Книжница Самарского староверия Суббота, 2020-Май-30, 17:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
1694 г. [1]
1705 г. [1]
1709 г. [1]
1710 г. [2]
1723 г. [1]
1752 г. [1]
1779 г. [6]
1783 г. [1]
1784 г. [1]
1789 г. [1]
1805 г. [2]
1809 г. [1]
1810 г. [1]
1840 г. [0]
1846 г. [2]
1847 г. [0]
1859 г. [1]
1861 г. [2]
1863 г. [5]
1864 г. [2]
1865 г. [1]
1867 г. [1]
1868 г. [1]
1871 г. [1]
1872 г. [1]
1873 г. [1]
1874 г. [3]
1875 г. [0]
1876 г. [1]
1877 г. [3]
1878 г. [1]
1879 г. [0]
1880 г. [0]
1881 г. [0]
1882 г. [0]
1883 г. [1]
1884 г. [3]
1885 г. [3]
1886 г. [0]
1887 г. [0]
1888 г. [0]
1889 г. [0]
1890 г. [1]
1895 г. [1]
1896 г. [3]
1897 г. [1]
1898 г. [3]
1899 г. [1]
1900 г. [0]
1901 г. [2]
1902 г. [2]
1903 г. [2]
1904 г. [1]
1905 г. [2]
1906 г. [3]
1907 г. [1]
1908 г. [2]
1909 г. [14]
1910 г. [3]
1911 г. [2]
1912 г. [27]
1913 г. [1]
1917 г. [5]
1918 г. [1]
1922 г. [1]
1923 г. [4]
1924 г. [5]
1925 г. [1]
1926 г. [4]
1927 г. [2]
1928 г. [3]
1930 г. [2]
1953 г. [1]
1955 г. [1]
1956 г. [2]
1966 г. [1]
1974 г. [2]
1976 г. [1]
1978 г. [1]
1983 г. [1]
1988 г. [2]
1990 г. [1]
1992 г. [2]
1993 г. [1]
1996 г. [2]
1997 г. [3]
1998 г. [1]
1999 г. [1]
2000 г. [2]
2001 г. [1]
2002 г. [1]
2004 г. [2]
2005 г. [9]
2006 г. [19]
2007 г. [8]
2008 г. [10]
2009 г. [7]
2010 г. [12]
2011 г. [9]
2012 г. [10]
2013 [14]
2014 [5]
2015 [5]

Главная » Книжница » Материалы соборов и съездов » 1926 г.

Соборное постановление старообрядцев титовского согласия 8-15 марта 1926 г.
[ ] 2007-Ноя-06, 14:51

Титовское согласие — одно из малоизвестных течений староверия. Оно возникло в начале XX в. Судя по данным источников, его распространение на протяжении всего XX в. имело локальный характер и не выходило за пределы современной Томской области и прилегающих к ней c востока районов Красноярского края. Свое название титовцы получили от представителей других направлений старообрядчества - по имени своего наиболее авторитетного учителя начала XX в. Тита Тарасовича.

 

Вероучение титовцев во многом совпадает с вероучением странников и, отчасти, часовенных. Как и странники, титовцы считали окружающий их мир царством последнего Антихриста, которого они понимали в духовном смысле как отступление от веры, произошедшее в России вследствие реформы патриарха Никона и деятельности гражданских властей. Как и странники, титовцы крайне негативно оценивали календарную реформу Петра I и введение в России григорианского календаря в 1918 г. Но особенно отчетливо сходство проявлялось в том, что титовцы требовали от своих единоверцев уничтожения документов и перехода на нелегальное положение. Особенностью титовского вероучения по сравнению со странническим была проповедь допустимости бессвященнословпого брака. Некоторая часть странников тоже разделяла эту идею, по, по-видимому, о существовании странников-«брачников» титовцы просто не знали. Подробнее о титовцах см.: Мальцев А. И. Титовское согласие - локальная группа старообрядцев в XX в. (тезисы доклада) // Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока. Материалы региональной научной конференции. Новосибирск, 1997, с. 91-92.

Текст соборного постановления 1926 г. в наибольшей степени раскрывает суть титовского вероучения, именно поэтому он выбран для публикации.  

