Заседание 16|29 мая 1924 г. /вечернее/
По открытии заседания председательствующий объявляет, что будет рассматриваться вопрос о принятии в нашу Церковь лиц других согласий и вероисповедании и за сим предоставляет слово докладчику Комиссии М. Ф. ЛЬВОВУ.
М. Ф. Львов: Вопрос этот вызвал большие дебаты, так как при обыкновенных обстоятельствах вопрос этот было просто решить; но теперь, когда обстоятельства изменились, то он конечно, осложняется. К нам теперь очень многие обращаются из иных согласий, благодаря тем событиям, какие у нас совершились. Конечно, мы понимаем, почему они к нам обращаются, но почему же мы сейчас отделились? Потому ли, что был какой-нибудь каприз или какие-нибудь новшества введены были? Вспомним, что произошло, когда мы очутились после Никона. Мы были тогда гонимы, мы были разбросаны по России в разных местах; кроме того мы оказались в разных условиях. Некоторые оказались, имеющие священников, некоторые не имеющие этих духовных лиц. Если бы те, которые не имели священников, имели такие пути сообщения какие сейчас имеем мы, то они, несомненно, узнали бы о положении своих братьев; но так как они этих условий не имели, то и получилось, что, когда потом встретились следующие поколения старообрядцев, то они увидели, что получилась какая-то разница, что одни имеют священников, другие нет. Те, которые не имели священников оправдывались тем, что их деды и отцы тоже не имели священников, но, хотя они считали, что можно обходиться без священников, все же сердце у них было неспокойно, и они оставались в сомнении. Когда они увидали, что Церковь наша восстановлена, то как бы проснулись от кошмара, отбросили все сомнения, начали обращаться к нам, нельзя ли как-нибудь подойти к объединению. Мы имели несколько писем-просьб от оных согласий. Ввиду этого Комиссия решила разобрать вопрос как вопрос неотложный и составила проект резолюции, которая будет оглашена в конце прений.
Председатель: Я открываю прения по этому вопросу.
Г. Е. Лысяков: К сожалению, время не позволило мне принять более близкое участие в Комиссии по обсуждению вопроса об отношении к бывшей господствующей церкви вообще, и в частности по отношению к старообрядцам тех или иных согласнй. Вопрос настолько важен и серьезен, что я позволю себе взять несколько слов, для того, чтобы немножко осветить этот вопрос. Я считаю, что вопрос этот в достаточной мере назрел, чтобы можно было иметь те или иные суждения совершенно конкретные; я должен сказать Вам, что от Никона до последнего разделения Греко-Российской церкви по существу положение в Господствующей церкви не изменялось; теперь, с разделением ее на Живую, Обновленческую, Тихоновскую и др. церкви положение изменилось, и мы с этим обязаны считаться. Обновленческая церковь допустила три новшества: упразднила монашеский институт, признала возможность учреждения женатого епископа и второбрачие священнослужителей, но эти три новшества ничего нового по моему мнению не прибавляют, и не изменяют в смысле чиноприема обращающихся. Как мне известно, постольку, поскольку я слежу за всей текущей литературой выходящей, как здесь, так и в других местах, новых материалов, новых каких-либо данных к изменению нашего взгляда на так называемую Австрийскую иерархию нет и быть не может, поскольку в этой обстановке ничего нового не появилась.
У старообрядцев и раньше было желание, что нужно как-то по этим вопросам сговориться, нужно ближе подойти, и не решать с плеча, а более или менее, серьезно и обоснованно с точки зрения канонической. Подтверждение этому мы находим, например, на Нижегородском Съезде.
