Книжница Самарского староверия Суббота, 2020-Апр-04, 00:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Старообрядческая мысль [0]
Старообрядецъ [1]
Слово Церкви [3]
Церковь [8]
Щит Веры [3]

Главная » Книжница » Публикации дореволюционных изданий » Щит Веры

Ответы на вопросы подписчиков журнала "Щит Веры", 1912 г.
[ ] 2007-Окт-21, 19:58
под редакцией Т.А.Худошина
 
Вопрос И. М. Кокунина

Может ли правоверный христианин поморец состоять на службе у еретика или же на должности у еретической власти, если, конечно, в данном случае нет отступления от веры, и не противно ли это церковным правилам?

Ответ:

В первые века христианства, христиане были на службе у язычников и в служении своем служили Господу Богу просвещая святым учением Христа своих господ (хозяев).

В священной Истории Ветхого и Нового завета мы видим службу у язычников пророка Даниила и трех отроков. В Новом завете - Евстафий Плакида, Феодор Тирон, Георгий Победоносец и прочие. Таким образом, из примера церковной истории видно, что служить у еретиков не возбраняется; тем более по тому, что истинный христианин примером своей благочестивой жизни может внушить своему хозяину расположение к истинно христианскому вероучению и обратить его от ереси. Во всяком случае судить людей-христиан, служащих у еретиков, следует осмотрительно, особенно теперь в наш век, когда мы повсюду окружены еретиками, часто невольно зависим от них во многом.

Вопрос его же:

Когда стихогласуется кафизма пением, то как должен поступать чтец-псаломщик: должен ли после каждого пропетого стиха читать вслух текст псалма до следующего стиха или же все псалмы читать про себя, а певцы должны безостановочно петь?

Ответ:

Относительно этого вопроса можно найти указания различные в местных уставах. Обычаи существуют разные. В некоторых городах, как напр. Москва, когда стихогласуется кафизма, чтец читает псалмы про себя (тихо шепотом), а в Саратове, напр., псалмы читаются полным голосом и остановки делаются там, где нужно петь.

В рукописи поморского устава, находящейся теперь в редакции, говорится:

«По ектеньи (на вечерни) левого лика псаломщик вышед на средину и поклонився настоятелю или старцу, скажет: «Блаженъ мужъ»... Запевает правого лика головщик. И паки речет: „Иже нейде на советъ нечестивых"... и поют вси крылошане вкупе един лик. И прочия стихи псаломшик сказывает по крылосом. "А поют пережидаяся и сказав"

Также и на утрени.

"Псаломщик левого лика, став у налоя между крылосы, где читали статию, а лицем ко святым иконам, и поклонится старцу в пояс, и чтет кафизму, едину по обычаю, а славы сказывает по крылосом". Точно также читается и следующая кафизма.

Вопрос его же:

По окончании павечерницы на вечерней службе следует ли говорить Трисвятое и по Отче наш и прочии молитвы, как указано в уставах монастырей, или же только ограничиваться тем, что по 9-й песне канона начинать: Слава, и ныне, Господи помилуй  2-жды. Господи благослови и конечный отпуст?

Ответ:

Согласно указания древлепечатной служебной книги „Октай", глас 1 (и другие гласы) на листе 23 обор. - следует „Отче наш" и прочие.

То же самое подтверждается уставом богослужебным. Смотри книгу „Церковное Око" лист 155 обор., и часословъ лист 45 обор.

Вопрос И.П.Куренова:

Могу ли я вкушать пищу совместно с еретиками, основываясь на 1-м послании апостола Павла к коринфянам гл.5 ст.9 и гл.10 ст.27?

Ответ:

Апостол Павел научает новопросвещенных коринфян правилам благочестия и изводит из среды блудников, чтобы не смешаться с ними, к которым причисляет лихоимцев, хищников и идолослужителей: „понеже убо должны есть Отъ Mipa изыйти. Ныне же писах вам не премешатися, аще некий брат именуем будет блудник, или лнхоимец, или идолослужитель, или пьяница, или досадитель, или хищник, с таковым ниже ясти" (К кор. гл. 5 ст.9-11 зач.134) II

Святый Иоанн Златоустый так это толкует: "Писах вам не примешатися блудником и не весьма блудником мира сего, еже весьма аки о исповедуемом положив, да бо не мнят, зане яко несовершенный негли сотворити, то начнутъ, показует яко ниже возможно сему быти, ниже аще бы зело восхотеша: понеже другую вселенную достояше искати, темъ же и наведе; понеже убо должны бысте от мipa изыйти. Видел ли ecu како ecть нетяжестен н не точию возможное, но и удобное законоположения смотрит: како бы мощно есть человеку, рече сущу, и дому и детем предстояшу и гражданская деющу, или рукохудожнику сущу, или воину, множайшим сущимъ еллином, иже повсюду блудников избежати; блудников бо мира сущия в еллинех глаголет. Ныне же писах вам, аще который братъ есть таков, с таковым ниже ясти. Зде и иныя нам знаменует, в лобе живущия, и како брат сыи, идолослужитель быти может? Якоже и в самарянех приключися тогда, иже от полу благочестие изволяху" (Бес. 16 на пос. ап. Павла стр. 703).

Можете ли вы вкушать пищу с еретиками - это спросите своей совести. Если вы едите с еретиком с целью расположить его к Церкви, осужденния не приемлете. Не нужно однако стыдиться исповедывать благочестивыя предания. Проповедник же должен быть совершен.

Вопрос Исаева:

Можно ли христианину покланяться иконам, от еретических рук литым или рисованным шарованным образом, хотя по существу и чисто?

Ответ:

Св. Феодор Студит по этому вопросу говорит, приводя слова Апостола Павла: „Вскую свобода моя от иныя совести судится", и если покланяться еретическим изображениям, хотя бы и по существу написанным, то значит, можно думать, что и в храмах еретических не возбранно поклонитися? Но на это есть прямое запрещение Апостольскихъ правил: „Аще же в нечестивии держат место да бегаеши от него, понеже осквернено быст от них, якоже бо преподобнии святители освящают, тако нечестивии окверняют" (Прав. Апост. Петра и Павла 10-е).

Вопрос Вершинина:

Некто вдовец вступил в брак с еретичкой, но вскоре разошелся с нею, а затем вступил в третий брак с христианкой. Можно ли с таковым сообщаться в молитве и в питии и ядении?

Ответ:

Спаситель Христос во Св. Евангелии изобразил Церковь Свою чистою пшеницею, но человек самовластием своим претворяется в плевелы, о которыхъ Христос сказалъ: „оставьте обоя расти до жатвы. В приведенном вами случае не видно ясно: при каких обстоятельствах расторгнут брак съ неверною? О таковых браках (с еретиками) говоритъ 72-е правило 6 Вселенского Собора, признавая их „не твердыми". А по сему, по разсуждению и по совету с духовными лицами упомянутого „некто", можно иметь терпение.

Вопрос его же:

Можно ли христианину молиться на иконы письма „часовенных", если эти иконы подобны нашим, и можно ли продавать им иконы нашего письма?

Ответ:

На основании повеления, данного Апостолам: „шедше, научите вся языки", каждый христианин обязан исповедывать святую веру и не зарывать данный ему талант, стараясь при всякой возможности „научить" вере Христовой. Стоглавый Соборъ определил считать иконописцев равными церковнослужителям, ибо они в своем художестве служат к возвеличению Христовой Церкви.

Если иконописец, продавая святое изображение „часовенному" или иному еретику, имеет не только цель наживы, но и желание обратить заблуждающегося, то он не только непогрешает, но даже исполняет высокое апостольское служение.

Если же упомянутых, безкорыстных целей не преследуется, то здесь требуется разсуждение над словами того же св. Евангелия, в которыхъ говорится: „не дадите святая"... и еще в другом месте „не мечите бисера"... "Иже чтет да разумет".

Вопрос его же:

Сколько времени младенца кормить молоком. Некоторые говорят 2 года, а иные -3 поста великих?

Ответ:

В древних харатейныхъ уставах (напр, митрополита Георгия, 1276-1284 гг., именуемого „Владимировым") подтверждается мнение о том, что младенцев следует кормит молоком три великих поста.

"Щит Веры", 1912, №№ 10,12

Категория: Щит Веры | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 1294 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz