Духовный собор, съехавшись на сей духовный собор в поселок Татинцван 31 марта 7461 лета из поселков: Ивановка, Семеновка, Тважанца, Знаменка, Чжеютин (Сыдоохедзы), Татиихе. На соборе были настоятели: 1) Автоном Семеновичь, 2) Григорий Иларионовичь, 3) Кондратий Киприяновичь, 4) Никон Игнатьевичь, 5) Григорий Васильевичь, 6) Иосиф Васильевичь, 7) Алексий Георгиевичь и прочая братия изо всех поселков, духовно собрались и обсуждали вопросы нижеследующия:
1. О поклонении честных икон.
2. О крещении: нужны ли восприемники?
3. О браке Николая Иосифовича.
4. О родстве кровном, и трех сватов, и прочих.
5. О хлебе и воде базарном, и как прощение читать.
6. О ханопитии и харчевках.
7. О самочинии Постникова.
8. О лечении всякими лекарствами.
9. О одеждах необычных.
10. О ястии рыбы в четыредесядницу.
11. О продаже медоухи и ханы.
С Богом сии вопросы обсудили и утвердили законно.
1. О поклонении честных икон: следует поклонятся иконам древним и християнскими иконописцы писаным (Стоглав, глава 43). А иноверными иконописцы писаным или литым (иконам) не поклоняться и не приобретать их.
2. О крещении, и нужны ли восприемники при крещении. Необходимо нужно ставить восприемников по правилу Номоканона 208 и 209-му и по книге Захария Копыстенскаго, глава 35. А если который креститель окрестит без восприемников, то креститель учинится крещаемому крестный отец. А если отец своего дитя окрестит без восприемника, то будет приимец детища своего, разлучается своея жены, сиречь матере детищу, занеже быша себе кумове.
3. О браке Николая Ио<сифовича>. Не разлучать, согласно Кормчей о возбраненных брацех Алексия Патриарха, глава 52, лист 563, но дать епитимию; оставить сожитие во образе неразлучно.
4. О сродстве от крове 7-м степеней и трех сватов. Оставить к неповеленным и к невозбраненным. Кормчая глава 52
5. О хлебе и воде. Если кто нужды ради поест хлеба, то читать прощение и правило по силе.
6. О ханопитии. Аще кто хану (водку) или другия пьяныя напит ки выпьет, то по первому разу отлучается на 2 недели, по второму разу - на 20 дней, по 3-му - 40 дней. А если в харчевках ядят и посты нарушают, будут отлучаться против вышеизложеннаго вдвое. По четвертому разу таковых отлучать с семьями по правилу Номоканона 225, лист 712 и лист 140 - аще неудобь отторжен имут свой обычай - и Зонарь, правило 76, лист 38 оборот, и 112 правило, лист 80 на обороте. Квас и сайда, канфеты как ненужное лакомство оставить, а непокаряющихся наказывать.
7. О самочинении Постникова Матфея . Как отлученный согласно правил - Номоканон 154 и Кормчая, статья Апостольских правил 10 - не общатися с ним, и его действие не приято.
8. О лечении всякими лекарствами, исключая нечистаго зверя. Лечения и лекарства аптечныя кто примет в порошках, то прощение читать. А если в жидком виде кто будет пить лекарствы, то понести епитимию и прощение. А если кто употребляет лечение - хану пьет, то будут наказаны согласно вопроса шестаго.
9. О одеждах необычных: смотреть настоятелям на местах, более придерживаться обычных одежд по подобию истинных християн.
10. О ястии рыбы в страстную 40-цу. Можно рыбу есть только в день Благовещения и в неделю цветоносия, по правилу 221, лист 710 оборот Номоканона, и правилу 222, лист 711, о великом четвертку. Но ниже в велик четверток ядим рыбу по 49-му правилу иже в Лаодикии собора. Ядущии же рыбы в день праведнаго Лазаря или в суботы и недели 40-цы, яко же видим многих сие творящих, суд себе имеют и запретятся своего им сластолюбия, како бо дерзают разрешати в таковыя дни, в ня же не повелевает правило святаго Никифора патриарха Цараграда.
11. О продаже медовухи: согласно Кормчей, правило 9-е 6-го вселенского собора - не продавать.
И прочих вопросов приложено два: 1) о ножах, 2) о матерном сквернословии.
1. О ножах. Ножи должны быть чисты и поганы, яко же указано в Потребнике о оскверныпихся сосудех, лист 538 на обороте и 539.
2. О матерном слове. Аще кто матерно лается, таковых наказывать по правилу святых отец, яко же каждый человек имеет 3 матери: 1-я мать родная, 2-я мать Пресвятая Богородица, 3-я мать земля. Того ради, аще кто матерно бранится, прогневает мать родную, и мать Пресвятую Богородицу, и мать землю (книга Золотая цепь).
С Богом сие соборное уложение обсудили и утвердили и подписали настоятели.
Алексий Георгиевичь Валехов
Автоном Семеновичь Куликов
Кондратий Кипряновичь Басаргин
Григорий Иларионовичь Гостевский
Григорий Васильевичь Мартюшев
Никон Игнатьевичь Чащин
Иосиф Васильевичь Мартюшев
Мих[аил] В.Якунин;
братия:
С. К. Басаргин, М. Н. Мартюшев, А. В. Басаргин, Д. Берестов, А. Рушаев, Ф. Т. Реутов, Я. А. Ерофеев.
Собр. ИИ СО РАН, № 10/90-г, л. 162-164 об.
Опубликовано: Духовная литература староверов Востока России XVIII - ХХвв. - Новособирск: Сибирский хронограф, 1999
|