Так как до сих пор новых материалов нет, то и нам незачем менять точку зрения на этот предмет. Что же касается родоначальника Австрийской иерархии, то я должен сказать, что вопрос о нем в достаточной мере разжеван. Этот вопрос уже поднимался на Нижегородских Съездах. Вы знаете, что Нижегородский Съезд постановил послать делегацию на ближний Восток с целью досконально выяснить вопрос о крещении на Востоке. Оказалось, что там официально признается, так называемое трехпогружательное крещение, но на практике делается так: в каждой церкви имеется нечто вроде нашей раковины с водопроводом, и вот священник, когда крестит, младенца, берет несколько капель из водопровода и наливает на голову. Вот то, что называется трехпогружательным крещением Греческой церкви. Я говорю не анекдоты, а факты; я полагаю, что в Греческой церкви не произошло никаких событий, которые могли бы изменить отношение Греческой церкви к вопросам о крещении и поэтому думаю, что все основные положения этого вопроса остаются такими же, какими были и тогда. И, следовательно, нет никакого основания говорить, что Амвросий крещен трехпогружательно. Затем здесь был затронут другой вопрос о том, была ли Амвросию разрешена одна или несколько служб, то есть рассматривать ли его, как лицо незапрещенное, или запрещенное условно. Я не беру на себя ответственность решать этот вопрос так, как это может быть следовало с точки зрения канонической, но я только говорю одно, что никто не может взять на себя смелость с авторитетом сказать, что если Амвросию была разрешена одна или две службы, или даже десять, то значит ли из этого, что он не был запрещен. Такую смелость на себя взять никто не может, и по этому я говорю: мы не фиксируем того, что Амвросий был запрещен категорически в том смысле, как мы представляем себе слово «запрещен». Пусть было так, он был запрещен условно, но все равно это не дает никаких оснований признавать иерархию вполне законной и канонической, я уже не буду касаться других чрезвычайно острых вопросов, например, о приеме Амвросия; ибо здесь будет нечто анекдотическое, нечто не заслуживающее того, что можно было бы назвать действительно церковным чиноприемом. Профессор Субботин в своей книге говорит, что Амвросий совершенно не знал славянского языка; но если не знал, то; спрашивается, как мог он исповедоваться? Я говорю, что пусть это было не совсем так: но постольку, поскольку мы видим целую цепь сомнений, целую цепь недоказанных положений, у нас нет никаких оснований менять нашу точку зрения на этот предмет. Но здесь есть еще другая сторона дела, а именно, та, что признающие эту иерархию наши братья, и что мы были до 1846 года одной и той же семьей. Не является ли это основой для того, чтобы пересмотреть этот вопрос, и нельзя ли как-нибудь смягчить его? Собор может все пересмотреть и может изменить свою точку зрения, но исключительно только в том случае, если бы к этому были те или иные основания; но оснований никаких новых нет и, следовательно, также нет никаких оснований решать по-иному этот вопрос. Теперь остается третий вопрос - об отношении к беспоповцам.
По отношению к ним у нас особенных разговоров быть не может, ибо здесь нет ничего такого, что бы изменило нашу точку зрения на этот предмет; и по этому, вопрос должен обстоять так, как обстоял до сих пор. Я говорю, что пусть они называются старообрядцами, пусть кем хотите, но дело в том, что раз нет иерархии, раз нет ни одного таинства, то какой же может быть здесь разговор; и поэтому я полагаю, что в отношении беспоповцев должен быть оставлен тот чиноприем, который был до сих пор. На все эти вопросы мы должны дать определенный ответ только такой. Вы, знаете, что один Собор постановлял так, а другой Собор мог смотреть иначе. Какой же отсюда можно сделать вывод? А вывод только тот, что если Собору угодно, то он, несомненно, может этот вопрос пересмотреть, но перед ним непременно встанет одно условие - это именно то, что должны быть новые обстоятельства, новые факты и материалы, проливающие тот или иной свет на это дело. Изменения должны вызываться жизнью или величайшими нуждами Церкви. Откровенно, говоря, я не знаю, чтоб отношения к нам господствующей церкви, или Австрийских братьев были новы. Мне известно, что они остаются такими же нашими противниками, какими были до сих пор. Они со своей стороны отношения к нам не меняют; если же мы пойдем к ним навстречу, то получится то, что «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Но разумно это? Может быть, они свою точку зрения в отношении нас изменят? Но поскольку их отношения еще не выявлены, постольку нам нечего забегать вперед.
Итак, я вполне присоединяюсь к выводам, сделанным комиссией; и если я взял слово, то только потому, что хотел лишь более подробно обосновать их. Я предлагаю прения не открывать, а перейти к обсуждению резолюции.