 

Соборное постановление старообрядцев титовского согласия 8-5 марта 1926г.

 

Беседа, была в Зачюлымской тайге 7434 года, месяца марта  осмаго и до 15 числа, съехавшихся от многих месностей жители, ревность имущих о благочестии правыя веры

 

1-й вопрос. Можно ли иметь общение с язычниками, и еретиками, и с некрещенными, и со отлученными, и со оглашенными в ядении и питии за единым столом, хотя бы и из разной посуды? Но етого не должны так делать, а все должно быть отделно, как, например, стол, такъже и посуда.  Читай сборник о мирщини и о  брадобритии, и Око церковное, глава 37, патриаршее.

 

2-й вопрос. Такъже христианину самосятку не гнать, и для праздников не покупать, и не употреблять, и не торговать, и от всякаго пиянства хранится. А кто преслушает сие - да будет отлучен от братства, по Кормчей, глава 62, правило 17. А о пиянстве читай Книгу о вере, глава 15, л. 128 и далее: О омраченном пиянстве.

 

3-й вопрос. Если християнин свое имущество продаст или купит что с росписанием от какия-либо власти - сие дело мы признаем за отступление. Таковии за сие подлежат наказанию на одну четыредесятьницу.

 

4-й вопрос. Христианину на восхищенном месте жить не подобает и аренд брать по своему согласию; голос подавать не должен, хотя бы и не въписывался сам лично, а точию бы совет дал писатся. Ето тоже принадлежит ко отступлению. За етот поступок от таковаго места отстать и потом приитти к покаянию.

 

5-й вопрос. Если старшое лице, вследствие стеснителных обстоятелств, приведет своих семейных членов ко отступлению, то он должен быть судится строжае подданных своих. Понудившему - на три года, а понужденным - на год. Ето на основании Кормчей, Петра Александрийскаго правило 6, а по Номоканону - легчае.

 

б-й вопрос. У неверных и отступивших от веры младенцев здравых не подобает крестить, доколе не обратятся. Аще будут у сих родителей дети болные, то ети дети должны быть крещены, точию с таким условием, чтобы стать на оглашение родителям. Феодора Студита, стр. 633.

 

7-й вопрос. О одеждах, употребляемых мирянами при богослужении и во всяко время верным. Запрещается употреблять еллинские обычаи во одеянии, а именно: пинжаки, ковты и разныя необычныя христианину. А должна быть простая одежда христианская обычная, без всякого украшения. А если кто поступит противно сему святых отец уложению - таковый подлежит ко отлучению. Кормчая, 6-го вселенскаго собора правило 71. Бароний, лист 580. Щапова, стр. 223. Стоглав, глава 4-я, стр. 34.

 

8-й вопрос. О неходящих в церковь на молитву. Они отлучаются от общения. Кормчая, 6-го собора правило 80. И трехътолковая л. 36 об. Кормчая, 6-го собора правило 80. Бароний, лето  Господне 704, лист 815.

 

9-й вопрос. Если кто приимет заповедь от отца духовнаго, то тот же должен и разрешить его просто прощением и благословением. А по совету отца духовнаго может и другой отец разрешить его. А если, гордости ради, не будет от свого отца примать разрешение, то не должен принимать его другой, а точию - при смерти. А если же запрещенный будет в далности от своего отца духовнаго, то при болезни может сам себя разрешить. А если же будет здрав паки, подобает довершити канон. Потребник болшой, лист 159 и 160. Захария Копистенский, глава 37, лист 117. Пролог, декабря 7, Поучение Иоанна Златоустаго.

 

10-й вопрос. Аще кто на исповедь приидет к простолюдину, может ли назвать его отцем духовным или — честный отче? Может. Пролог, месяц сентябрь 25. И Златоуст, слово 53. Четь Минея, мая 1-го.

 

11-й вопрос. Како подобает разумети о тех, кои при крещении несовершенно погружались, или что когда окажется в словах ошибочным? Ответ. Если Троичное имя останется по ошибке, то ето следует исправить. А если же по ошибке кто скажет: «И Духа Святаго», л. 37 или другое  что ко подобное, кроме Троичных имен в перемену по ошибке скажет, то не смеем повторять. На основании свидетельств: Захария Копистенский, и глава 5 о крещении. Патерик азбучный, буква «А», глава 46. А если части тела окажутся не погруженными по ошибке, то кажется сомнителным. А если же точию часть некая власов останется не погружеными, то не смеем повторять.

