ПРОТОКОЛЪ
заседания Духовной Комиссии при Центральномъ Комитете по деламъ старообрядцевъ Латвии отъ 22-го и 23-го апреля 1923 г.
На заседании присутствовали: отъ неприемлющихъ бракъ - председатель подкомиссии наст. А. М. Буклагинъ, члены наст. Ф. А. Беляевъ, Ф. В. Ершовъ, Ф. Г. Котовъ, начетчики: Г. В. Ксендзовъ, Я. С. Порозовъ, отъ приемлющихъ бракъ - председатель наставникъ М. Е. Богдановъ, члены наставники: М. Е. Филимоновъ, А. С. Мартыновъ, Ф..А. Васильевъ, М. М. Димитриевъ, начетчики: М. А. Власовъ, Е. К. Васильевъ, С. Ф. Во-робьевъ (учитель), отъ центральнаго комитета: Председатель к-та С. Р. Кирилловъ, секретарь Г. С. Елисеевъ, секретарь брачной подкомиссии Т. Ф. Макаровъ и секретарь безбрачной подкомиссии М. Е Артемьевъ. После торжественнаго молебна заседание комиссии открывается председателемъ центральнаго к-та С. Р. Кирилловымъ, который и предлагаетъ избрать президиумъ комиссии на данное собрание. Председателемъ комиссии единогласно избирается С Р. Кирилловъ, товарищемъ председателя Т. Ф. Макаровъ, секретаремъ Г. С. Елисеевъ и заместителемъ секретаря М. Е. Артемьевъ. Порядокъ дня:
1. Разсмотрение вопроса о томъ, присовокуплять-ли при поминовении наставника къ его имени „отца" или только называть его имя.
Члены комиссии, основываясь на постастановлении 1-го Московскаго Собора и существующихъ обычаяхъ, поддерживаютъ ту точку зрения, что при поминовении настав-никовъ присовокуплять слово „отца".
Основание: Въ святцахъ старцы имянуются отцами и матерями и не имевшии священнаго сана.
2. О недопустимости самоличнаго перехода наставниковъ изъ одного прихода въ другой.
Духовная Комиссия, на основании правила 53 главы Кормчей, единогласно постановила:
переходъ наст. изъ одной общины въ другую допускать только по постановлению Духовн. Ком., по разсмотрению обстоятельства дела согласия духовн. отца даннаго наставника и съ согласия заинтересованныхъ въ этомъ приходовъ.
3. Возможно-ли крестить детей, рожденныхъ отъ брака въ самыхъ близкихъ степеняхъ родства.
Дух. Ком.единогласно постановила: при крайней нужде допускать крещение детей, рожденныхъ отъ незаконныхъ браковъ, увещевая при этомъ родителей незаконный ихъ бракъ расторгнуть.
4. Объ установлении однообразия въ чтении первыхъ псалмовъ утрени и тропаря кресту.
Дух. Ком. постановила встречающиеся въ канонахъ и тропаряхъ слова „благовернаго царя" заменить словами „православныхъ христианъ", но не изменяя текстовъ пророческихъ ветхозаветныхъ чтений.
5. Разрешается-ли хождение съ крестнымъ ходомъ на кладбища, а такъ же вокругъ молитвеннаго храма.
Дух. Ком. постановила: следовать установившемуся обычаю: допустить съ крестомъ провожать на кладбище умершаго христианина и въ особо торжественныхъ случаяхъ, совершать по желанию наст. и прихожанъ крестные ходы вокругъ своего молитвеннаго храма.
Основание: книга Кирилова л. 185 и Кормчая л. 329.
6. О каждении народа въ храме.
Дух. Ком. постановила: кадить всехъ допущенныхъ на соборную молитву. Кн Семиона Солунс. гл. 274. Сын. церк. гл. 57.
7. Чемъ или какими правилами можно очистить родильницу и бабку, которая бываетъ при родахъ
Спрашивается, чемъ очистить родильницу и бабку?
Ответъ: Прежде всего водою, которою очищается всякая скверна и временемъ, которое простирается до 40 дней, а затемъ уже и молитвами, положенными въ большомъ потребнике, которыя въ нужныхъ случаяхъ не обязательны.
Основание : кн. Севаста арменон. л. 34, а по сему Дух. Ком., согласно предковъ, постановила налагать краткую епитимию по усмотрении ея Духовн. отца согласно кн. Кормчей л. 533.
8. Возможно-ли отпевать погребение по младенцу, который окрещенъ отъ иновернаго священника, но при крещении помазанъ не былъ.
Дух. Ком., на основании 46 и 47 и 58-го Апостольскихъ правилъ, единогласно постановила: что младенцы, а также и взрослые, крещенные иноверными, не могутъ быть погребаемы старообрядческими наставниками.
9 Ставить-ли свещи къ купели при крещении младенца и необходимо-ли кадить воду.
Дух. Ком , основываясь на гл. 15 большого потребника, постановила: ставить свещи къ купели и кадить воду.
10. Следуетъ-ли на кладбищахъ при пении литии кадить могилу.
На основании гл. 59 л. 600 кн. Кормчая Дух. Ком. постановила: кадить могилы усопшихъ при пении литии.
11. Следуетъ-ли при крещении никонианина въ старообрядчество давать ему новое имя или же оставить прежнее.
Дух. Ком. единогласно постановила: считать допустимымъ оставление прежняго имени.