Вслед за сим и после некоторого обмена мнениями и разъяснений председательствующего, оглашается проект резолюции, выработанный комиссией следующего содержания.
1) Переходящих из Великороссийской церкви принимать прежним порядком, т.е. вторым чином, а священнослужителей притом и в сущем сане; но, ввиду происшедшего в 1922 году разделение Великороссийской церкви, в случаях возникновения каких-либо сомнений представлять о сих сомнениях на разрешение Главного Церковного Совета, так как общие по сему предмету указания могут быть даны лишь после выяснения происходящих в Великороссийской церкви событий.
2) Переходящих духовных лиц и мирян Белокриницкого согласия принимать на прежних основаниях, но признать желательным пересмотр этого вопроса, а поэтому образовать комиссию для всестороннего выяснения вопроса о правильности чиноприема митрополита Амвросия;
3) Переходящих от беспоповских согласий и из так называемых часовенных принимать с довершением всех таинств, которые над ними не были совершены.
Первый пункт этой резолюции принимается Собором большинством всех против одного; второй пункт большинством всех против одного, причем единогласно постановлено Комиссии не образовывать, а поручить пересмотр вопроса о чиноприеме митрополита Амвросия Главному Церковному Совету третий пункт принимается единогласно.
С тем вместе Собор разрешает в порядке текущих дел тесно связанный с предыдущим докладом и вытекающим из оного вопрос о том, как поступать духовным властям в тех случаях, когда наши христиане повенчаются в Великороссийской церкви и постановляет: о каждом таком случае представлять на разрешение Главного Церковного Совета, с подробным изложением обстоятельств дела.
После этого Собор переходит к рассмотрению одного из докладов с мест, а именно к вопросу о брадобритии.
После продолжительных прений преступлено к обсуждению предложенных проектов резолюций.
Первый проект, предложенный Г. Е. ЛЫСЯКОВЫМ следующего содержания:
«Собор, заслушав доклад о брадобритии еще раз осуждая брадобритие обращается с любовью ко всем верным чадам Церкви с увещеванием оставить брадобритие, а всех пастырей, а равно родителей просить употребить все усилия нравственного воздействия на брадобрийцев оставить этот грех. Выработку практических мероприятий в отношении лиц, неоднократно ослушавшихся сделанных им пастырями предупреждений об оставлении брадобрития, передать Главному Церковному Совету».
Член Собора МАХОНИН предлагает в приведенном проекте резолюции слова «этот грех» заменить словами «эту ересь третьего чина», а вместе с тем, вносит и свой проект резолюции следующего содержания:
«Брадобрийцев, которые не оставляют такового, от Церкви отлучать и к Причащению не допускать, а принимать как еретиков третьего чина (Номоканон, буква Л.600 об.).
Наконец предлагается дополнение к резолюции проекта члена Собора ЛЫСЯКОВА следующего содержания:
«Брадобрийцев не допускать до чтения в церкви и до св. Креста - впредь до обрастания бороды».
Произведенным голосованием принимается по большинству голосов первый проект резолюции без поправок и дополнений, причем Собор постановляет передать эту резолюцию на рассмотрение Редакционного Комитета.
После этого председательствующий объявляет перерыв заседания до следующего дня.
Заседание 17/30 мая 1924 г.
Председательствует А. М. РЫБОЛОВ.
Председательствующий оглашает принятую в вечернем заседании Собора от 16-го мая с.г. резолюцию о брадобритии в новой редакции, составленную Редакционным Комитетом.
Редакция эта следующего содержания:
«Собор, заслушав доклад о брадобритии и всесторонне обсудив этот вопрос, умоляет всех единомышленных христиан отвратиться от сего душепагубного действа, каковым является брадобритие, и учение о котором относится к ереси третьего чина, и призывает всех пастырей Церкви и родителей чад принять все меры духовного воздействия на брадобрийцев.
В первую очередь Собор признает необходимым, не допускать брадобрийцев ни к пению, ни к чтению церковному. Окончательную же выработку всех мероприятий в отношении лиц, неоднократно ослушавшихся пастырских предупреждений об оставлении брадобрития, Собор поручает Главному Церковному Совету».