 

12-й вопрос. Для избежания запрещенных браков постановлено общим братским советом отнюд не заключать браки без спросу и без дозволения старшей братии. На основании: Кормчая, лист 522 об. А кто преступит сие - будет подлежать наказанию за нарушение святых отец уложения.

 

13-й вопрос. О восхищающих жены на брак. Кормчая, Анкирскаго собора правило 11. Василия Великаго, правило 22. Севаста Арменопула. Матфей Правилник, состав 1-й. Кормчая, б-го собора правило 94. Василий Великий, 30. Кормчая, лист 421-487 оборот.

 

14-й вопрос. В неверии сшедшихся браком, аще едина часть уверует, что им творити? Апостол, Коринфом, зачало 137. Кормчая, 6-го вселенскаго собора правило 72. Матфей Правильник, состав 3-й, лист 77 об. Севаста, книга 3-я, лист 304. Семион Солунский, вопрос 47, лист 408, а в руском переводе — стр. 122. Номоканон, правило 52-е и Кормчая, глава 60.

 

15-й вопрос. Сомнителныя браки в сродстве. Самоил Евлог[иев], л. зч об. Порфирий Савин[ов], Алексей Андреев, Герасим Кузмич, Симио[н], тако же и един принимает восприемником мать с дочерью.

 

16-й вопрос. О безсвященном браке. Кормчая, лист 497-й, 500-334б. Василий Великий, правило 38. Севаста Арменопула книга 8. лист 296. Матфей Правильник, состав 3, лист 68.

 

17-й вопрос. Моление и трапеза братня единаково судится. Око церковное, глава 37, лист 81. Яко святый жертвенник и братня трапеза во время обеда равно должно есть внимати же и почитати.

Совершенно записались и покаряются - и в тех домах богослужение соборное не совершать, хотя бы у них были кои семейные члены в сообщении с братиею. Аще в полном возрасте и могут себе пищу припасать - у таких питатся можно. А если кои не могут себе пищу приготовить - у таковых не питатся, разве великия нужды, а их не отлучать. По Симиону Солунскому, вопрос 47, лист 408.

 

18-й вопрос. Был всеобщий братский разбор нащет родства Самоила Евл[огиева] и живущую с ним. И много судили, и пришли в такое смущение - что сотворить с ними, если их расторгнуть, то по етому делу ясных свидетелств не нашли. А по кровному родству  развести не посмели. И по сему у них признали брак сумнителным и оставили их брак не расторгнутым предь до яснаго свидетелства. А братия приняли заботу на себя в Божественном Писании о них разбирать. Кормчая, глава 51. А впредь совершать в таком виде брак отнюд не согласны.

 

19-й. Был предложен вопрос Якова Григорьева: можно ли мне со второй жить женой? По етому вопросу было много свидетелств читано. И по прочтении сих свидетелств много разсуждали. И пришли в такое заключение, что Якову Григорьеву не позволяется жить со второй женой по каноническим правилом, потому что у него первая жена жива. А Яков Григорьев, по правилом, указывается невиновен в том, что первая жена его оставила без причины и ушла сама от него, по совету родителей своих. А от сего времени должен Евстафий Васил[ьев] свою дочь неотрочно представить к Якову Григорьеву], если он не уклонится в другое мудрование. А если он уклонится в другое мудрование, то она должна жить в монастыре. По Кормчей, лист 362 и трехътолковой Кормчей, 6-го вселенскаго собора правило 87, в толковании Вальсамона. 

 

17-й в вопрос. Не следует ли избрать человеков для разбору в Писании по разным вопросам веры и благочестия, о вере, братских порядках. Ответ всего собрания. Следует обязательно.Вопрос. Сколько человек избрать? Ответ. Двух человек.