Основание: большой потребникъ гл. 70 л. 574, по желанию крестившагося можетъ быть дано ему имя другое. Большой потребникъ л. 589 (Преображенскаго издания).
12. Исповедникъ, бывший у перваго своего наставника на исповеди, покаялся въ грехахъ своихъ и не возвратился къ нимъ, следуетъ-ли другому наставнику переспрашивать вновь те-же грехи.
Дух. Ком. единогласно иостановила: считать, что кающийся долженъ исповедываться новому наставнику во всехъ грехахъ своихъ, совершенныхъ со дня рождения. Больш. потребникъ л. 151.
13 О недопущении детей на увеселения въ великий постъ и накануне праздниковъ.
Дух. Комиссия единогласнопостановила: считать недопустимымъ хождение на увеселения христианскихъ детей вообще и въ особенности въ дни великаго поста и накануне праздника. Кн. Зонара прав. 17 л. 4.
14. О целовании креста и св. иконъ на Пасху и другие праздники.
Дух. Ком. постановила: что целовать Животворящий Крестъ и св. иконы допускаются все молящиеся, за исключениемъ отлученныхъ. Благовестное Евангелие Луки зач. 79 л. 164.
15 О держании вербы и свещей.
Дух. Ком. постаномнла: считать, что держать вербу и свещи допускаются все молящиеся, за исключениемъ отлученныхъ.
16 Возможно-ли наставнику не благословленному совершать духовныя требы.
Дух. Ком. постановила; исполнять требы и службы по нужде временно могутъ старцы съ благословения своихъ духовныхъ отцевъ, а постоянные наставники должны быдъ въ течении 3-хъ месячнаго срока благословлены наставниками въ числе не менее 3-хъ, съ участиемъ Духовнаго отца благословляемаго наставника и благословение должно быть утверждено Духовной Комиссией, о чемъ последняя выдаетъ наставнику соответствующее удостоверение.
17. Можетъ-ли наставникъ не иметь себе духовнаго отца и можетъ-ли онъ исповедываться у простеца.
На основании Толковаго Евангелия л. 45 и 46 и Деяния Московскаго Собора. л. 3. Дух. Ком. постановила: что наставники ежегодно должны исповедываться у своихъ Духовныхъ Отцовъ и только въ крайней нужде допустимо исповедываться у простеца.
18. О служении панихиды съ кутьей или безъ таковой и о количестве свещей, каковое надлежитъ къ кутье.
Дух. Ком. постановила: что паннхиду следуетъ стоять обязательно съ кутьей, ставя по одной свещи при обыкновенной панихиде и по 4 свещи при вселенскихъ.
Основание: Большой уставъ л. 61, Кормч. л. 600, Больш. Потр. гл. 32 и постановление Московскаго Предсоборнаго Совещания.
19. При какихъ случаяхъ возможенъ переходъ наставниковъ изъ одного согласия въ другое и остается-ли въ случае такого перехода въ силе благословение, полученное имъ отъ наставниковъ того согласия, въ которомъ онъ пребывалъ до перехода.
По данному вопросу Дух. Ком. определеннаго определения не вынесла, а постановила оставить его открытымъ и разрешить на Духовномъ Съезде путемъ собеседования.
20. О брадобритии и о последствии его. Дух. Ком. строго обсудивъ Богопротивный обычай мерзскаго брадобрития постановила: бреющихъ бороду въ клиросъ не допускать, а по усмотрению Дух Отца и къ соборной молитве, но при смертной болезни если кающийся обещаетъ оставить свой грехъ, на покаяние принимать.
Основание: Апостольское правило 53, Василия Великаго прав. 5., Кормч. л. 529.
21. 0 беззаконныхъ бракахъ.
Дух. Ком. постановила: что беззаконие закономъ допущено быть не можетъ, а по сему ни церковь, ни родители на смешанные и вообще беззаконные браки благословения давать не могутъ.
22. Текущия дела.
I. О курении табаку.
Дух. Ком., основываясь на книге о вере, постановила: курящихъ тдбакъ на молитву соборную не принимать и съ таковыми не сообщаться ни въ ядении ни въ питии.
II. О переходе старообрядцевъ отъ одного наставника къ другому и изъ одной общины въ другую.
Дух. Ком. постановила: а) Въ случае перехода старообрядцевъ къ Наставникамъ другого прихода, последний долженъ потребовать указать причины перехода отъ переходящаго и принять имеетъ право только съ согласия его прежняго наставника.
б) Въ случае перехода старообрядцевъ изъ одной общины въ другую принимать только по уважительнымъ причинамъ.
III. Могутъ-ли Наставники безбрачныхъ общинъ иметь у себя женъ.
Дух. Ком., основываясь на 87 правиле Василия Великаго и на указании Кормч. л. 32 и 248, постановила: считать подобное явление не допустимымъ.
IV. О посещении учениками старообрядцами иноверныхъ школъ при наличии чисто старообрядческихъ школъ.
Дух. Ком., считая крайне необходимымъ воспитание детей старообрядцевъ только въ старообрядческомъ духе, единогласно постановила: считать необходимымъ, чтобы дети старообрядцы въ такихъ случаяхъ обучались-бы только въ старообрядческихъ школахъ.
Въ виду исчерпания повестки дня заседание Духовной комиссии закрывается и заканчивается Общею Молитвою.
Следуютъ подписи:
Председателей, членовъ и секретаря.
|