Резолюция в этой редакции принимается единогласно (ст. 30 Наказа – см. Приложение).
После сего Собор, по предложению председательствующего, в порядке текущих дел выносит следующие резолюции:
1. Принять меры к зарегистрированию в установленном порядке Главного Церковного Совета и Правления при нем и лишь после этой регистрации открыть их действия, причем просить А. М. РЫБОЛОВА принять на себя труд этого дела.
2. Уполномочить названные Совет и Правление ходатайствовать где следует о представлении для жительства Архиепископа и лиц, состоящих при нем и для расположения его канцелярии достаточного помещения в гор. Москве в доме, находящемся в церковной ограде.
3. Уполномочить те же Совет и Правление ходатайствовать где следует от имени Собора по всем вопросам, разрешение коих необходимо для проведения в жизнь постановлений Собора.
4. Поручить всем приходам представить в то же Правление для просмотра надлежащие документы о перешедших из Великороссийской церкви духовных лиц, документы коих не были ранее сего просмотрены Советом Всероссийского Братства, и
5. Установить что духовные лица, переходящие из Великороссийской церкви, могут приниматься лишь по разрешению Правления при Главном Церковном Совете.
За сим Собор, в порядке рассмотрения докладов с мест, постановляет поручить Главному Церковному Совету приготовить к будущему очередному Собору подробный доклад по вопросу о возможности единоличного рукоположения во Епископы.
После этого член Собора ЛЫСЯКОВ в кратком, но в сильном слове указывает на испытываемое им и вероятно всеми присутствующими чувство полного удовлетворения по поводу спокойного и единодушного разрешения всех вопросов на Соборе, а в особенности вопроса о чиноприеме Архиепископа НИКОЛЫ. Вместе с тем оратор обращается с просьбой ко всем членам Собора, сообщить на местах своим братьям о таком успешном ходе работ Собора и о том, что работы эти протекли в строгом соответствии с требованиями канонических правил и это дает надежду, что решения Собора на местах никаких сомнений и недоразумений не вызовут.
Вслед за этим просит слова В. С. САЛИЩЕВ и предлагает выразить глубокую благодарность Московской Общине в лице Председателя М. Н. ЧУПАХИНА и членов ее Совета, понесших много забот по устройству Собора, а также лицам председательствовавшим в заседаниях Собора и в особенности А. М. РЫБОЛОВУ, более всех потрудившемуся в деле созыва Собора и ведении хода его заседаний и выразить истинную признательность докладчикам и секретариату за исполненную ими трудную и ответственную работу.
Предложение это единогласно принимается Собором.
После этого постановления Архиепископ НИКОЛА в сослужении большинства соборного духовенства отслужил благодарственное молебствие Господу Богу, по окончании которого Владыка в 1¾ часа дня объявил о закрытии Собора.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткий наказ о порядке действия и заседаний Собора
1. Собор состоит под председательством Архиепископа Николы.
2. Собор избирает из своей среды пять товарищей председателя, причем не менее двух из них должны быть духовном сане, секретаря и его заместителя, а такте 4-х помощников.
Примечание: I. Секретарь или его заместитель должны быть в духовном сане, в коем должны состоять не менее половины помощников секретаря.
Примечание: II. Сверх указанной в сей (2) ст. лиц, Собор избирает из своей среды из мирян одно или несколько лиц для исполнения распоряжений председательствующего по наблюдению за порядком в заседаниях и для осуществления порядка в помещениях Собора вне заседаний.
3. В заседаниях присутствуют с правом решающего голоса Председатель и члены Собора, полномочия коих признаны правильными.
Примечание: Полномочия членов Собора рассматриваются Особой, избираемой Собором комиссией, постановления которой утверждаются Собором.
4. В заседаниях Собора в особо свободных местах могут присутствовать а) с правам совещательного голоса—рекомендованные двумя членами Собора православные христиане нашего согласия, и б) без права голоса посторонние лица, не имеющие права вмешиваться в ход дела или выражать одобрение или неодобрение.
Применение: В случае несоблюдения лицами указанными в сей (4) ст. правил, изложенных в оной, или вообще неблагопристойного их поведения, председательствующий делает предостережение, а при безуспешности этой меры, или в случае крупного нарушения порядка удаляет виновных из помещения заседания, при невозможности же определения виновных удаляют всех лиц, находящихся на особых (ст. 4) местах, причем при неповиновении председательствующему, он прерывает заседание и обращается к содействию гражданской власти.
5. От Собора зависит рассматривать известные дела без присутствия лип, указанных в § б ст. 4, а также, в случае надобности и без присутствия лиц, поименованных в § а ст. 4.
6. Для законности заседаний Собора в нем должно присутствовать не менее двух третей из числа тех членов Собора, полномочия которых признаны правильными и которые за сим не выбыли временно или совсем из числа членов Собора или же находятся в отпуску, причем необходимо присутствие председателя, или его товарища и секретаря или его заместителя или же его помощника.
7. Каждый член Собора по явке в заседание Собора или Комиссий, записывается собственноручно на особом листе.
Все дела на Соборе, Комиссиях и Соборном Совещании (ст. 28) а также в редакционном Комитете (ст. 29) решаются простым большинством голосов наличных в заседании членов за исключением дел, указанных в ст.ст. 11, 12 и 38, причем в случае равенства голосов решением признается то мнение, за которое голосовал председательствующий
9. Способ голосования предоставляется на усмотрение председательствующего, но в случае требования о том не менее 20 членов Собора, голосование должно быть произведено закрытой баллотировкой.
10. Определение времени начала и закрытия заседаний, перерыва их продолжительности, наблюдение за порядком заседаний и все руководство ходом оных принадлежит исключительно председательствующему, действия которого и распоряжения, являются обязательными для всех присутствующих в заседании, при чем недовольные этими распоряжениями могут подавать о сем заявления в Соборное Совещание.
11. Члены Собора, не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего, призываются к порядку или лишаются права дальнейшего слова, а в случае безуспешности этой меры или при особо важных нарушениях порядка председательствующий передает действия их на немедленное рассмотрение Собора, который, если признает их виновным исключает их временно или совсем из членов Собора, извещая об этом избравшие их приходы, при чем для принятия этих мер требуется большинство двух третей голосов наличных, кроме обвиняемых членов Собора и такое постановление выносится без прений, за исключением речей обвиняемых и нужных разъяснений председательствующего.
12. О членах Собора, пропустивших беззаконных причин два подряд заседания Собора или два подряд заседания Комиссии, сообщается Соборным Совещанием на обсуждение Собора, который поступает согласно правил ст. 11.
13. Все дела в Собор поступают через Соборное Совещание.
14. Собор не входит в определение существа дела непосредственно управления церковью и в случае наличности таких вопросов в докладах с мест или в текущих делах передаются Соборному Совещанию но принадлежности.
Примечание: По жалобам на действия и постановления мест и лиц церковного управления Собор постановляет соответствующие определения, причем, если жалобы эти касаются духовного сана, то Собор рассматриваем
таковые жалобы в особом своем присутствии, состоящем исключительно из членов духовного сана.
15. От Собора зависит непосредственно рассмотреть поступившее дело или передать его на предварительное обсуждение комиссии.
16. Образовывая комиссию, Собор определяет круг и ее действий, число ее членов и избирает, как их, так и их числа председателя комиссии, которая сама избирает своей среды товарища председателя и докладчика по делу из членов Собора, секретаря и его помощника.
17. По окончании возложенной работы на нее, комиссия передает всем дела вместе с протоколами всех своих заседаний в соборное совещание.
18. Рассмотренное в комиссии дело докладывается на Соборе докладчиком комиссии, который представляет письменный проект резолюции. Дела, непосредственно рассматриваемые Собором, докладываются секретарскою частью, a проект резолюции предлагается словесно председательствующим.
19. После доклада происходит обсуждение дела путем речей членов Собора.
20. Члены Собора, желающие выступить с речью, подают написанную на бумажке фамилию свою председательствующему.
21. Члены Собора в своих речах обязаны сохранять полную благопристойность, не выходить из пределов круга ведомства Собора и объема данного дела и не входить в личные пререкания с другими членами Собора, а равно не позволять себе обсуждения действий председательствующего.