 

18-й вопрос. Могут ли жить, кои сошлись прежде в нечестии. Потом одна часть уверует, а другая часть еще в нечестии находится. Как с таковыми поступать, если верная часть будет приходить ко крещению? Ответ. Таковых примать не следует, а точию при смерти, если коя часть прежде имела намерение. Зри: Матфей Пра-вильник, состав 3, лист 77. Севаста Арменопула книга 8-я, лист 304. Семион Солунский, вопрос 47, лист 408, а на руском переводе - стр. 122. Кормчая, лист 604 о приносе в церковь, от каких должно приимати.

 

19-й вопрос. О духовном родстве. Состоят ли в духовном сродстве плотьские родственники кумовей по боковой линии, например: брат, сестра и так далее. Зри: Кормчая, глава 51, лист 542 и далее л. 39 и лист 421-490, и Шестаго // вселенскаго собора правило 53-54 и лист 498, и лист 566. И Матфей Правильник, состав 2-й. Потребник болшой Иосафа патриарха, лист 154. И Севаста Арменопула, книга 5-я, лист 247. И Зонарь, правило 31, лист 12 на обороте. Номоканон, правило 209, лист 49 и правило 35. И Матфей Правильиик, состав 3-й. И Кормчая, лист 508 и лист 420. О брачном праве, стр. 111-131-153.

 

Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, аминь.

 

Любезный о Христе братец, Василий Онис[имович], предлагается вам всеобщий братский совет относително вашей дочери Марии Васильевны], потому что она ушла за некрещеннаго. По етому делу смотрели по Святому Писанию много - за такой поступок как поступить. Исключав сего, болше не нашли, точию сие: Кормчая, глава 52, лист 560: «Аще же кто отселе повеленная сия ни во что же положит и к таковому себе привержет браку, или чада отдаст - сей от церкве отвержен будет вся дни живота его, не приятен будет в покаяние, прежде да же не расторгнет брака, аще будет и дети сотворил». А потому обчим братским советом присоветовано въпредь до разбору вам, как родителям Марии, быть во отлучении. Но при сем знайте, если же Мит. Ал. увещается  принять святое  крещение, тогда и вы будите приняты сообщение. Въпрочем, знайте, если будите при болезни, то и прежде сего времени не будите лишены братскаго общения.

 

Сие писмо превозлюбленному по Христе братцу СМ. Предлагается вам всеобщий братский совет относительно ваших семейных членов. Мы слышали, что по вашему совету твои внуки пришли в отступление. За сие ваше принуждение присудили всеобщим братским советом быть вам во отлучении, и дотоле - доколе не измените место, а, по изменении места, приимите епитимию. А если же постигнет вас тяжкая болезнь, тогда будите приняты в братское сообщение, точию с обещанием переменить место.

 

Еще писмо братцу Евстаф[ию] Васильевичу] и Фот[ию] Евст[афиевичу]. Уведомляем вас общим братским советом в следующем. По вашему делу с Яков[ом] Григорьевичем] было много суждения на общем братском собрании, и много читано было священных правил, из коих, к сожалению вашему, оправдания вам никак найти не могли. По правилам вы подлежите запрещению. Кормчая, Василия Великаго правило 35. Никон, слово 13. А под запрещением будите дотоле - доколе не перемените житие. По Кормчей, лист 362 и трехътолковой Кормчей, 6-го вселенскаго собора правило 86-е в толковании Вальсамона.

 

При конце настоящей беседы - заключение. Обчим братским советом постановлено то, чтобы всей братии нашей всему вышеизложенному на сей беседе, повиноватися и покарятися. А кто что ко из сего преступит, и будет нарушать христианский порядок, и будет въводить разные соблазны между братией - таковый будет подлежать наказанию по усмотрению местной старшей братии. К сему и подписуемся: Иуст[ин] Васил[ьев], Ник[ита] Иос[ифов], Дороф[ей] Троф[имов], Гер[асим] Куз[мин], Моис[ей] Мат[веев], Савин Порф[ирьев], Пет[р] Иван[ов], Дий Макс[имов], Феок[тист] Федоров], Евл[антий] Сим[онов], Афан[асий] Петр[ов].

 

Собр. ИИ СО РАН, № 12/68, л. 35-40

Категория: 1926 г. | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 1032 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz