное Писание для того и означило, говорит св. Иоанн Златоуст, что случилось в дому (Ноя), чтобы из последующаго ты усмотрел крайности нечестия того, кто открыл наготу Ноя. И виде, сказано, Хам, отец Ханаан, наготу отца своего, и изшед вон, повела обема братома своима (Быт. 1Х,22). Если бы были и другие люди, он может быть и им бы открыл срамоту отца: таково было злонравие этого сына., заметь здесь, возлюбленный, что начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Он (Хам), может быть, рассказывая о случившемся, еще издевался и. насмехался над посрамлением отца, не внимая премудрому, который говорит: «Не славися в безчестии отца твоего» (Сирах 3,12). Но братья его (Хама) не так поступили, а как? Услышав об этом, сказано, вземши Сим и Афет ризу, возло-жиша ю на обе раме свои, и идоша вспять зряще, и покрыта наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша (ст.23). Видишь ли скромность этих сыновей? Тот разгласил, а они не хотят даже видеть, но идут с обращенным назад лицом... Вразумимся же этими двумя примерами, и из того и из другого извлечем для себя пользу... Если и в самом деле, открывший чувственную наготу подверг себя проклятию, и, лишившись одинаковой с братьями части, осужден служить им, то чему подвергнутся те, которые обнаруживают грехи братьев своих и не только не прикрывают их, но стараются сделать еще более известными, и чрез это размножают грехи. Ведь, когда ты обнаружишь грех брата, то не только его сделаешь, может быть, более безстыдным, и нерасположенным к возвращению на путь добродетели, но и тех, которые будут слушать тебя, более укоренишь в безпечнос-ти и расположишь к упорству во зле; мало этого, ты подашь повод и к хуле на Бога.. Будем же, прошу, избегать безстыдства Хамова, а станем подражать целомудрию скромных сыновей (Ноя), и таким образом будем прикрывать грехи братьев не для того, чтобы располагать их к нерадению, но чтобы, напротив, этим сильнее побудить их к скорейшему освобождению от заразы греховной и возвращению на путь добродетели» (твор. Златоуста т.4, стр. 302-303).
Итак, братья и чада Христовой Церкви: следуя учению св. Златоуста и правилам святой Церкви - будем исправлять друг друга в том порядке, какой указан Спасителем мира: «обличи между тобою и тем единем, а потом: при двою или трех, и, наконец: аще не послушает - повеждь Церкви». (Матф. Зач. 75). Поведать же Церкви не есть оглашение в печати, а поведать — «ея представителям». (Златоуст, беседа 60, на Матфея). «Наставникам церковным и строителям» (Бол. Катехизис, л.220).
В настоящее время это тем более возможно, что в каждой епархии имеются местные епархиальные епископы, могущие разрешать недоумение и исправлять согрешающих «духом кротости», «употребляя приличное недугу врачевание» (102 пр. Шест. Всел. Собора).
Есть возможность братняго исправления и чрез увещание епархиальных съездов. Наконец, конечное пресечение зла и исправление всего может быть на Освященных Соборах боголюбивых епископов.
Предлагая эту меру исправления Освященный Собор далек от того, чтобы этим дать повод скрыть язвы греха и вообще зла в церковно-общественном деле. Нет. Собор желает одного только, чтобы не было места «восхищению недарованного», что «раздражает Бога». А посему отчески увещеваем вас, братие: если кто желает принести пользу Церкви исправлением брата и искоренением церковно-общественного зла, то пусть таковые обращаются к своим епископам, к совету епархиальных съездов и, наконец, к суду Освященнаго Собора, а не разглашают на страницах журналов и газет, ибо сие подобно действию Хама, проклятого отцом. Если и после сего увещания непокорные сыны нашей паствы будут злословить, или обвинять пастырей без церковнаго суда и следствия, то таковые будут делать не Божие дело, а лишь сеять плевелы и производить замешательство в церковном благочинии, о чем так говорят святые отцы 2-го вселенскаго собора: «многие, желая привести в замешательство, и ниспровергнута церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных епископов некия вины, не с иным каким намерением, как токмо, дабь: помрачити добрую славу священников, и произвести смятение в мирном народе» (Правило 6, Втораго Всел. Собора).
«Определив порядок обвинения, божественные отцы присовокупили, что тот, кто не будет соблюдать этого соборнаго правила, но обратится к мирским начальникам, не должен быть допускаем до обвинения вовсе, как оказавший безчестие епископом области, нанесший оскорбление правилам и нарушивший благочиние Церкви» (Зонара).
В виду всего сказанного Освященный Собор обращается к издателям и редакторам старообрядческих журналов и увещевает быть послушными сынами святой Церкви, и что принадлежит церковному суду - предоставлять его изследованию, а не строить - через посредство печати - «ковы своим епископам», что осуждается правилами вселенских соборов (18, 4 и 34-м Шестаго Вселен. Соб.).
Итак, высказав наше отческое увещание, призываем на послушных чад св. Церкви мир Божий и посылаем наше архипастырское благословение. Лета 7420 сентября 2-го дня.
Смиренный Иоанн, архиепископ московский старообрядческий, 5 епископов, 1 уполномоченный от епископа.
«Постановления Освященных Соборов старообрядческих епископов» 1898-1912 г. г.Москва.Типография П.П.Рябушнского, Страстной бульвар, Путинковский пер. собств. Д. 1913
Опубликовано в журнале "Общий дом", 2007, №4
|