Примечание: Все члены Собора, за исключением председателя и председательствующего, говорят речи и представляют доклады стоя, при чем речи не могут читаться, а должны произноситься.
22. Члены Собора, несогласные с редакцией проекта резолюции докладчика или председательствующего, подают письменно свой проект резолюции.
23. От Собора зависит ограничить речи известным промежутком времени, а также прекратить запись ораторов.
24. Перед голосованием слово представляется вновь докладчику, после которого допускаются только разъяснения председательствующего.
25. По сложным делам, по коим проект резолюции состоит из нескольких статей, от председательствующего зависит сначала открыть общие по данному вопросу прения, а за сим ставить на голосование следует ли переходить к постатейному рассмотрению проекта резолюции, при чем отрицательное разрешения сего вопроса знаменуют собою отклонение всего проекта.
26. Протоколы заседаний Собора изготовляются секретарскою частью в течение ближайших суток, подписываются председательствующим и исполняющим секретарские обязанности заседаний и прочитываются в заседании Собора, утверждению коих и подлежат.
27. О заседаниях Собора, комиссии и соборного совещания и Редакционного Комитета вывешивается объявление в смещении Собора и никаких других извещений не полагается.
28. Для рассмотрения вопросов внутреннего распорядка хозяйственных, для составления повестки заседания, а также для внешних сношений Собора образуется соборное совещание (Президиум) под председательством председателя Собора из пяти его товарищей, секретаря Собора и его заместителя.
29. В составе Собора образуется Редакционный Комитет под председательством председателя Собора из всего соборного совещания (ст. 28) всех помощников секретаря Собора и председателей, их товарищей, секретарей, их помощников и докладчиков всех комиссий.
30. В Редакционный Комитет поступают дела, после решения их Собором, если Собор признает его нужным, причем Редакционный Комитет рассматривает дела исключительно с редакционной точки зрения. Если комитетом постановление Собора не будет изменено или, если эти редакционные изменения будут, по мнению всех наличных членов незначительными, то рассмотренное комитетом постановление Собора восприемлет законную силу, а в противном случае оно вносится вновь на рассмотрение Собора, который обсуждает дело только с точки зрения сделанных комитетом изменения и постановляет соответствующее окончательное определение.
31. Соборное Совещание и Редакционный Комитет избирают из своей среды товарища председателя, секретаря и его помощника, а Редакционный Комитет и докладчика по делу.
32. Для законности заседаний комиссии, Соборного Совещания и Редакционного Комитета необходимо присутствие в них председателя или его товарища, секретаря или его помощника и трех членов.
33. Действия ст. 12. сего наказа на членов Соборного Совещания не распространяется.
34. Члены Собора могут быть членами местных комиссий, а участие в сих последних совместимо с участием в Соборном Совещании.
35. В заседаниях комиссий, Соборного Совещания и Редакционного Комитета могут, с разрешения председательствующего присутствовать без права голоса члены Собора и лица, указанные в § а ст. 4, а от председательствующего зависит пригласить в заседание с правом совещательного голоса тех членов Собора, участие коих он признает полезным.
36. Собор отвечает лишь за те отчеты о его заседаниях или сведении о его деятельности, которые были просмотрены соборным совещанием и на коих имеется о сем отметка; все же прочие отчеты и сведения, хотя бы они и не соответствовали действительности, оставляются Собором и его представителями без всякого опровержения.
37. Просьба членов Собора об отпусках или увольнении от звания члена Собора рассматривается и разрешается окончательно соборным совещанием, которое о своих по этим предметам решениях доводит до сведения Собора.
38. Изменения и дополнения сего наказа допускаются лишь по предложению Соборного совещания, утвержденному Собором большинством 4 | 5 голосов наличного числа членов Собора.
ПРЕДСЕДАТЕЛ Ь:
[на подлинном подпись]
за тов. пред. АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ РЫБОЛОВ, проживающий Мал. Андроновка д. № 10, кв. 11
СЕКРЕТАРЬ.
[на подлинном подпись]
Архимандрит Климент Логвинов
http://ancient-orthodoxy.narod.ru
|