Вследствие поданного нашему смирению от существовавшего доныне отдельно христианского общества, именуемаго "диаконовским согласием", прошения, дабы позволено было имбыло соединиться с нашею святою древле-православною Церковию, не подвергаясь канонному чиноприятию, за то, что они, находясь во удалении от православной ветковской церкви, принимали приходящих к ним от великороссийской церкви священников третьим чином без миропомазания и имели некоторые разности в обрядах, - составлен был собор, на котором в присутствии нижеподписавшихся членов, слушаемо было дело о помянутом обществе "диаконовцев" и по обстоятельном изследовании оказалось, что оное общество, именуемое "диаконовым" согласием, суть последователи жившего в первой половине XVIII столетия на Керженце диакона Александра, и сверх чиноприятия священства, совершавшагося у них третьим чином, употреблялось двукратное каждение, первоначатое упомянутым Александром и несогласное ветковцам во светоносную ночь исхождение из церкви. Кроме этих трех различий, в прочих церковных обрядах поминаемые "диаконовцы" с ветковскою церковию были согласны и содержали неизменно тое же православное исповедание веры, как у них и в прошении значится.
Почему Освященный Собор, не видя причин, преграждающих вход к единению Церкви всем удалившимся Ея, по реченным, не великоважным в церковном смысле различиям, ибо: а)чиноприятие священства, совершавшееся у них третьим чином, также имеет основание на 69 и 99 правилах Карфагенскаго собора о еретиках донатианах и святоотеческих событиях: о Иоанне, патриархе иерусалимском, о Пирре, патриархе цареградском, и о иконоборных епископах, принятых третьим чином, а потом и на соборе в Белокринице, о принятии г-на митрополита Амвросия, бывшем в 1846 году, всеми присутствовавшими признано правильным, б) двукратное каждение хотя и не было в церкви ветковской и ныне не употребляется, но уставом не отвергнуто, в) несогласное ветковцам исхождение из церкви в светоносную ночь делалось у них в несовершенно постигнутом разсуждении последования уставу, а не по самомнению, - общим приговором определил: означенных "диаконовцев", существовавших отдельным от православной ветковской церкви обществом, но не имевших ересей и самомнений, признавших ныне священство Белокриницкой митрополии правильным и самую ветковскую церковь, от которой они отделились, неизменно православною, на основании перваго правала св. Василия Великагоо подцерковниках, соединить ко святой древле-православной Церкви, согласно их прошения, то-есть, посредством священническаго прощения и молитвеннаго разрешения, и только присоединившихся к их обществу от великороссийской церкви по простолюдинному, уже во отсутствие священства, примирению, навершить св. миропомазанием. При чем, покорения их ради св. Церкви, примирения и соединения, по усерднейшему их прошению, о всех отцах и братиях их общества, умерших в разделении со св. ветковскою церковью, совершать обычное церковное поминовение и безкровное жертвоприношение так, как и о прочих православных христианах, по чину и уставу св. Церкви (Бароний, лето Господне, число 3 и 4, поведает, что: "сообщавшихся еретику Ананию епископов, воспоследовавшаго ради церковнаго примирения уже оных, православные в церковное помяновение поместили", "диаконовцы" же никогда никаких ересей не имели и никаким еретикам не сообщались, но отревали и проклинали).
На жалобу же приснопоминаемых "диаконовцев", будто бы за неправильное над ними употребление членами Белокриницкой митрополии каноннаго чиноприятия, определили: частныя некоторыя лица, приходившия в соединения ко св.Церкви, от их общества были подвергаемы канонному чиноприятию справедливо, потому что во времени разделения их с православною церковью происходили разныя с обеих сторон предубеждения, весьма неблагопристойныя и св. Церкви многовредныя, а другия, ревнуя не по разуму, дерзали уличать друг друга в еретичестве, котораго хотя и за самими "диаконовцами", учинившими церковное раздражение, не видно. Но однако сие последнее св. Златоуст сравнил с ересию, впадшие же в тую при обращении ко св. Церкви неминуемо подлежат строгости каноннаго чиноприятия. Почему и подверглись некоторые из "диаконовцев" такому определению, только не так строгому, как совершенно св. Церкви отчудившиеся; ныне же на все общество "диаконовцев", совокупляющихся во единство тела церковнаго, не может лежать оное определение, ибо чрез это последствие прекратится давно возникший церковный раздор и уничтожатся бываемые в таких обстоятельствах распри и несогласия. Впрочем, на отлучающихся церковнаго единства или раздрание св. Церкви соделывающих, да останется и впредь действительным!
На основании же сего соборнаго разсуждения и приговора дана им, бывшим "диаконовцам", ныне присным чадам святой соборной апостольчкой Церкви, нашего смирения разрешальная грамата, за собственноручным моим подписом и с прилучившихся боголюбивых епископов, а в отдаленности находящиеся преосвященные по уведомлении о сем предмете, прислали за своеручным подписом доверительныя граматы, изъявляя свое согласие, нашего Освященнаго Собора, определению.
... дня 1859 года
Церковь, 1914, № 12
|